ТемА 12. Систематизация законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТемА 12. Систематизация законодательства



Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

Цель занятия

Уяснить понятие и основные формы систематизации нормативно-правовых актов, ее значение в правовом регулировании. Уметь охарактеризовать основные виды инкорпорации, хронологические и предметные собрания нормативных актов, свод законов государства. Изучить понятие и виды кодификации нормативно-правовых актов в Российском государстве.

К семинарскому занятию может быть предложено подготовить научное сообщение на тему «Кодификационные акты: понятие, виды, место в системе нормативных актов», «Основы законодательства РФ».

 

План занятия

1. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение.

2. Инкорпорация нормативно-правовых актов. Свод законов Российского государства.

3. Кодификация российского законодательства: понятие, виды, перспективы.

4. Консолидация российского законодательства. Ее отличие от инкорпорации и кодификации.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите, что такое систематизация нормативно-правовых актов, и ее значение.

2. Назовите виды систематизации нормативно-правовых актов.

3. Что такое инкорпорация нормативно-правовых актов?

4. Определите понятие официальной и неофициальной, предметной и хронологической инкорпорации. Назовите соответствующие основания для деления на такие виды.

5. Назовите виды инкорпорированных актов.

6. Дайте определение понятию «консолидация нормативно-правовых актов».

7. Что такое кодификация нормативно-правовых актов? Чем она отличается от инкорпорации и консолидации? Каково ее значение?

8. Назовите виды кодификационных актов. Дайте их понятия. Приведите соответствующие примеры.

9. В чем своеобразие юридической природы основ законодательства на современном этапе развития

 

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

 

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «систематизация нормативных правовых актов», «учет нормативных правовых актов», «инкорпорация», «консолидация», «кодификация», «свод законов», «основы», «кодекс», «устав», «положение», «регламент».

 

Практическое задание:

1.Используя раздаточный материал, проконсолидируйте представленные нормативно-правовые акты. В чем отличие консолидированного акта от инкорпорированного?

 

Проблемные вопросы

1. Каково соотношение понятий «Свод законов России» и «Свод законодательства России»?

2. Есть ли основание для включения в Свод законов России постановлений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ?

3. Можно ли и в каком виде в Свод законов России включить результаты судебной практики?

4. Не ведет ли появление в России информационно-поисковых систем законодательства к ненужности формирования Свода законов Российской Федерации? Можно ли электронный эталонный банк нормативных актов считать Сводом законов государства?

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Нормативно-правовой материал:

1. Указ Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 51. – Ст. 4936.

2. Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 года № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации // Российская газета. – 1998. – 25 февраля.

3. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 1997 г. № С 5-7/ 03-859 «Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информации в арбитражных судах».

4. Классификатор правовых актов. Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 // Российская газета. – 2000. – 21-23 марта.

Учебная:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,2005. – С.476-496.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.253 – 269.

3. Теория государства и права /под ред. В.К. Бабаева. – М., 2006. – С. –.

Дополнительная:

Учебная:

4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.457 – 469.

5. Иванов А.А. Теория государства и права. – М.,2005. – С.136 – 146.

К Кожевников С.Н. Общая теория права. Курс лекций. – Т.2 – Н.Новгород,2010.– С.91 – 100.

6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.,2004. – С.288 – 294.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.,2002. – С.297 – 302.

8. Общая теория права. Академический курс в 3-х томах/отв. ред.М.Н. Марченко. – Т.2 – М.,2002. – С.254-270.

9. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 373 – 389.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С.294 – 307.

11. Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С.145–149.

12. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2005. – С.221 – 235.

13. Теория государства и права /под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2003. – С.276 – 289.

14. Чашин А.Н. Теория государства и права. – М., 2008. С. 457-525.

 

Научная:

15. Баранов В.М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. – Н. Новгород, 1998.

16. Кашанина Т.В. Юридическая техника. – М.,2007. – С.307– 336.

17. Систематизация законодательства в РФ. – СПб., 2003.

18. Чашин А.Н. Кодекс профессиональной этики депутата. – В кн.: Чашин А.Н.Квалификационный экзамен на адвоката. – М., 2008. – С.56–57.

19. Чашин А.Н. Деятельность по разработке и принятию новых российских кодификационных нормативно-правовых актов взамен аналогичных советского образца // Актуальные проблемы современной науки. 2007. № 1. С.38 – 43.

20. Чашин А.Н. Кодификационные акты дореволюционной России // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 1. – С.170 – 173.

 

По проблемным вопросам:

21. Чашин А.Н. История, состояние и перспективы кодификации медицинского законодательства // Аспирант и соискатель. – 2007. – №1. – С.3 – 5.

22. Чашин А.Н. Кодификация торгового законодательства // Аспирант и соискатель. – 2007. – №1. – С.54 – 56.

ТЕМА 13. ТЕОРИЯ НОРМ ПРАВА

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

 

Цель занятия

Приобрести глубокие знания о природе, структуре и видах юридических норм, добиться четкого представления о логическом строении правовой нормы, соотношении нормы права и статьи нормативного акта; научиться определять структурные элементы нормы права; письменно решать задачи.

При изучении видов правовых норм необходимо понять, что классификация таких норм проводится по различным критериям. Надо уметь объяснить, какое значение имеет классификация правовых норм для их правильного применения.

Теоретические положения о видах и структуре правовых норм нужно иллюстрировать конкретными примерами из действующего российского (особенно новейшего) законодательства.

Одному из студентов может быть предложено подготовить научное сообщение на тему «Дискуссионные вопросы структуры правовой нормы».

 

План занятия

1.Понятие, признаки и значение нормы права.

2.Отправные (исходные) правовые нормы: понятие, виды, структура.

3.Нормы-правила поведения: понятие, виды.

4. Структура юридической нормы. Виды гипотез, диспозиций и санкций.

5.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов.

 

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради темы из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему нормы права являются разновидностью социальных норм?

2. Каковы отличительные признаки правовой нормы? Сформулируйте ее понятие.

3. Определите понятие и виды отправных (исходных) норм права.

4. Дайте понятие дефинитивных норм, норм-принципов, норм-начал, определительно-установочных и коллизионных норм. Приведите соответствующие примеры.

5. Определите понятие норм-правил поведения. Назовите различные основания для их классификации.

6. По какому основанию нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные? Дайте понятие каждого из видов.

7. Определите, по какому основанию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Дайте понятие этих норм.

8. Из каких элементов состоит логическая структура правовой нормы?

9. Что такое гипотеза и каковы ее виды? Дайте понятие положительной и отрицательной гипотезы. Приведите примеры.

10. Что такое диспозиция? Каковы ее основные виды? Приведите примеры.

11. Определите понятия ссылочной и бланкетной диспозиций.

12. Что такое санкция? Каковы ее виды? Дайте понятие альтернативной, абсолютно-определенной и относительно-определенной санкции. Приведите соответствующие примеры.

13. В чем особенности структуры нормы-предписания? Из каких элементов она состоит?

14. Из каких элементов складывается структура отправной (исходной) нормы?

15. Каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта? Приведите соответствующие примеры.

 

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и уяснить определения понятий «норма права», «гипотеза», «диспозиция», «санкция», «положительная гипотеза», «отрицательная гипотеза», «относительно-определенная санкция», «абсолютно-определенная санкция», «альтернативная санкция», «ссылочная диспозиция», «бланкетная диспозиция», «коллизионная норма права», «дефинитивная норма права», «управомочивающая норма», «обязывающая норма», «императивная норма», «диспозитивная норма».

 

Рекомендуемая литература к теме 13

Основная:

Учебная:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,2005. – С.476-496.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.253 – 269.

3. Теория государства и права /под ред. В.К. Бабаева. – М., 2006. – С. –.

Дополнительная:

Учебная:

Абдулаев М.И. Теория государства и права. СПб., 2003 – С.201–216.

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.339 – 350.

Иванов А.А. Теория государства и права. – М.,2005. – С.136 – 146.

Кожевников С.Н. Общая теория права. Курс лекций. – Т.2 – Н.Новгород,2010.– С.61 – 70.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.,2004. – С.240 – 258.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.,2002. – С.272 – 287.

Общая теория права. Академический курс в 3-х томах/отв. ред.М.Н. Марченко. – Т.2 – М.,2002. – С.314-331.

Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 402 – 404.

Радько Т.Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С.247 – 266.

Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С.126–136.

Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2005. – С.115 – 131.

Теория государства и права /под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2003. – С.225 – 233.

Чашин А.Н. Теория государства и права.– М., 2008. – С.269 – 302.

 

Научная:

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 2. – С. 31–81.

Антропов В.Г. Правовая логика: структура правовой нормы. – Волгоград, 1999.

Астанин А.В. Гипотеза как элемент правовой нормы. – Автореф. дис…канд. юрид наук. – СПб,2004.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории норм права// Государство и право. 2003. № 4.

Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. – М., 1991.

Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика.- СПб., 2003.

Нормы советского права. Вопросы теории / Под ред. проф. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. – Саратов, 1987.

Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. – Казань, 1990.

 

По проблемным вопросам:

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб., 2003. С.317. –330; 331. – 371.

Проблемы теории государства и права/ под ред. М.Н.Марченко.– М.,2004. С.589 – 625.

Проблемы теории государства и права /под ред. В.С. Нерсесянца.. – М., 2004. – С. 246. –264.

Проблемы теории государства и права/ под ред. В.М. Сырых. – М.,2008.. – С.257. –291.

Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденция). - М.,2003. С.258. –260.

 

 

ТЕМА 13. НОРМЫ ПРАВА.

Практическое занятие.

Продолжительность практического занятия – 2 часа

 

Цель занятия

На основе полученных теоретических знаний о природе, структуре, видах юридических норм, способах их изложения в нормативных правовых актах приобрести практические навыки определения видов норм права, их структурных элементов; сформировать умение логического восстановления содержания правовой нормы в различных статьях нормативных правовых актов.

Методы и дидактические приемы поставленной цели – анализ в ходе занятия нормативного материала, выполнение специальных заданий.

 

Задание 1

Определить, сколько норм содержится в указанных статьях нормативных правовых актов, и видовую принадлежность этих норм в зависимости от классификационных оснований.

 

1.1. «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» (ст. 40 Семейного Кодекса РФ).

 

1.2. «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад» (п. 1 ст. 233 ГК РФ).

 

1.3. «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток» (ст. 20.1 КоАП РФ).

1.4. «Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если его деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, – наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев...» (ч. 1 ст. 342 УК РФ).

 

Задание 2

Методические указания. Необходимой предпосылкой успешного выполнения задания является основательное усвоение понятий о каждом из элементов юридической нормы – диспозиции, гипотезе и санкции.

В рамках данного задания следует:

– установить, сколько диспозиций (т.е. относительно самостоятельных правил поведения, указаний на те или иные своеобразные действия) содержится в анализируемой статье закона. При этом следует учитывать, что текстуальное выражение диспозиции обычно начинается одним из слов, выражающих: а) дозволение, разрешение, полномочие, возможность (например, «может», «имеет право»); б) обязывание, необходимость (например, «обязан», «должен», «надлежит», «требуется»); в) запрещение (например, «запрещено», «недопустимо»);

– выявить описание обстоятельств, условия, при которых надлежит (или возможно) осуществлять каждую из диспозиций (следует учитывать, что одна гипотеза может обслуживать несколько диспозиций);

– выяснить, имеется ли в тексте данной статьи закона отрицательные (для адресата нормы) последствия нарушения диспозиции (санкции). При этом нужно иметь в виду, что одна и та же часть нормы может выполнять различные функции, в частности, роль диспозиции или санкции в зависимости от того, чью (какого субъекта) деятельность она регулирует;

– охарактеризовать видовую принадлежность каждого из установленных элементов юридической нормы, опираясь на существующую их классификацию (и, прежде всего – классификацию диспозиций по характеру поведения).

Ответы по каждому заданию следует пояснить, обосновать соответствующими теоретическими аргументами.

2.1. «Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда» (ст. 15.13 КоАП РФ).

2.2. «О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса» (ст. 28.2 КоАП РФ).

 

2.3. «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового» (ст. 163 УК РФ).

 

2.4. «За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами» (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

 

2.5. «На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты» (ст. 222 Трудового кодекса РФ).

 

2.6. « Ничтожная сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним).

К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса» (п. 1 ст. 172 ГК РФ).

 

2.7.Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).

 

 

Задание 3

Методические указания. Необходимо осуществить комплексный анализ правовой нормы: а) определить элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определить вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

 

3.1.Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными камнями либо с жемчугом, в нарушении правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1, ст. 191 УК РФ).

 

3.2.Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения(лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, а также с нарушением условий лицензирования (незаконное предпринимательство), совершенное в течении года после наложения административного взыскания – наказывается лишением свободы на срок до одного года либо штрафом от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда с компенсацией имущества или без таковой (ст. 162 УК РФ).

 

3.3.Если предмет залога погиб или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное (п. 2.ст. 345 ГК РФ).

 

3.4. «1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом» (ч. 2-3, ст. 222. ГК РФ).

 

3.5. «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (ст. 221 Трудового кодекса РФ).

Задание 4

4.1. Определите и выпишите в тетрадь по две статьи из отмеченных нормативных актов, содержащие: а) нормы-принципы в Конституции РФ; б) поощрительные нормы в УК РФ; в) императивные нормы в ГК РФ; г) дефинитивные нормы в УПК РФ.

 

4.2. В Законе РФ от 27 декабря 1991 года, № 2124-1 «О средствах массовой информации» («Российская газета». 1992. 8 февраля) отыщите статью, содержащую 12 законодательных дефиниций, и выпишите в рабочий блокнот 3 любых законодательных определения.

 

ТЕМА 14. СИСТЕМА ПРАВА

Продолжительность семинарского занятия - 2 часа

 

Цель занятия

Уяснить, что представляет собой правовая система, система права и система российского законодательства. Особое внимание следует уделить рассмотрению внутренней структуры системы права, критериям деления норм права на отрасли, соотношению системы права, системы законодательства и правовой системы.

Уметь охарактеризовать основные отрасли действующего российского права, обосновать теоретические положения материалами действующего законодательства и практикой его реализации.

Одному из студентов к семинарскому занятию может быть предложено подготовить научное сообщение на тему «Соотношение публичного и частного права в современной России».

 

План занятия

1. Понятие системы права в России. Соотношение системы права, системы законодательства и правовой системы.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли.

3. Отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика основных отраслей российского права.

4. Институты права: понятие и виды.

5. Соотношение российского права и международного права.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система права? Из каких основных элементов она складывается?

2. Определите понятие «отрасль права». Назовите основные отрасли российского права.

3. Что такое правовой институт? Приведите примеры отраслевого и комплексного правового института.

4. Как определяется понятие «предмет правового регулирования»?

5. Что такое метод правового регулирования? Назовите основные методы правового регулирования.

6. Что такое публичное право? Какие отрасли относятся к сфере публичного права?

7. Что такое частное право? Какие отрасли права относятся к частному праву?

8. Что такое материальное право и процессуальное право? Из каких отраслей они состоят?

9. Каково соотношение российского и международного права?

 

 

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тествые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

 

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «система права», «отрасль права», «подотрасль права», «институт права», «субинститут права», «предмет правового регулирования», «метод правового регулирования», «система законодательства», «правовая система», «международное право», «публичное право», «частное право».

Практическое задание

1. В рабочей тетради, используя приведенный образец, вычертите и заполните следующую таблицу:

 

№ п/п Отрасль права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования Основные источники права
1. Конституционное право Основы конституционного строя, права и свободы личности, федеративное устройство, институт Президента, Федеральное Собрание, судебная власть, местное самоуправление Императивный Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.
2. Гражданское право      
3. Уголовное право      
4. Административное право      

 

2. Используя КоАП РФ, выпишите соответствующие статьи, содержащие материальные и процессуальные правовые нормы.

 

Проблемные вопросы

1. Порассуждайте о том, какие последствия происходят или могут произойти в общественном развитии при переводе на частноправовые рельсы отношений в сфере здравоохранения, образования, искусства, культуры, области семейно-брачных и трудовых отношений.

2. Какое место занимает соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемое органами государственной власти субъектов РФ в правовой системе страны?

3. Какова возможность обращения граждан РФ с жалобами
в Европейский Суд и каковы последствия принятия таких жалоб
к рассмотрению? Может ли Европейский Суд отменить тот или иной акт национального законодательства (и практику его применения) по мотиву их несоответствия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод?

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ. – М.,2010. – Ч.1.

2. Воздушный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. –1997. – № 12. – Ст. 1383.

3. Классификатор правовых актов. Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 // Российская газета. – 2000. – 21-23 марта.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 30 апреля 1999 года // Российская газета. – 1999. – 1-5 мая.

 

Учебная:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,2005. – С.476-496.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.253 – 269.

3. Теория государства и права /под ред. В.К. Бабаева. – М., 2006. – С. –.

Дополнительная:

Учебная:

Абдулаев М.И. Теория государства и права. СПб., 2003 – С.201–216.

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.339 – 350.

Иванов А.А. Теория государства и права. – М.,2005. – С.136 – 146.

Кожевников С.Н. Общая теория права. Курс лекций. – Т.2 – Н.Новгород,2010.– С.61 – 70.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.,2004. – С.240 – 258.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.,2002. – С.272 – 287.

Общая теория права. Академический курс в 3-х томах/отв. ред.М.Н. Марченко. – Т.2 – М.,2002. – С.314-331.

Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 402 – 404.

Радько Т.Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С.247 – 266.

Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С.126–136.

Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2005. – С.115 – 131.

Теория государства и права /под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2003. – С.225 – 233.

Чашин А.Н. Теория государства и права.– М., 2008. – С.269 – 302.

 

Научная:

Алексеев С.С. Общая теория права: Курс: В 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 244-246, 294-296.

Астафичев П.А. Базовые отрасли российского права: понятия, источники, тесты для самоконтроля. – Орел, 2001.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства, правовая система. – Н. Новгород, 2000.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства, правовая система. – Н. Новгород, 2000.

Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии// Государство и право. 2003.№ 1.

Ершов В.В., Ершова Е.А. Современные проблемы международного права// Российское правосудие.2006.№2.

Зимненко Б.Л. Международное право и правовое система Российской Федерации. – М., 2006.

Мозолин В.П. Система российского права // Государство и право. –2003. –№ 1.

Разуваев Н.В. Правовая система и критерии дифференциации права// Правоведение.2002. № 3.

Реутов В.П. Функциональная природа системы права.- Пермь, 2002.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995.

Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. – М., 2000.

Толстик В.А. Иерархия российского и международного права. – Н.Новгород, 2001.

 

По проблемным вопросам:

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права.– СПб., 2003. 331–371.

Проблемы теории государства и права/ под ред. М.Н.Марченко.- М.,2004. С. 715–745.

Проблемы теории государства и права /под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2004. С. 325–346.

Проблемы теории государства и права/ под ред. В.М. Сырых. - М.,2008. С.257–291.

Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденция). - М.,2003. С. 281–286.

 

ТЕМА 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

 

Цель занятия

Студенту надлежит четко уяснить природу правоотношения, осознать диалектическую взаимообусловленность правовых и экономических отношений. Особое внимание нужно обратить на предпосылки возникновения правоотношений, обусловленность правовых отношений нормами права. На базе изучения действующего российского законодательства разобраться в понятии и видах правоспособности, дееспособности, элементах правового статуса. Специальное внимание следует уделить взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей, проблеме объекта правоотношения, классификации юридических фактов.

К семинарским занятиям студентам предлагается подготовить научные сообщения на темы: «Виды правоотношений», «Фактический состав», «Особенности ограничения правоспособности субъекта права».

 

План занятия

1. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Виды правоотношений.

3. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность. Правоспособность и дееспособность по действующему законодательству России. Индивид как субъект международного права. Правовой статус личности.

4. Объект правоотношения.

5. Субъективные права и юридические обязанности.

6. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правоотношение? Каковы его признаки и предпосылки возникновения?

2. Каковы основания деления правоотношения на определенные виды? Назовите виды правоотношений по различным основаниям.

3. Определите понятия относительных и абсолютных правоотношений.

4. Что такое субъект права? Назовите виды субъектов права.

5. В каких случаях субъектом права может выступать государство?

6. Что такое правосубъектность?

7. Определите понятия правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

8. В каких случаях возможно ограничение дееспособности?

9. Что такое правовой статус личности?

10. Что такое объект правоотношений? Назовите основные подходы
к понятию объектов правоотношений.

11. Определите виды объектов правоотношений с точки зрения плюралистического подхода.

12. Что такое субъективное право и юридическая обязанность? Назовите их существенные признаки.

13. Определите понятие и виды юридических фактов.

14. Что такое действие и событие как юридические факты? Каковы их виды?

15. Дайте понятие и приведите примеры юридических актов и юридических поступков.

16. Что такое фактический состав?

 

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

 

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «правоотношение», «субъект права», «правоспособность», «дееспособность», «юридическое лицо», «субъективное право», «законный интерес», «юридическая обязанность», «объект правоотношения», «юридический факт», «событие», «действие», «фактический состав».

 

Практическое задание

Задание 1

Изучите приведенные ниже элементы состава правоотношения на примере купли-продажи. По аналогии приведите эле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.149.56 (0.181 с.)