Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основы менеджмента. Эволюция концепций менеджмента↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Менеджмент» Магомедова Г.П. Закариялова Б.М. Атаева В.И. Содержание: Введение…………………………………………………………………………..……………………………….……….2
Раздел 1. Основы менеджмента. Эволюция концепций менеджмента Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента……………...3 Тема 1.2. История возникновения и развития менеджмента. Основные школы (концепции) управления………………………………………………………………..9 Тема 1.3. Организация и ее среда…………………………………………………….14 Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике Тема 2.1. Цикл менеджмента………………………………………….………………18 Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива……………….…………………20 Тема 2.3. Организация деятельности коллектива…………….……………………...24 Тема 2.4. Мотивация сотрудников……………………………………………………30 Тема 2.5. Контроль в управлении……………………………………………………..33 Раздел 3. Методы и стили управления Тема. 3.1. Система методов управления………………………………………………37 Тема 3.2. Стили управления. Руководство в организации…………………………...44 Тема 3.3. Управление персоналом……………………………………………………..50 Тема 3.4. Управленческие решения в организации…………………………………..59 Раздел 4. Коммуникации и деловое общение Тема 4.1. Коммуникации в управлении организацией……………………………….61 Тема 4.2. Деловое общение…………………………………………………………….65 Введение:
Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в России проявляется активный интерес. Очевидна необходимость освоения знаний и опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Успех в любом деле редко приходит случайно. Для его достижения люди используют эффективное управление. Являясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие должно иметь такое управление, которое сумеет обеспечить ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Возрастает потребность в руководителях, способных к предпринимательству, риску, конкуренции. При подготовке менеджеров необходимо не только изучение принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления, но и развитие способности прогнозировать предстоящие изменения и в соответствии с ними разрабатывать стратегию, рыночную политику организаций, служащую опорой при постановке задач и осуществлении управленческой практики. Особое внимание в данной работе уделяется формированию четкого представления о роли и задачах к нему в России проявляется активный интерес. Очевидна необходимость освоения знаний и опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Успех в любом деле редко приходит случайно. Для его достижения люди используют эффективное управление. Являясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие должно иметь такое управление, которое сумеет обеспечить ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Возрастает потребность в руководителях, способных к предпринимательству, риску, конкуренции. При подготовке менеджеров необходимо не только изучение принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления, но и развитие способности прогнозировать предстоящие изменения и в соответствии с ними разрабатывать стратегию, рыночную политику организаций, служащую опорой при постановке задач и осуществлении управленческой практики. Раздел 1. Основы менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента Вопросы: 1. Понятие менеджмента. Менеджмент, как особый вид профессиональной деятельности. 2. Цели и задачи менеджмента. 3. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. 4. Американский и Японский менеджмент преимущества и недостатки ВОПРОС 1. В переводе с английского языка слово «менеджмент» означает «управление». Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". ВОПРОС 2. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Цели менеджмента: 1. Получение (увеличение) прибыли, 2. Повышение эффективности хозяйствования, удовлетворение потребности рынка, 3. Решение социальных вопросов. Различаются цели 1. общие и глобальные, 2. разрабатываемые для фирмы в целом, 3. специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, а также эффективного использования кадрового потенциала. Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. 1. работа с людьми (например, задача мастера), 2. работа с предметами (например, задача рабочего в цехе), 3. работа с информацией (например, задача казначея). Задачи менеджмента: 1. организация производства конкурентоспособных товаров, 2. совершенствование производственного процесса, 3. внедрение новейших технологий, 4. повышение качества продукции, 5. снижение затрат на производство. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. ВОПРОС 3. Основные категории менеджмента - это принципы, объект, субъект, функции, виды и методы управления.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Объектом управления - могут быть 1. отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), 2. территориальные общности людей (область, район, город), 3. отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), 4. аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), 5. виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), 6. характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
ВОПРОС 4. Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента
ВОПРОС 2.
Любое государственное устройство, любая человеческая деятельность предполагает, что существует: 1. объект управления (то чем управляют) 2. субъект управления (тот, кто управляет). Необходимость в управлении появляется, когда лица, непосредственно выполняющие работу, не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Менеджмент существовал всегда там, где люди работали группами, в трех сферах человеческого общества: политической;экономической;оборонительной. Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры. ВОПРОС 3. Концепции (школы) управления: 1. Школа научного управления получила развитие в США в начале XXв., основоположник Фредерик Тейлор который считал менеджмент наукой. По мнению Тейлора, работа по управлению – это определенная специальность (сосредоточение работников на том, что они делают успешнее всего). 2. Школа административного управления направлена на разработку принципов управления организацией в целом. Огромный вклад в теорию управления внёс Анри Файоль. Согласно его концепции управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Большое значение Файоль придавал подготовке управляющего. 3. Школа человеческих отношений – определяет менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Самыми крупными авторитетами в развитии этой школы считаются Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Данная концепция предполагает, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Представители данной концепции утверждали, что управление может быть эффективным, если руководители знают личностные особенности своих подчинённых, их сильные и слабые места. 4. Поведенческая школа – это современная теория получившая развитие в 60е годы. Сторонники этой школы предполагали, что эффективность производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Один из представителей данной концепции Дуглас Макгрегор предлагал два взгляда на человеческую природу: 1. X – это работники, по природе ленивые, безответственные, требующие непосредственного контроля и не способные трудиться без принуждения. 2. Y – это работники трудолюбивые, ответственные, жаждущие одобрения и поддержки. ВОПРОС 4.
Выделяют три подхода к управлению: 1. Процессный подход -позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Качество выполнения предыдущего этапа — необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В организации протекает множество процессов. Все процессы подразделяют на три группы: 1. основные, которые связаны с производством продукции; 2. обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.); 3. управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения. Все процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. 2.Системный подход. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. 3. Ситуационный подход к управлению увязывает различные приемы и концепции с конкретными ситуациями деятельности предприятия для достижения своих целей. Он концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить влияние ситуаций на эффективность деятельности предприятия. Тема 1.3. Организация и её среда. Вопросы: 1. Организация (предприятие) – основа менеджмента. Организация как открытая система. 2. Внешняя и внутренняя среда организации. ВОПРОС 1. Организация – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность, которую необходимо организовать и направлять для достижения общих целей. Группа должна соответствовать требованиям: наличие не менее двух человек; наличие цели, которая принимается как общая для всех членов группы; совместная работа для достижения общих целей. Основной внутренней целью любой организации является получение прибыли, а внешняя цель выражается в её миссии. Миссия - это е задачи, которые организация берётся решать в обществе. Общие характеристики организации: 1. Ресурсы организации - кадры, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. 2. Зависимость организации от внешней среды. Организация полностью зависит от окружающего мира, то есть внешней среды, как в отношении ресурсов, так и в отношении своих клиентов или потребителей. 3. Разделение труда - горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда - это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. Вертикальное разделение труда – это иерархичная структура управления, предполагающая соподчиненность каждого звена. 4. Необходимость управления в организации - предполагает назначение руководителей с определением круга их обязанностей и ответственности. Организация, взаимодействуя с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, поэтому рассматривается как "открытая система". С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). Основные разновидности ресурсов входа: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила.
ВОПРОС 2. Среда – это совокупность элементов и событий, которые могут повлиять на деятельность организации. Внутренняя среда организации – это совокупность элементов и отношений, находящихся внутри организации постоянно влияющих на его деятельность. Основные элементы внутренней среды: 1. цели и задачи - определяют специфику работы организации и выбор формы организационного управления. 2. структура — совокупность служб и подразделений организации, находящихся в определённом соподчинении друг с другом, в её основу положен принцип разделения труда (горизонтальное и вертикальное) ВОПРОС 1. Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течении определенного времени. Функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми способами. Цикл менеджмента – это последовательное выполнение функций менеджмента.
4 1 функции управления 3 2 Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий: 1. определение миссии предприятия; 2. установление целей организации; 3. определение стратегии поведения организации и составляющих его структур; 4. разработку политики и процедур регламентирующих поведение объектов управления в организации; 5. формирования производственной программы организации. Планирование позволяет: ü поддерживать непрерывность и пропорциональность производства; ü способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов Функция организации нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Она предполагает: 1. формирование структуры организации (определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание); 2. обеспечение всем необходимым (оборудованием, персоналом, денежными средствами и т.д.). Данная функция обеспечивает согласование всех элементов системы. Функция мотивации – состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям. Работники предприятия должны не просто работать, а качественно работать. Для этого менеджер использует различные стимулы, как материальные, так и моральные. Данная функция способствует росту производительности труда, повышению качества продукции, создает условия для укрепления производственной и трудовой дисциплины. Функция контроля – заключается в наблюдении за ходом производственных процессов и выявлении отклонений. Она предполагает наблюдение, проверку всех сторон деятельности, учёт и анализ. Данная функция обеспечивает действенную оценку хода и результатов производства создает условия для осуществления \менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.
Функции менеджмента находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связанны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь. Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива.
Вопрос: 1. Содержание, цели и задачи планирования. Виды планов. 2. Методы планирования. 3. Процесс стратегического планирования: А) миссия; цели; Б) анализ внешней среды; управленческое обследование внутренних слабых и сильных сторон В) анализ стратегических альтернатив; выбор, реализация и оценка стратегии. 4. Тактическое (текущее) планирование. ВОПРОС 1. Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Планирование – это процесс принятия конкретных решений позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. Цель планирования – это обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач Важнейшими целями в планировании на предприятиях являются: объём продаж, прибыль, доля на рынке. Этапы планирования: 1. прогнозирование; 2. выяснение и выбор вариантов развития; 3. формулирование целей; 4. разработка программы действий и составление графика работ; 5. формирование бюджета. Задачи планирования: 1. определение ожидаемых опасностей 2. определение предполагаемых возможностей развития организации. 3. обоснование стратегий, целей и задач которые планирует осуществить организация 4. планирование средств достижения поставленных целей и задач 5. определение потребности ресурсов их объёмов и структуры 6. внедрение разработанных планов 7. контроль за выполнением планов. Виды планов: Планы – цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Планы для повторяющихся действий – предписывают сроки действий и порядок осуществления в стандартных ситуациях. Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем. По срокам выполнения, планы делятся на долгосрочные - сроком свыше пяти лет; среднесрочные - от года до пяти и краткосрочные - до года. ВОПРОС 2. Можно выделить несколько методов планирования: Бюджетные методы – основаны на составлении таблиц (бюджетов) в которых представлено поступление или распределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности. Балансовые методы – основаны на взаимной увязке бюджетов поступления и распределения ресурсов в рамках планового периода. Данный метод предполагает составление баланса:
Нормативный метод – предполагает, что в основу плановых заданий закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Данный метод используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу. Математические методы представляют собой точное математическое описание экономического процесса с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, графиков и др.) Графические методы предполагают составление различных схем выполнения поставленной задачи. ВОПРОС 3.
А) Стратегическое планирование предполагает разработку планов деятельности всего предприятия в целом. Стратегический план – это детальный план, в котором определены миссия организации, её цели и задачи, способы и программа их выполнения. Процесс стратегического планирования Определение анализ внешней среды изучение миссии и целей альтернативных анализ внутренней среды стратегий
оценка хода реализация выбор реализации стратегии стратегии стратегии Миссия – это определение направлений деятельности организации, выделение основных принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Б) Анализ внешней среды включает: 1. анализ потребителей и конкурентов, 2. анализ правовой среды (изучение законов) 3. анализ экономической среды (темпы инфляции, уровень занятости, состояние экономики) 4. анализ социальной среды (структура населения, потребности, стиль жизни). 5. анализ экологической среды (климатические и географические особенности). Анализ внутренних факторов организации должен оценить: позволяют ли внутренние силы воспользоваться возможностями; какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ сильных и слабых сторон предприятия – осуществляется с помощью SWOT – анализа.
SWOT – это аббревиатурное обозначение сильных сторон (strengths), слабых сторон (weaknesses), благоприятных возможностей (оopportunities), факторов угрозы (threats). В) ограниченный рост (установление цели от достигнутого) внешний рост альтернативные рост (присоединение к орга- стратегии (ежегодное низации других произ наращивание целей) водств)
внутренний рост (увеличение выпуска продукции или расши- рение ассортимента)
отсечение лишнего сокращение (отделение неперспективных (рационализация подразделений) и переориентация развития) ликвидация сочетание сокращение и переориентация (изменение пропорций в производстве продукции) Выбор стратегии – это выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи Факторы, влияющие на выбор стратегии:
риск знание прошлых реакция на владельцев фактор времени стратегий
Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих правильному распределению ресурсов и утверждению плана работы.
ВОПРОС 4. Тактическое планирование – уточнение, коррекция, дополнение, т.е. конкретизация стратегии. Тактика одна из форм выражения стратегии. Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактика – это определенные шаги, ступени по направлению к общей цели. Стадии процесса тактического планирования
подготовка плана принятие плана (сбор, систематизация и уточнение информации, её анализ, уточнение целей и задач, определения меро- приятий подлежащих включению в план)
Текущее планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. Оно осуществляется на срок до одного года. Стадии текущего планирования:
выявление определение предварительный проблемы возможных выбор одного из действий возможных действий
окончательны выбор анализ возможных действий последствий ВОПРОС 1.
Организация – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность, которую необходимо организовывать и направлять для достижения общих целей.
Уровни управления - это проявление разделения труда в организации. Процесс управления можно представить в виде пирамиды, в которой выделяют три уровня:
Менеджеры высшего уровня
руководители среднего звена
низший уровень управления
Менеджеры высшего уровня (председатель совета директоров, президент, правление и т.д.)
обеспечивают интересы отвечают за формирование определяют действия и потребности владельцев общих целей, к достижению данного предприятия. поставленных целей
Руководители среднего звена (директор предприятия, и филиалов, входящих в состав организации, руководители отделов и подразделений) обеспечивают реализацию целей ответственны за детальную разработку поставленных руководителями заданий для подразделений предприятия высшего уровня
Низший уровень управления (бригадиры, мастера, зав. отделами, начальники лабораторий и т.д.) Выполняют задания, полученные от менеджеров среднего уровня
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.43 (0.016 с.) |