Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.3: Управление персоналом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Управление персоналом. 2. Принципы подбора и расстановки кадров. Собеседование, тестирование. Формы и методы работы с кадрами. 3. Социальная адаптация работников в коллективе, обучение и профессиональное развитие персонала. 4. Система оценки деятельности и результатов труда работников. Кадровая служба и кадровая политика предприятия. 5. Самоменеджмент. 6. Самооценка. Планирование карьеры,самоорганизация. Вопрос 1: Термин «персонал» объединяет всех участников организации. Управление персоналом организации — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников/ Управление персоналом объединение совместного созидательного труда работников для достижения целей организации. Цель управления персоналом — принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, их эффективное использование и совершенствование их профессиональной подготовки. Люди — это основной ресурс, от которого в решающей степени зависит достижение успеха. Поэтому современный менеджер должен ценить своих сотрудников и относиться к ним с пониманием и объективно. Работа с персоналом включает следующие направления: 1. оценку потребностей предприятия в кадрах и определение критериев их подбора; 2. подбор персонала и прием его на работу; 3. обучение кадров; 4. организацию эффективной работы персонала; 5. оценку результатов его работы.
Основные критерии подбора персонала
Вопрос 2: Для привлечения необходимых кандидатов существует много методов: 1. агентства по трудоустройству; 2. объявления в газетах, по радио и телевидению; 3. расклеивание объявлений и т.п. Отбор кандидатур происходит обычно в несколько этапов. Первичное выявление претендентов происходит путем анализа их документов (общих анкет, резюме, характеристик, рекомендаций). С помощью оценки документов можно получить общую информацию, позволяющую сделать вывод о целесообразности встречи с кандидатом для ознакомительного собеседования. Оно позволяет отсеять большую часть претендентов, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие методы дальнейшей проверки, для изучения психологических и профессиональных качеств и выдвижения на соответствующую должность. Для этого используют следующие методы: 1. целевые собеседования - оценка интеллекта, профессионализма, эрудиции, сообразительности, открытости новому, наблюдательности, инициативности, благоразумия, прилежания и т.п.; 2. тестирование, - для отбора лучших претендентов, так и для отсева слабых. Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с будущим руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога принимает окончательное решение и отбирает лучшего из претендентов. Такое собеседование проводится обычно с группой кандидатов (два-три человека на каждую должность), направляемых кадровыми службами. Ошибками при отборе кадров считаются: 1. отсутствие перечня требований к претендентам; 2. поспешное суждение о человеке (ошибочная интерпретация его внешности, ответов на вопросы); 3. нетерпимость к недостаткам, которые есть у всех, или, наоборот, их игнорирование; 4. ориентация на формальные заслуги; 5. прием людей без необходимости, т.е. по принципу «был бы человек, а работа найдется». Условия, на которых принимается на работу отобранный кандидат, обычно излагаются в форме договора с правами и обязанностями обеих сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, где излагаются все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить и работника, и нанимателя от претензий в случае возникновения спора. Процесс подбора кадров осуществляется в несколько этапов: I. Набор (вербовка) кандидатов, способных выполнять те или иные функции необходимые в данный момент для организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация в печати, обращение к агентствам по трудоустройству, в учебные заведения, даже поиск кандидатов в конкурирующей форме. Набор внутри своей организации проводят большинство организаций. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле, повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность к своей организации. II. Отбор кадров - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности к выполнению служебных функций. Основные критерии отбора
Образование
Опыт Профессионализм
Тип личности Потенциал Деловые развития качества Соответствие личности кандидата реальной потребности
Таким образом, для отбора лучшего из предложенных кандидатов на должность применяют определенные принципы и методы. Основными принципами являются; 1. Наличие в организации детальных должностных инструкций или требований к рабочему месту, на базе которых будет вестись поиск нужных работников, и оцениваться профессиональная принадлежность кандидатов. 2. Обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым содержанием работы, индивидуальных качеств претендентов. 3. Нужно ориентироваться на сильные, а не на слабые стороны человека и искать не индивидуальных, а наиболее подходящих для данной должности кандидатов.
Методы отбора кадров
Вопрос 3: В процессе отбора кандидатов руководитель останавливает свой выбор на наиболее квалифицированных и опытных специалистах. Вновь набранный персонал целесообразно адаптировать к условиям и особенностям работы в данной организации. Введение в должность. - это совокупность процедур, которые проводятся, чтобы ускорить освоение новичком работы, помочь установить контакты с окружающими. Поступившего сотрудника: · поздравляют с началом работы, · знакомят с подразделением и обстановкой, · рассказывают о трудностях, которые могут встретиться, наиболее распространенных ошибках, · информируют о людях, с которыми придется работать, особо выделяя тех, на которых всегда можно положиться, у кого можно попросить совета, однако не забывая и тех, у кого трудный характер. Обучение кадров, позволяет решить следующие задачи: 1. персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство принадлежности к ней; 2. сотрудники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники; 3. повышается чувство удовлетворенности своей работой, поскольку люди чувствуют, что их ценят; 4. в сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала. Обучение можно проводить различными методами: 1. на рабочем месте - короткие консультации, инструктаж в процессе работы; 2. организованные курсы обучения в течение какого-то времени; 3. краткосрочные курсы с отрывом от производства. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Наставничество характеризуется тем, что наставник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных без освобождения от основной работы. Ротация - перемещение работника с одной позиции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы, приобретения новых навыков. Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат.
Вопрос 4: Оценка результатов работы сотрудников проводится по итогам работы за прошедший год. Она осуществляется непосредственным руководителем в процессе индивидуального общения с каждым работником. При оценке результатов работы каждого сотрудника необходимо: 1. проанализировать показатели его работы; 2. подчеркнуть и похвалить за успехи в работе; 3. выявить и разобраться вместе с ним в его слабых сторонах и недоработках; 4. определить задачи на будущее; 5. дать сотруднику возможность высказаться по результатам оценки; 6. выслушать замечания сотрудника относительно условий работы, 7. обсудить любые жалобы или вопросы дисциплины. В ходе такой оценки результатов работы сотрудника непосредственный руководитель выступает прежде всего как советчик, консультант, пытающийся совместно с подчиненным найти его ошибки, наметить пути их преодоления и продуктивного решения стоящих задач. Успех оценки обусловливается доброжелательным отношением к аттестуемым сотрудникам, объективным пониманием достоинств и недостатков в их работе, четкостью критериев и показателей данной оценки результатов. Цели оценки результатов работы персонала: 1. Административная оценка — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. 2. Информационная оценка - работник узнает не только, достаточно ли хорошо он работает, но и что конкретно является его сильными или слабыми сторонами и в каком направлении он может совершенствоваться. 3. Мотивационная оценка – определение сильных работников, для выражения благодарности или повышения заработной платы либо должности. Практика оценки руководителями своих сотрудников выгодна всем: · сотрудникам она дает возможность личного контакта с руководителем, получения необходимой помощи, защищает от произвола; · руководитель получает повод ближе познакомиться с подчиненными, изучить их мнение по тем или иным проблемам; · в организации в результате такой практики создается благоприятный морально-психологический климат, формируется резерв сотрудников для повышения в должности, а также происходит оценка самих руководителей. К адровые службы, являются функциональным, или вспомогательным, подразделением организации.. Работники кадровой службы выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и др. Кадровые службы должны постепенно превратится в центры по разработке и реализации стратегии организации по труду. Это значит, что они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. Основное содержание работы кадровых служб составляют: 1. формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.п.); 2. развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, обучение, аттестация и оценка персонала, организация движения по службе); 3. совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
Вопрос 5: Самоменеджмент — это организация руководителем своей собственной деятельности. Процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни. Самоменеджмент — это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Требования к качествам менеджеров: 1. способность формулировать и реализовывать жизненные цели; 2. личная организованность; 3. самодисциплина; 4. знание техники личной работы; 5. способность делать себя здоровым; 6. эмоционально-волевой потенциал; 7. самоконтроль. Значение самоменджмента состоит в следующем: 1. выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; 2. меньше спешки и стрессов; 3. больше удовлетворения от работы; 4. активная мотивация труда; 5. рост квалификации; 6. снижение загруженности работой; 7. сокращение ошибок при выполнении своих функций; 8. достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем. Процесс самоменеджмента включает: 1. постановка цели — анализ и формирование личных целей; 2. планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности; 3. принятие решений по конкретных делам; 4. организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач; 5. контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей); 6. информация и коммуникации — фаза, свойственная в определенной степения всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента. Принципы самоменеджмента: 1. Выполнение работы с наименьшими затратами. 2. Лучшая организация труда. 3. Лучшие результаты труда. 4. Меньше спешки и стресса. 5. Больше удовлетворения от работы. 6. Большая мотивация труда.
Вопрос 6.
Эффективное управление персоналом организации предполагает активное участие самих работников в этом процессе. На то есть серьезные причины. Дефицит времени, перегрузка работой, стрессы — проблемы, знакомые всем особенно руководителям. Сколько способных, а нередко и талантливых людей мало чего добивались в жизни по одной лишь причине: они не смогли достаточно разумно использовать свое время. К сожалению, для руководителей "не иметь времени" и работать как можно больше и дольше стало своего рода символом служебного положения. Можно привести высказывания разных авторов о значении менеджмента времени для эффективного менеджмента организаций: "Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством и техникой влияния на людей выступает фактором, который предопределяет Ваш успех или неудачу"(У. Зиверт) "Время — самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим"(П. Друккер) Еще о значении времени: * Время необратимо; *Время нельзя накопить; *Время нельзя умножить; * Время нельзя передать; *Время проходит безвозвратно. Причины дефицита времени — в его потерях. Среди самых существенных "поглотителей времени" можно выделить следующие: Нечеткая постановка цели. Отсутствие приоритетов в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. Недостаток мотивации (безразличие к работе). Неполная запоздалая информация. 6. Отсутствие самодисциплины. 7. Неумение довести дело до конца. 8. Отрывающие от дел телефонные звонки. 9. Слишком редкое делегирование дел. 10.Недостаточный контроль за перепорученными делами. Удачливые руководители обладают разными чертами характера и качествами. Но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и освобождаются для выполнения истинно управленческих функций и для досуга. Способность руководителя самоорганизоваться и научить своих подчиненных поступать таким же образом - важное условие эффективного менеджмента. Беречь время означает сознательно его планировать и оптимально использовать. Поскольку никто лучше вас не знает ваших проблем в части организации труда, постольку необходимо каждому, а тем более руководителям, осваивать самоменеджмент. Планирование карьеры руководителя и должность каждого сотрудника предусматривает выявление его потребностей и возможностей/а также проведение мероприятий, обеспечивающих использование выявленных возможностей и удовлетворение потребностей в развитии. Наши явные и скрытые потребности, интересы, желания выражаются в виде четких намерений и в точных формулировках." Это процесс постановки целей. Цели являются "подстрекателями" наших действий, мотивами, определяющими нашу активность. Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила, и исчезает лишь тогда, когда цель достигнута. Осознание своих целей значительную самомотивацию для работы. Постановка целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с ориентиром. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознаний того, куда мы хотим прийти" и куда мы попасть не хотим. Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Процесс постановки целей состоит из трех фаз: * нахождение цели: чего я хочу? * ситуационный анализ: что я могу? * формулировка целей: к чему я конкретно приступаю? Сначала необходимо обеспечить ясность цели, т.е. представить, чего конкретно, хотелось бы достичь в личной жизни и в карьере? Пример: 1 Как не надо: Я хочу вести более здоровый образ жизни. Как надо: Я хочу ежедневно делать 15- минутную пробежку на свежем воздухе. 2. Как не надо: Я хочу уметь лучше контактировать со своими сотрудниками. Как надо: Я хочу для каждого сотрудника зарезервировать час дополнительного времени в неделю, чтобы побеседовать с ним на профессиональные и личные темы. По временным критериям цели могут быть: долгосрочные жизненные цели (личные и профессиональные),, среднесрочные цели (на ближайшие 5 лет); краткосрочные цели (на ближайшие 12 месяцев). Ситуационный анализ в личной и профессиональной сферах представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средства для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем еще надо работать (слабые стороны). Следующий шаг — анализ "цель—средство", в ходе которого необходимые для достижения целей средства (личные, финансовые и временные ресурсы) сопоставляются с реальной ситуацией. Из определения мер, требуемых для достижения долгосрочных целей, вытекают конкретные практические цели, необходимые для дальнейшего процесса самоменеджмента. Формулирование целей предполагает фиксацию сроков и результатов. Пример плана жизни и карьеру. Цель стать финансовым директором крупного предприятия. Срок 2015 год. Практические цели (меры): закончить финансовый колледж (2001 г.); закончить экономическую академию (2004 г.); приобрести опыт практической работы (2010 г.); стать руководителем финансового отдела предприятия (2012 г.). Рассмотренные цели могут изменяться со временем, актуализироваться и дополняться. Планирование как функция самоменеджмента означает подготовку к реализации целей. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности, либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени. Исходным пунктом процесса планирования является план жизни. На его основе составляется план на ближайшие годы, а на его основе — годовой план с разбивкой на кварталы, месяцы, недели - Последней ступенью является дневной план, в котором устанавливается, какие дела должны быть выполнены в течение дня, причем к ранее запланированным прибавляются непредусмотренные. Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.
Тема 3.4. Управленческие решения в организации. Вопросы: 1. Управленческие решения как связующий процесс. Классификация управленческих решений. 2. Требования к процедуре принятия решений. Процедура принятия решений. Вопрос 1. Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии. 1. уяснение проблемы, 2. составление плана решения, 3. выполнение решения, Управленческие решения подразделяются на: 1. Общие управленческие решения затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.). 2. Частные управленческие решения касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого- либо подразделения и т.п.). Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Выделяют решения высшего, среднего и низшего уровня. В зависимости от сферы деятельности различают производственные, маркетинговые, финансовые, кадровые решения и др. По формам принятия решения подразделяются на: 1. единоличные, когда решения принимаются руководителем без обсуждения с другими лицами; 2. коллегиальные, когда проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем, он же несет ответственность за принятое решение; 3. коллективные, когда решение принимается голосованием большинством коллектива, при этом ответственность возлагается на весь коллектив. Различают управленческие решения: 1. для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке). 2. для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера). Управленческие решения различаются по периоду их действия на: 1. длительный срок (штатное расписание) 2. короткий срок (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.). Управленческие решения подразделяют также по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые). По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические и оперативные (текущие). Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми. По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников.
Вопрос 2: Принятие решения — достаточно ответственный процесс, и как бы тщательно ни осуществлялся анализ ситуации, все равно сопряжен с риском. Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов: 1. определение цели управления; 2. диагностика проблемы; 3. сбор информации, как основной, так и дополнительной; 4. определение критериев и ограничений; 5. подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; 6. оценка вариантов решений; 7. выбор окончательного варианта. Принятие решения является главным звеном — это творческий этап. По методам решения проблем различают решения: · основанные на интуиции; · основанные на знаниях и здравом смысле; · основанные на рационализме; · основанные на комбинации подходов. Наиболее эффективно решение, принятое на основе сочетания знаний, опыта, интуиции менеджера и современных технологий моделирования. Процесс принятия решения включает в себя несколько стадий. 1. подготовка управленческого решения - осуществляется всесторонний анализ ситуации на микро- и макроуровне, сбор информации, используя официальные и неофициальные источники. 2. принятие решения - разрабатываются и оцениваются различные варианты, выбор и принятие наилучшего решения. 3. реализация решения - принимаются меры для конкретизации решения и доведение его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и оценивается полученный результат. Процесс принятия решений.
Диагностика формулирование формирование оценка проблемы ограничений альтернатив альтернатив и критериев для решения принятия решения
контроль реализация окончательный хода реализации принятого выбор решения решения
Раздел 4. Коммуникации и деловое общение Тема 4.1. Коммуникации в управлении организацией Вопросы: 1. Информация в менеджменте и её виды. Понятие коммуникации. 2. Процесс коммуникаций средства и каналы коммуникаций.
Вопрос 1: Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Классификация инвормации: 1. по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная смешанная); 2. по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная); 3. по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная); 4. по качеству (достоверная, недостоверная, ложная); 5. по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная); 6. по степени обновляемости (постоянная, переменная); 7. по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая); 8. по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя); 9. по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная); 10. по виду носителя (печатный текст, видеофильм, машинный носитель); 11. по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). Основные направления сбора информации о конкуренте. 1. информация о рынке 2. информация о производстве и продукции 3. информация об организационных особенностях и финансах Большое внимание со стороны менеджера должно уделяться вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки. Особое внимание менеджер должен уделять построению предприятии информационных систем. Информационные системы различаются: 1. по обработке информации — на централизованные и децентрализованные; 2. степени охвата информацией — на комплексные (охватывают весь комплекс служб предприятия) и локальные (предназначены для определенных функций управления).
Вопрос 2: В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Коммуникация включает в себя то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух людей. Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», означающего «общее». Передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Изучение коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий.
Этап отправления включает следующие шаги. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Кодирование начинается с выбора системы кодовых знаков — носителей информации (звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия). Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играет важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение. В результате проведенной работы формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности. При этом отправитель рассчитывает, что послание будет воспринято адекватно заложенному в него значению. Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация. Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается несостоявшимся. Тот кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение. Раскодирование включает восприятие послания получателем (что получил?), его интерпретацию (как понял?) и оценку (что и как принял?). Получить — еще не означает понять, а понять — это еще не значит принять. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее значение послания. Шум присутствует всегда. Поэтому необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания. Эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее. Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель — получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом н
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.236 (0.015 с.) |