Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни культурного процесса.

Поиск

Таким образом, культурный процесс можно изучать либо в целом, либо в различных частях мира. Но можно исследовать культурную динамику на различных уровнях общности, т.е., например, одно и то же событие можно объяснять на различных уровнях анализа. Рассмотрим это положение на примере протестантской Реформации. Если рассматривать Реформацию как культурный процесс, то здесь можно выделить три уровня культурного процесса. На первом уровне Реформация рассматривается как трансформация церковной организации в Северной Европе.

На втором уровне Реформация воспринимается не только как религиозная трансформация, но и как событие, включающее многие другие аспекты культуры, такие как развитие промышленного производства и торговли, технические изобретения, некоторые социальные преобразования и др. Т.е. реформа рассматривается как этап в высвобождении светского государства из средневекового международного церковного государства. На этом уровне с точки зрения культурной динамики интересны изменения в идеях и оценках, вызванных новыми экономическими условиями и борьбой за власть между светскими и религиозными институтами.

На третьем уровне анализа Реформация как событие в целом утрачивает свою уникальность и становится членом общего класса. На этом уровне Реформация приобретает явление приспособления социорелигиозной структуры к изменившимся материальным условиям жизни. Известно, что технологические и экономические аспекты культуры меняются легче и быстрее, чем ее социальные и религиозные аспекты.

Исследователь культуры одинаково имеет право заниматься уровнем исследования. Изучая культурную динамику, необходимо остановиться на проблеме повторяемости в истории и культурном процессе. Большинство историков считает, что история, в противоположность известному изречению, никогда не повторяется. Если принимать такую концепцию, то события могут повторяться лишь как примеры. Так Цезарь умирает только один раз, но автократических правителей убивают снова и снова. Таким образом, культурный процесс действительно повторяется.

Повторяемость в культурной динамике может быть не только событием, но и серией продолжительных, сложных событий, так, например, возникновение древних цивилизаций в различных областях мира отмечено столь близкими чертами, что это явление можно подвести под одну и ту же серию следующих друг за другом этапов.

Самые интересные примеры повторяемости культурного процесса дают нам изобретения и открытия, сделанные независимо и одновременно дважды или даже более число раз (изобретение письменности, парового двигателя, радиосвязи и т.п.)

Типы культурных процессов.

В результате исследования культурных процессов выявлена многообразная их структура разного масштаба и уровня. Рассмотрим лишь некоторые типы культурных процессов.

1. Фазовыйили этапныйтип культурной динамики, к которому применима историческая периодизация (либо формационное деление истории: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм; либо в соответствии с доминирующим типом социальных отношений: доиндустриальной и постиндустриальной).

2. Культурные процессы, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры, выразившись в сменяющих друг друга стилях: романском, готическом, ренессансном, барокко, рококо и неоклассицизме, романтизме, реализме, модернизме (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.)

3. Культурный застой как состояние длительной неизменности и консервации норм, ценностей, знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями или даже веками без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни.

Культурный застой – это характерная черта устойчиво малых этнических культур. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, например, в различных регионах Востока. Как культурный застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизации древности (древний Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки и др.

4. Культурный процесс, который определяется как упадок и деградация культуры вследствие устранения каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощения культурной жизни. Такой тип культурного процесса можно рассмотреть на примере некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, Малочисленные народы Севера и т.д.)

Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры. Это происходит в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных жанров, а в обществе получают признания другие варианты художественного осмысления мира, так, например, после взлета высокого Возрождения XIV-XV вв. в Италии, Франции или Англии появились упадочные школы «маньеризма», пытавшиеся подражать классическим образцам. Упадком отмечена русская иконопись в период XVIII-XIX вв., которая воспроизводила лишь слабые подобия высочайших образцов иконописи предыдущих веков.

5. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных культур и институтов и формирование новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества. В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества, в зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной жизни.

6. Циклические изменения также можно рассматривать как тип культурного процесса, Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Устойчивую форму эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полиса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, «золотая середина» или прочая структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам может смениться «бессмысленным и беспощадным бунтом» и т.д.

Так, например, в мифологическом сознании инверсия проявляется как соперничество двух разнонаправленных начал (день-ночь, жизнь-смерть и т.д.), и их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противоположных жизненных начал – Инь и Ян, различные варианты смены этой дуальности определяют, как предполагается, все жизненные ситуации.

Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Так, инверсионный характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением прежних культов; от религии к атеизму, сопровождавшийся разрушением прежних святынь, огульной критики религии и расправы со священниками и т.д.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее культурного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной культуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Так западноевропейское Возрождение привело к восстановлению достижений античной культуры, тех ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовала Реформация и контрреформация, частично восстановившая религиозное достояние.

7. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние культуры возникает под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придания нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению. Такой процесс произошел, например, в русской культуре с принятием христианства, сопровождавшегося интенсивным обновлением культуры, но с сохранением преемственности с предшествующим достоянием языческой культуры восточных славян.

В культурологии принято выделять несколько источников, формирующих и поддерживающих культурную динамику. Это - эволюция, изобретение, инновация, диффузия, аккультурация, интеграция, сегментация и др. рассмотрим некоторые из них.

Диффузия – это распространение культуры путем взаимопроникновения. Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффузии в формировании любого локального культурного типа. Так Ф.Боас отмечает, что следы диффузии выявляются методом сравнительного изучения и на нее указывает обширный полевой материал. Известны случаи, когда индивид выступает как носитель важных мифологических сюжетов. Например помнили, что повесть о рождении Ворона, записанную в одном племени на севере острова Ванкувер, принес человек, проведший много лет в рабстве на Аляске, откуда его выкупили друзья. Носителями новых мифов, представлений могли оказаться женщины, захваченные при военных набегах, чужаки, принятые в племя и т.д. (3, с.344).

Ф.Боас делает следующие выводы:

1) две фундаментально различные культурные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт;

2) ни одна из них не возникает из другой;

3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях.

Итак, проникновение новых идей - это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный фактор динамики культуры.

Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем.) Аккультурация - это тоже культурные изменения как результат передачи культуры из одной группы в другую путем контакта. Понятие аккультурации тесно связано с понятием диффузии. Так, М.Херскович рассматривает диффузию как свершившуюся передачу культуры, а аккультурацию как “процесс передачи культуры”.

Аккультурация должна рассматриваться как двусторонний процесс, оказывающий воздействие на обе группы, находящиеся в контакте. Аккультурация (acculluration — англ. неологизм от лат. ad — к и cultura — возделывание), обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). В частности национальные меньшинства (реципиенты) могут полностью отвергать ценности доминирующей культуры (донор), полностью принимать их, либо подходить к ним селективно (избирательно). Впервые проблему А. поставили в конце XIX в. английские этнографы. Тогда же американский этнограф У. Хоумз употребил термин А. для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой. В научном обороте термин закрепился в 20—30-е годы XX века, когда наблюдался расцвет культурной антропологии: М. Мид, Р. Линтон, ф. Боас, А. Малиновский, Р. Лоуи, Р. Редфилдидр. изучали механизмы и специфику А. в связи с влиянием англосаксонской культуры США на индейцев и афро-американцев. В 30-е гг. проблемы А. стали одними из главных в полевых исследованиях М. Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Р. Линтона, Б. Малиновского. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А., которая включала описание контактов между культурой-реципиентом и культурой-донором. Были выделены три осн. типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). Впоследствии эта схема использовалась в других исследованиях. Для описания отторжения «примитивными культурами» западных ценностей Линтон ввел понятие «нативистские движения», а Малиновский, «трайбализм». В 50—60-е гг. число исследований А. возросло. Изучались связанные с А. процессы вестернизации (американизации), испанизации, японизации, китаизации в различных регионах (Дж. Фостер,Дж. Феланидр.). В круг научных интересов попали вопросы влияния не только и не столько доминирующей культуры на субкультуры, сколько обратное воздействие субкультур, в частности африканской музыки форм на западное искусство, на доминирующую культуру. В современной культурологии прикладные программы успешной А. применяются в индейских резервациях в США, а также в ряде африканских стран, бывших европейских колониях.

Примером аккультурации могут служить изменения традиционных культур под воздействием западной цивилизации и обратный процесс (например, влияние африканских музыкальных форм на современную западную музыку).

Аккультурация может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (через воздействие средств массовой коммуникации, потребляемые товары, высшие учебные заведения, научные центры и т.д.). Таким образом, аккультурация рассматривается как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение), в антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. А. еще называют этническим поглощением. Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Понятие А. стало использоваться в кон. XIX в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом. До сер. XX в. термин А. использовался для изучения того, каким способом индейские племена включаются в доминирующую культуру белого населения США, в связи с чем была разработана т.н. теория «плавильного котла». Во второй половине XX в. круг исследований А. расширился (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. Ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). М. Гордон доказал, что полной А. культуры национальных меньшинств в доминирующей культуре США практически нет. Существуют лишь разные степени смешения, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп соединяются таким образом, что формируют новую устойчивую комбинацию, новую культуру. Антропологи выявили и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру.

Синтез является также одним из факторов культурной динамики. Синтез - это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. Как частичный синтез иудейско-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В XII-IX вв. складывается исламская цивилизация на основе синтеза собственного религиозного достояния и освоения некоторых духовных достижений античной цивилизации и политической культуры персидской цивилизации. На основе длительного взаимодействия достояния индейских народов и испано-португальской культуры складывается цивилизация Латинской Америки. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве примера образца плодотворного соединения собственных национальных и модернизующих компонентов можно привести Японию, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др.

Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Носителями новаторства могут быть творческие личности (пророки, правители, мудрецы, деятели культуры, ученые и т.д.) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, отличные от общепринятых идей и норм. Как правило, источником инноваций обычно служит не “простой средний человек” и не средняя социальная группа, а индивид или группа, так или иначе “выбирающиеся” из данного общества, оказывающиеся в нем “авангардом”, “диссидентами” или “маргиналами”. На более массовом уровне носителями новаторства нередко выступают выходцы из других стран или из другой социокультурной Среды. Это могут быть и сектантские группы (такую роль выполнили протестанты на раннебуржуазном этапе европейской истории, европейцы в колониальных странах и т.п.). Так, выходцы из кавказских народов в среднерусской полосе проявили себя более успешно в торговле, сфере услуг, чем коренное население. Но есть существенная проблема соединения нововведений с социокультурной средой. Всякое нововведение обречено на забвение и отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества или отсутствует социальный спрос. Показательный пример в этом смысле дает история книгопечатания в Западной Европе и России. И. Гуттенберг начал печатать книги в XV веке. культурная Среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже в начале XVI века в 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий. В России первая книга была напечатана Ив. Федоровым с небольшим опозданием (1564г.), этот факт не повлек за собой прорыва в стране, и широкое книгопечатание было отложено на полтора столетия, а сам он подвергся гонениям. Существует множество примеров, когда открытия и изобретения отторгались и предавались забвению, если они не соответствовали социокультурной среде. Так, паровая машина была впервые построена русским изобретателем Ив. Ползуновым в 1766г. Проработав несколько месяцем, машина была остановлена из-за смерти создателя. В то время как паровая машина Дж. Уатта была построена в Англии в 1776г. и через несколько лет их было выпущено уже несколько десятков, а сам создатель Дж. Уатт умер в славе и почете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.)