Культурные универсалии и универсальная модель культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные универсалии и универсальная модель культуры



Универсальная структура социокультурных систем (универсальная модель), сформулированная М.Харрисом в рамках исследовательской стратегии, названной им культурным материализмом, также базируются на биологической и психологической константах человеческой природы. Модель Харриса представляет собой сложносоставную, разветвленную, включающую в себя инфраструктуру, структуру, суперструктуру систему, в которой автор пытался охватить и сферу материального производства, и сферу воспроизвоства населения, взаимодействие с окружающей средой, поведенческие компоненты и т.д. Схема Харриса наиболее полно отражает культурное содержание современного сложного общества.

Таким образом, универсальная модель существует во всех культурах: простых и сложных, древних и современных и специфика ее обусловлена биологической и психологической природой самого человека, который выступает в качестве общего знаменателя разнообразных культур.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от их географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Было выделено 70 таких универсалий – общих для всех культурных элементов. Например, у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы и т.п.

Культура выступает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой деятельности, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Основные элементы культуры как социальной системы: знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношение элементов реального мира и сферы сверхъестественного, внешние манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы.

Современная цивилизация коренным образом изменила динамику этнокультурных процессов, создала условия и механизмы распространения достижений профессиональной культуры во все слои общества и этнические группы. В современном мире практически не осталось чистых этнических культур.

Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

По социальной функции – это средство защиты от страха, действие по шаблону защищает от аффекта. Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. По мнению П.Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные системы на три типа: идеациональный, чувственный и идеалистический.

Если преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и вера, а к чувственному миру, к его богатству и радостям формируется безразличное отношение (средневековая культура, буддизм).

В чувственной культуре преобладают ценность чувств: смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI веке и достигает апогея в XX веке. Ценности религии, морали и другие ценности идеациональной культуры сдвигаются на периферию общественного сознания.

Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а от части чувственна (XIII-XIV вв., греческая культура V-IV вв. до н.э.).

Многочисленны принципы классификации ценностей: по структуре, по содержанию. Ф.Клакхон классифицирует их в следующие группы: доминантные, которых придерживается большинство, если оно им следует, то это одобряется; вариативные, не очень одобряются, но воспринимаются терпеливо; девиантные ценности запрещаются и караются.

Норма – это устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, т.е. облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.004 с.)