Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционалистская концепция культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функционалистская концепция культуры полагает, что культура и ее явления редуцируются к функциям и структурам. Еще Г. Спенсер в XIX в. предлагал рассматривать человеческое общество как единое целое, а его элементы как функциональные части целого. Современный функционализм выдвигает в качестве центрального понятия «систему». Функционалисты отказываются от принципов историзма и эволюционизма и рассматривают культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Зарождение функционализма произошло в Англии, где он стал господствующим направлением, начиная с 20-х гг. XX века. Бронислав Малиновский (1884-1942). Отличительной особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей, вследствие чего важнейшим методом функционализма стало разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. При этом каждый элемент культуры исследовался как выполняющий определенную задачу, функцию в социокультурной общности людей. Свою теорию культуры Малиновский изложил в книге «Научная теория культуры» (1944). Культура, по его мнению, есть продукт биологических свойств человека, т.к. человек – это животное, которое должно удовлетворять свои биологические потребности, для чего он добывает себе пищу, топливо, строит жилье, изготовляет одежду и пр. Тем самым он преобразует окружающую его среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различием в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. В соответствии с таким методологическим обоснованием культура есть вещественная и духовная система, посредством которой человек обеспечивает свое существование и решает стоящие перед ним задачи. Малиновский утверждал, что в культуре не может быть ничего лишнего, случайного, все существующее в культуре должно иметь какую-нибудь функцию – иначе оно было бы выброшено, забыто. Если какой-то обычай устойчиво воспроизводится – значит, он зачем-то нужен. Мы считаем его вредным и бессмысленным только по тому, что не знаем, как именно он связан с базовыми потребностями, или оцениваем его вне связи с другими культурными явлениями. Даже, безусловно, вредные, варварские обычаи местных народов просто так уничтожить нельзя. Сначала необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену. Одним из крупнейших представителей функционализма является Альфред Радклифф-Браун. В своих работах он широко использовал термин «культура», но после 1931 г. он заменил термин «культура» более узким и строгим термином «социальная структура». Соответственно социальная система состоит из социальной структуры; общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных социальными обычаями. Это привело к тому, что основными аспектами его исследований стали политическая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах: · Культура служит нуждам индивида, и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (в пище, жилище, одежде и т.п.), производным (в разделении труда, в защите, в социальном контроле) и интегративным (в психологической безопасности, в социальной гармонии, законах, религии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одного из перечисленных выше типов потребностей. · Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей. Выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования. · Задача культурной антропологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами. Американские ученые (Боас, Кребер) доказывают: культура – это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли (Боас). Культура – это система элементов, сцепленных особым способом и образующих целостность, определенную модель, образец (Кребер). Форма культуры зависит от присущего ей стиля, который налагает некий особый отпечаток на поведение людей, особенности материальной культуры, обусловленные в свою очередь спецификой духовной культуры и ее ценностными ориентациями. Каждой культуре присуща доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность: · Взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов. · Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение. · Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы. Основные постулаты функционализма выглядят следующим образом:
1. Существует более функциональное единство общества как взаимосвязь социальных и культурных структур. Культура представляет собой интегрированную систему, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы. 2. Дифференциация функций обеспечивается дифференциацией социальных структур, складывающихся в упорядоченную систему. 3. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы, представления) обеспечивают сохранение общества. Из этих постулатов не совсем понятно, как же все-таки связаны между собой социальные и культурные структуры. Согласно одной точке зрения, социальные формы поведения полностью обусловлены культурой, ее нормами и ценностями. Согласно другой, это не так: именно социальные структуры в определенных ситуациях (конфликта, социальных противоречий) порождают новые культурные формы. Чтобы почувствовать логику функционалистского подхода, приведем фрагмент рассуждения о религии классика структурного функционализма Т. Парсонса из работы «Культура и социальная система». Парсонс пишет, что для функционализма вопрос о месте религии достаточно важен. Мы не считаем, говорит он, что религия «принадлежит» какой-либо первичной подсистеме действия, а рассматриваем ее в качестве феномена, соотносящегося с тремя подсистемами – культурной системой, личностной системой и социальной системой – и в известной степени интегрирующего их. В этом коротком высказывании налицо как функциональная характеристика религии (как интегрирующей три подсистемы), так и ее трактовка в качестве подсистемы более широкого социального целого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.007 с.) |