Семиотическая концепция культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотическая концепция культуры



Семиотика – научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для культурологии представляют интерес два основных направления семиотики – социально психологическое и теоретико-деятельностное. Первое представлено такими именами, как Ч.Моррис, А.Гардинер, К.Бюлер, Ч.Пирс. Последний считает, что знаком является нечто, замещающее для кого-либо что-либо по некоторому свойству или способности; знак направлен кому-либо и создает в сознании этого лица эквивалентный знак или более сложный знак. Тот знак. Который человек создает, Ч.Пирс называет интерпретатором первого знака, при этом знак заменяет свой объект.

В социально-психологическом направлении знак характеризуется в контексте коммуникации (кто его создает, зачем, кому он направляется, как его понимают) в трех разных аспектах: синтаксическом (изучение отношений между знаками), семантическом (изучение отношений знаков к объектам), прагматическом (отношение интерпретатора к знакам). При этом выделяют следующие основные типы знаков: знак-изображение (иконические знаки, например, рисунки), знак-индикатор (например, дым как индикатор жилища), знак-символ (например, современные числа).

В теоретико-деятельностном направлении семиотики знаки рассматриваются в контексте социальной деятельности и употребления. Решающим должен стать функциональный анализ знаковых образований как элементов социума. Анализируя структуру и механизмы жизни различных фрагментов социума, нужно будет выделять вокруг материала знаковых образований такую сеть связей, которая давала бы целостный предмет, не только функционирующий, но и развивающийся по своим собственным законам. Язык или какое-либо другое знаковое образование, взятое именно таким образом в системе социума, и называется «семиотическим образованием».

В собственно культурологии чаще используется семиотический подход, идущий от Ф. де Соссюра. Проиллюстрируем его на исследовании известных культурологов и семиотиков Ю.Лотмана и Б.Успенского. Все многообразие ограничений культуры от не-культуры по сути дела сводится к одному: на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. Если мы говорим о таких признаках культуры, как «сделанность», «условность», «способность конденсировать человеческий опыт» - во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры.

Показательно, что смена культур (в частности, в эпохи социальных катаклизмов) сопровождается обычно резким повышением семиотичности поведения (что может выражаться даже в изменении имен и названий). Не только введение новых форм поведения, но и усиление знаковости (символичности) старых форм может свидетельствовать об определенном изменении типа культуры. Так, если деятельность Петра в России в большей степени сводилась к той борьбе со старыми ритуалами и символами, которая на деле выразилась в создании новых знаков (например, отсутствие бороды стало столь же обязательным, как ранее ее наличие и т.п.), то деятельность Павла выразилась в резком усилении знаковости уже имеющихся форм, в частности повышении их символического характера (символика парадов, язык церемониала, генеалогическая символика).

Основная «работа» культуры – в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая делает возможной общественную жизнь. Но для того, чтобы выполнить эту роль, культура должна иметь внутри себя структурное «штампующее устройство». Его функцию выполняет естественный язык. Именно он снабжает членов коллектива интуитивным чувством структурности, своей системностью заставляет людей трактовать как структуры явления того порядка, структурность которых не является очевидной.

Определение культуры как памяти коллектива ставит вопрос о системе семиотических правил, по которым жизненный опыт человечества претворяется в культуру. Само существование культуры подразумевает построение системы, правил перевода непосредственного опыта в текст. Для того, чтобы то или иное историческое событие было помещено в определенную ячейку, оно, прежде всего, должно быть осознано как существующее, т.е. его следует отождествлять с определенным элементом в языке запоминающего устройства. Далее оно должно быть оценено в отношении всех иерархических связей этого языка. Это означает, что оно станет элементом культуры. Таким образом, внесение факта в коллективную память обнаруживает признаки перевода на язык культуры. Семиотика культуры заключается не только в том, что культура функционирует как знаковая система. Важно подчеркнуть, что само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных типологических характеристик культуры.

Глава 5. Динамика культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.006 с.)