Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к понятию культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурология представляет собой науку о культуре, ее теории и истории. Как наука культурология складывается в к. XIX в., когда во всемирном масштабе возникает ситуация диалога культур. До этого рефлексия над культурой осуществлялась в рамках своей собственной культуры и собственной философии и выполнялась философией культуры. Но изучением культуры занимаются различные отрасли знания, такие, как археология, этнография, социология. Не говоря уже о том, что существуют и обыденные представления о культуре, в которых она предстает как степень общественного и умственного развития. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке и имеется в лексиконе практически каждого человека. Это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за этим значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений, свидетельствует о многообразии самого феномена культуры. Культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Понятие «культура» употребляется для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура»), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления»), используется в публицистических штампах («наука и культура», «новости культурной жизни»), а также область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами в различные исторические эпохи. В своем современном значении понятие «культура» вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Если обратиться к этимологии этого термина, то слово «культура» происходит от латинского, означавшего «возделывание почвы», ее «обработку», т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Это особая форма человеческой жизнедеятельности, сложившаяся в процессе активного освоения человеком окружающей природы для удовлетворения своих потребностей. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности. Понятие «культура» в отличие от другого – natura (природа) – означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово «культура» было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления. С той поры и началась длительная история этого слова. Чтобы систематизировать наши знания о культуре в разные исторические эпохи, обратимся к истории культуры и посмотрим, как на протяжении веков менялись представления об этом явлении. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура». В III-V вв. н.э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось во смыслу со словом «цивитас», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству. Мало нового в развитие этого понятия внесли и средние века. В средние века слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Культура – это богоподобие человека, его служение Богу и самоукрощение. Средневековая культура – это культура христианская. В основе понимания культуры лежало стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Оказавшись перед лицом Бога в необозримом мире, человек увидел, что здесь действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму. Но вместе с тем у него появилась надежда на высший Разум и высшую Справедливость. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер. Появляется, осознается и культивируется интерес к учености и начитанности как основному показателю культуры. Прислушиваясь к строчкам Библии, человек наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы. Культура вновь приобрела смысл «возделывания» собственных способностей, в т.ч. и разума, но разума «естественного», от природы, не испорченного и дополненного верой. Новое место человека в окружающем мире в том, что он – существо слабое, беспомощное, достойное жалости и участия. Но в своей слабости он обнаруживает огромную силу. Ведь вера в Бога давала власть над страшным миром. Человек учится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура осознается не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, как ее постоянное духовное совершенствование. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинали понимать соответствие гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный. А с точки зрения просветителей XVIII в. «культура» означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1689-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это была уже концепция культуры, получившая название эвдемонической. Эпоха Просвещения смотрела на культуру как на воплощение разумного. Соответственно культурность нации противопоставлялась варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. В то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только уровень развития общества. Это понятие все чаще стало перекликаться с такой категорией как «цивилизация». Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности. Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Очевидно так же, что прослеживается определенная сущностная связь между понятиями «культура» и «культ». «Культура родилась из культа, истоки ее сакральны…», - писал Н. А. Бердяев (1874-1948). Оригинально расшифровал понятие «культура» Н. К. Рерих (1874-1947). Он разбил понятие на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, т. е. почитание света. Следовательно, девиз Н. К. Рериха – «Мир через культуру» - в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т. е. через утверждение светоносного начала в душах людей. Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия «культуры», но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К.Клакхона «Культура, критический обзор определений» (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге «Первобытная культура». Э.Тайлор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий). Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик...». Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру «как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям». Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире. М.Херсковиц рассматривал культуру «как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество». С 1920 по 1950 годы появилось еще 157 определений этого понятия. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968) насчитывает уже 250 определений. Сейчас, по одним оценкам, существуют уже более 500 определений культуры, а, по мнению других, эта цифра приближается к тысяче. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно по этому оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной фразой, не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или совокупности признаков. Поэтому определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которое можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, применимо понятие культуры. Этот подход к пониманию культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное. Понятие культуры выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношений. Его главные проблемы – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость. При структуралистическом подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс создания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке. При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрение роли знаковых систем. Символы и знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым, культура имеет символически коммуникационную природу. В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Культура выступает как «способ деятельности», «технологический контекст деятельности», что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности. Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию в рамках деятельного подхода двух основных концепций: «антропологической» и «технологической». «Антропологическая позиция» (Межуев В.М., Коган Л.И., Злобин Н. и др.) предполагает перенесение акцента в определении культуры с результата (ценностей) на субъект деятельности, т.е. на самого человека, творящего ценности. С этой точки зрения, культура есть самопроизводство человека во всей целостности и всесторонности его общественного существования. Она есть механизм формирования и реализации сущностных сил человека, посредством которого обеспечивается взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности. «Технологическая концепция» (Маркарян Э.С., Давидович В.Е., Коган М.С., Файнбург З.И. и др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая: культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения или на основе механизма условных рефлексов, то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Все эти подходы заслуживают внимания, т. к. в каждом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней. В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженной в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была уже создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру. Принято подразделять культуру по ее носителю (мировая и национальная культура, культура социальных общностей, семьи, отдельного человека). Культура делится на определенные виды и роды на основании учета многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Их подразделение условно, т. к. в реальной жизни они тесно связаны и взаимопроникаемы. Материальная культура включает в себя средства производства, орудия труда, средства потребления, производственные отношения, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления, а также технический уровень производства в целом, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда. Духовная культура – это достижения науки, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. В каждом элементе культуры присутствует и духовное, и материальное, в культуре есть такие сферы, которые трудно отнести только к материальному или духовному (например, архитектура или дизайн). Все материальное выступает как реализация духовного.
Основные функции культуры Культура представляет собой многофункциональную систему. Функциональный анализ культуры предполагает наличие в любом социуме аналогичных явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т. д.). Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Эти знания могут существовать как на уровне обыденно-эмоционального – психологического сознания, так и на уровне теоретического. Н. А. Бердяев по этому поводу писал: «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах, добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях». Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические. Так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Культура в человеческом обществе – это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым элементом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение. Мир культуры представлен в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномен культуры – это любые артефакты (искусственные созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация. Эту функцию называют также функцией трансляции (передачи) социального опыта. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накопления, хранения и систематизации информации. Культуру считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на полную потерю социальной памяти (феномен манкуртизма). Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. Коммуникативная функция культуры. Культура – есть условие и результат общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научились пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные мысли других людей. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков или знаковых систем. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными языковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия). Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза люди могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации стала членораздельная человеческая речь. Следующий этап начинается с появления специальных средств связи. Изобретение письменности создало основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве; расстояния и годы перестают быть непреодолимым препятствием к общению. Однако парадоксом современной культуры стал дефицит общения при огромной массе контактов. Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Вспомним, что еще Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Эта функция обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, а потом права. Если нормы морали содержатся в основном в религиозных текстах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но и юридическую силу. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа. Неотъемлемой частью культуры, где проявляется ее нормативная функция, выступают обычаи и обряды. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно. Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и, соответственно, склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу». Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна прекратиться, т. к. в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Человек как биологический вид не имеет своей природной экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому, чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической защите обернулась способностью осваивать любые природные условия – не за счет изменения биологических видовых признаков, а путем формирования способности создавать искусственные условия существования. Уменьшая свою зависимость от сил природы, человек попадает в зависимость от сил культуры. Интегративная функция культуры. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Таким образом, культура может выступать как фактор дифференциации и разграничения между человеческими группами, что не исключает, однако, и процессов их взаимообогащения. Более того, любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. В еще больших масштабах проявляется объединяющая роль науки, которая по мере своего развития все более становится коллективным делом всего человечества. Функция социализации. Под социализацией понимаются включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Каждый человек рано или поздно оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои идеалы, представления, правила жизни, способы действия. Культура по-разному регламентирует и гендерные (половые) социальные роли мужчин и женщин. Культурный контекст определяет формы деятельности, с которыми связана занимаемая личностью в обществе позиция. Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднопостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения. Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Если в обществе надежно защищены нравственные ценности общечеловеческого значения, то в подобном случае и человек, и общество в целом способны избежать глубоких кризисов в области нравственности. В подобных обстоятельствах не будет почвы для существования двойной морали, пустых деклараций, раздвоения сознания, который из сферы морально-нравственной незамедлительно экстраполируются в область искусства, науки, религии, права и политики. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и нравственному кризису. Символическая функция культуры состоит в том, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов. Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера. Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы. Обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры. Эстетическая функция культуры – это функция эстетизации человеческой жизнедеятельности. Культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений. Это художественное удвоение мира в соответствии с представлениями об идеале, реализация способности человека в свободной «игре воображения». (И. Кант) Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, реализуя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится системой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди». Однако не все в культуре может быть объяснено
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 3079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.02 с.) |