Массовая и элитарная культура как два пласта культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая и элитарная культура как два пласта культуры



XX века

 

Особенностью культуры XX века является то, что она породила новые типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств (кино), фундаментальные научные теории, преображающие философские методы и художественное мышление, также культуру в целом. Культура начинает существовать как бы в двух измерениях, распадаясь на две составляющие: элитарную и массовую культуру, причем во второй половине XX века господствующей становится массовая культура.

Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушение сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом национальной культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологи, является высший привилегированный слой общества – элита. Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. В философии и культурологи получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными особенностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита – это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.

Различают политические и духовные элиты, последние гораздо менее изучены. Элиты духовные творчески вырабатывают собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции, выходящие за рамки собственно социальных и политических требований, нередко сопровождаемые демонстративным уходом от политики и социальных институтов и смысловым противостоянием этим явлениям как внекультурным. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими». Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом, а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и норм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными.

Историческое происхождение элитарной культуры таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Культура изотерическая – для избранных – формировалась еще в древнейшие времена, как и экзотерическая для тех, кто был равным среди многих. Об этом писал еще Аристотель. В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без которого в культуре невозможны исторический прогресс, содержательное обогащение и накопление формального совершенства.

Основными чертами элитарной культуры являются: принадлежность к наиболее одаренным слоям общества, локальность, тяготение к эксперименту, интерес к новым формам, содержательная и смысловая сложность, требующая специальной подготовки, формирование ее в сословиях, классах, имеющих благоприятные условия для духовного производства, новаторство, нестандартность, стремление к самовыражению, узкий круг потребителей, представляющих духовную элиту общества. Элита пополняется достойными выходцами из различных слоев общества. Можно привести множество примеров, когда простолюдины входили в национальную или общекультурную элиту: Ломоносов, Руссо и т.д. Взаимоотношения элиты и народных масс в действительности часто неоднозначны и противоречивы. Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в низком интеллектуальном потенциале, неразвитости эстетических вкусов и идеалов, косности традиций. Она является группой избранных, весьма часто входит в конфликт с официальной идеологией, которая, как правило, выступает в качестве сдерживающего начала. Подлинная элита является непривилегированной группой или кастой. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, несоответствующее официальному высоко оцениваемому соцреализму.

Понятие культурной элиты отличается многосоставностью. Существует концепция множественности элит: художественных, научных, политических, экономических, военных, религиозных. Так или иначе, элита – явление естественное, необходимое и закономерное в любом обществе.

Элитарная культура расцветает особенно продуктивно на сломе культурных эпох, при смене культурных парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры. Элитарные тенденции в идеологии и культуре облекаются в целостные социологические и эстетические теории, суть которых – разделение людей на толпу и элиту. Теоретиками элитизма выступают Ф.Ницше, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, А.Шопенгауэр, Адорно, Э. Неизвестному.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 г., А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т.е. способных к эстетическому созерцанию и художественной творческой деятельности) и «людей пользы» (т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 г. выходит в свет самое известное сочинение «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам развития старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, т.е. оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века.

Элита – по Ортеге – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягелев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягелев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемого Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца.

Лидер «мирискусников» А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание.

 

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Элитарная культура создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества
включает опережает круг потребителей разновидности включает
Изящное искусство Серьезную музыку Высоко интеллектуальную литературу Уровень восприятия средне образованного человека Высокообразованная часть общества (критики, литературоведы искусствоведы, меломаны, театралы, художники, музыканты) Светское искусство Салонная музыка «искусство для искусства»

Массовая культура возникает в к. XIX – нач. XX вв. Ее возникновение обусловлено возникновением массового производства, которое втянуло человека в свой оборот и массового человека, во второй половине XX века произошло омассовление производства и общественной жизни: массовые продукты питания, литература, политические партии, индустрия досуга. В этой ситуации человек утрачивает свое неповторимое «я». В условиях постмодерна, отказавшегося от бога, души, совести, разума, массовое общество превращает искусство, науку, религию, политику в предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания.

Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» говорит о двух тенденциях в духовной культуре: элитарно-исключительной и «омассовляющей», характеризующейся невысокими вкусовыми и ценностными ориентациями толпы. «Герои исчезли, остался хор». (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.//Вопросы философии. 1989. № 3. С. 120.) Этим метафорическим выражением философ подчеркивает процесс потери индивидуальности в XX веке. Для него хор тождественен массе, которая в свою очередь является синонимом некой среднестатистической, заурядной единицы. Ортега-и-Гассет указывает на то, что в социуме появляется новый феномен – человек массы. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от других, хорошего или дурного, кто не чувствует «точь-в-точь, как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.//Вопросы философии. 1989. № 3. С. 121.) Такого человека исследователь именует массовым типом, «чернью». Но при этом отмечает, что он не есть порождение иерархического разделения на классы, так как, по его мнению, в любом классе есть те, кто доволен собой, воспринимая свою заурядность как должное.

Массы – это «вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность везде и повсюду». (Там же. С. 123.) Такая масса вытесняет все непохожее, особенное, личностное, избранное, качественное, отличное от нее самой. Что же послужило предпосылками возникновения человека массы? Ортега-и-Гассет выделяет в связи с этим четыре группы предпосылок:

 

- причины, вызвавшие в жизни общества явный рост материального благосостояния людей, освобождение человека XX века от помех и ограничений, получение им комфорта и общественного порядка.

-реальное равенство перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмена каст и сословий, укоренение ценностей материальной демократии: реальный политический плюрализм, готовность к толерантности, способность взаимодействовать с оппозицией.

- развитие научно-технического прогресса, который стимулировал эффективное продвижение экспериментальной науки прикладного характера, а на ее основе – индустриализацию производства, его стремительное расширение.

- принципиальное изменение в иерархии традиционных духовных ценностей. Человек довольный собой лишен способности к критическому восприятию самого себя, он не в состоянии познать и понять свое несовершенство, сравнивая себя с другими. «Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. Духовный труд чужд человеку толпы. Он не получает удовольствия в духовных исканиях». (Там же. С. 123.)

Оценкам Ортеги-и-Гассета созвучна мысль А. Моля, который отмечал, что «проблема производства отступила на второй план перед проблемами потребления», поэтому вполне возможно человека толпы обозначить как человека общества потребления.

Близко к этой позиции высказывание М. Маклюэна о том, что «массовое в культуре порождено не трудом, а сферой и потребностями досуга и развлечений», одной из форм которых стала массовая культура и искусство для домохозяек – простые, доступные, непритязательные «мыльные оперы», заслонившие телевизионные экраны всего мира. Массовое в культуре, по Д. Макдональду, - это все, что создается для рынка.

Развитие средств массовой информации, появление кино, радио, телевидения, с одновременным печатанием еженедельных изданий в различных городах, позволяющим распространять эти издания по всей стране в один и тот же день, приводит к образованию единой системы идей, стандартизации сознания. Тиражирование, поточность, конвейерность производства массмедийной, часто низкопробной культуры порой перекрывает реальные потребности в ней. Вследствие широкой доступности информационных каналов возрастает опасность распространения потребительского отношения к культуре, засилья в ней посредственности. Массовая культура обладает практически неограниченными манипулятивными возможностями. Психология воздействия массовой культуры строится на том, что уже в самой себе содержит ответную реакцию зрителя. Здесь важен фактор предельной простоты и узнаваемости. Унифицируя сознание, вкусы, пристрастия не только потребителей в одной стране, происходит процесс формирования какой-то интернациональной культуры, которая носит универсальный характер вне зависимости от национальных традиций.

Массовая культура не является культурой отдельного класса или социальной группы, она не носит национального характера. Массовая культура тиражируется с помощью средств массовой информации: радио, прессы, кинематографа, телевидения. Массовая культура ориентирована на массового потребителя, потребителя с унифицированными вкусами и пристрастиями. Аудитория, которая воспринимает эту культуру – это массовая аудитория, аудитория больших залов, стадионов, кинотеатров, телевидения. Но при всем этом, массовая культура не определяется размером аудитории, хотя она и несомненно больше, чем в предшествующие исторические эпохи. Основными чертами массовой культуры является: распространенность и общедоступность ее духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующих особых знаний, развитого вкуса, стереотип как форма эстетического выражения, серийность.

Массовая культура ориентируется на искусственно создаваемые стереотипы и имиджи, в ней главное не реальность, а формула, стереотип. Особенно ярко это прослеживается в массовой художественной культуре, где используются такие жанры, как мелодрама, триллер, детектив, вестерн. Они создают упрощенные версии жизни, доступные и понятные массовому потребителю. Тем не менее, массовая культура обладает четкой мировоззренческой программой, пропагандируя ценности утилитаризма и прагматизма.

Особенности культуры ХХ столетия связаны также с уровнем образования населения. До этого времени господствующая культура имела распространение только в среде тех, кто обладал возможностями получения образования, то есть свободным временем и материальными возможностями. С введением всеобщей грамотности умение читать и писать не является достоинством узкого круга людей, грамотность уже не достоинство, отличающее культурный облик индивида и не свидетельство утонченных вкусов. Общая урбанизация включила в сферу городской культуры людей, не стремящихся приобщиться к традиционной городской культуре, а стремящихся к созданию новой, доступной пониманию этих людей, культуры, культуры, которая не столько несет в себе новые духовные ценности, сколько культурой, целью которой является развлечение. Развитие в ХХ веке массового производства и потребления позволяет реализовать эту потребность, превращая предметы искусства в предметы потребления. Решающей чертой является рыночное умонастроение, которое трактует искусст­во, науку, религию, политику как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания.

Именно в этом пункте массовая культура навсегда расходится с серьезной культурой. Подлинные художники заняты, главным образом, внутренним процессом самой работы. Они отбирают свои собственные темы, эти темы должны быть для них значительны, они создают мето­ды, которые предназначены решить эти проблемы. Если они и проявля­ют интерес к тому, что думают об их работе другие, то эти другие серьезные художники или немногочисленная группа эрудированных спе­циалистов. Напротив, художника из сферы массового искусства оцени­вают по производительности, по распространению, по реакции аудито­рии и, прежде всего, по показателям прибыли и убытка. В массовой культуре все определяется попаданием по целям, которые выбраны для художника предпринимателями и руководителями в сфере массовой коммуникации. Оценка массового искусства выходит за пределы эсте­тического значения, ибо эта оценка всегда связана лишь с пробле­мой реального или потенциально возможного воздействия на аудито­рию. Для этого создаются особые фирмы, исследующие распростране­ние, читаемость газет и журналов, численности радио- и теле аудиторий. На основе такой статистики продаются и покупаются програм­мы передач, нанимаются и увольняются художники.

Но в силу массовости аудитории невозможно абсолютно точно ска­зать будет или не будет то или иное произведение массовой культуры иметь успех, а, следовательно, хороший сбыт. В силу этой по­стоянной неопределенности, которая распространяется на телевиде­ние, радио, спектакли, газеты, журналы, особое значение приобретает имитация, подражание. Эксперт по массовой коммуникации изу­чает новейшую продукцию и выясняет что кажется «проходящим» лучше остального и копирует ее. Поэтому характерным отличием всякой массовой коммуникации является цикличность. Цикл фильмов о пре­ступниках, музыкальных фильмов, вестернов, пикантных историчес­ких романов – по меньшей мере одни из них всегда налицо.

Каждый цикл начинается с очевидного успеха той или иной программы, книги, фильма. Следом обязательно проследует целый ряд подражаний или продолжений. Любая удачная находка становится объектом лихорадочного бума, копируется и тиражируется в бесчис­ленных вариантах.

Массовая культура не требует активного, критического воспри­ятия своих произведений, она редко использует приемы, которые уже не были опробованы многократно. Обладая специфическими средства­ми выражения, массовая культуре ориентируется на стереотипы, ил­люзии и в свою очередь сама создает стереотипы. К такому тиражи­рованию стереотипов следует отнести и такое явление как культ «звезд». Исторически этот культ связан с кинематографом, где были отработаны различные способы манипулирования сбытом продукции на рынке, включая методы рекламирования и популяризации. Распростра­ненный затем во всех других сферах массовой культуры, культ «звезд» стал прямым результатом практики сознательного отбора об­разцов для подражания. В дотелевизионные времена «звезды» высту­пали в амплуа людей, имеющих необыкновенные судьбы. Современные звезды редко наделяются теперь чертами какой-либо исключительности, они, наоборот, предельно заземляются, становясь, благода­ря своей ординарности более доступными для идентификации. Звезды тиражируются столь же массово, как и любые удачи массового ис­кусства.

Современная эпоха постмодерна изменяет содержание культуры, способствует уничтожению культурной иерархии, придает «высокой культуре» субкультурный статус, а дешевой массовой культуре, не присущую ей ранее, функцию генерирования и распространения жизненных стилей, благодаря возрастанию влияния индустрии развлечений и масс-медиа. Парадоксальность такой ситуации состоит в том, что массовая культура не может существовать вне зрелой культурной традиции, чьи открытия и достижения она использует в своих целях. Она «пьет кровь из сосудов культурной сокровищницы, черпая оттуда и приемы, и трюки, и уловки, и тени, выстраивая их в нужную ей систему и безжалостно отбрасывая все то, что кажется ей лишним. По прошествии какого-то времени все новое в искусстве подвергается разграблению, разбавляется водичкой, искажается и становится массовой культурой». (К.Кринберг)

 

ПРИЗНАКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Специфические признаки серийного характера массовой культуры

 

Примитивизация отношений между людьми Развлекательность Забавность сентиментальность Натуралистическое смакование насилия и секса Культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами Культ посредственности, условность примитивной символики


ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

 

позитивное негативное
Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров, стилей, направлений, удовлетворяющих требования представителей многих слоев общества (людей разного социального положения, возраста, пола и т.д.). Массовая культура часто прямо зависит от определенной экономической и идеологической политики людей, которые не являются профессиональными ценителями искусства.
Она носит, как правило, преимущественно развлекательный характер и тем самым является своего рода «психотерапевтом» (снимает напряжение, помогает «расслабиться»). В русле массовой культуры создается лишь небольшое количество произведений, заставляющих задуматься о себе, о смысле жизни, об определенных нравственных ценностях.
Для массовой культуры характерны внешне красивые, броские, яркие зрелища. Не все произведения, свойственные массовой культуре, выполнены на высоком профессиональном уровне, не все они обладают эстетической ценностью, художественностью.
Внушает зрителю мысль, что данное искусство доступно всем для понимания и как вид деятельности. Занимая все больше места на телевидении, в печати, эта разновидность культуры является силой, которая способна формировать убеждения, мировоззрение людей.

Иногда понятия элитарной и массовой культуры отождествляются соответственно с понятиями высокой и низкой культуры. Но такое разделение весьма относительно. Высокой культурой принято называть культуру, ориентированную на возвышенные общечеловеческие идеалы, эстетически грамотную аудиторию, низкой – культуру обывательского сознания, потребителей заурядных, неразвитых вкусов.

Следует помнить, что элитарное и массовое в культуре – образования изменчивые, подвижные, это две стороны одной медали, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу, отрываться одно от другого. Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.032 с.)