Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: как возможна история культуры.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1: Как возможна история культуры? Проблема периодизации. План. 1. Как возможна история культуры? Объект, предмет и метод истории культуры. А / Культура в историческом процессе; В / История культуры как рождение, развёртывание и смена смыслов, орудий и субъектов культурной деятельности; С / Методология исследования истории культуры. 2. Культурно-исторический процесс и деятельность человека. Исследование культурных процессов и законы развития культуры. А / Образцы артефактов культуры и следы деятельности человека; В / Отклонения и закономерности культурных процессов; С / Форма и содержания обмена деятельностью в культуре: идентичность и самобытность 3. Объяснение и понимание культуры как исторического процесса. А / Диалектическая и диалогическая концепция культурно-исторического целого и систем культуры; В / Принципы объяснения и понимания культуры: аксиологический аспект понимания культурных процессов. С / Социальные общности – носители культуры: этнос, народ, класс, элита, масса, интеллигенция, личность.
Темы рефератов:
Объяснение и понимание культурно-исторического процесса. Откуда пришли к нам наши ценности? Периодизация культур в формационном и цивилизационном подходах. Носители культуры: кто создаёт и кто пользуется культурными ценностями Роль отечественной интеллигенции в понимании культуры: между Сциллой нигилизма и Харибдой веры. История культуры как источник типа человека (на примере образа сверстника) Критическая педагогика и движение за культурное освобождение.
ЛИТЕРАТУРА История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча. Ростов – на Дону. 2000. С. 6-17 Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.19-39 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.6-20,485-510 Вебер А. Предварительные замечания к социологии культуры. //Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1999. С.17-34 Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. -С. 31-40, 83-129. Грамши А. Искусство и политика. - М., 1991. Т. 1. - С. 357-365. Лобас В.Х. Легенький Ю.Г. Украинская и зарубижна культура. К., 1997. -С.12-18. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. -С.. 9-13. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 547-554, 642-644. Фрумин И.Д. Вызов критической педагогики. Вопросы философии. 1998. № 12. С.55-62. Вехи. Интеллигенция в России. - М., 1991. - С. 153-156. Мамардашвилли М.К. Интеллигенция в современном обществе. /Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию. М. 1990. С. 329-336 Сартр Ж-П. Молодёжь в западне. /В сб. Над Сеной и Уазой. - М.1985. - С. 283-293 Лифшиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. С. 3-5. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987. -С. 15-19. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 298-308. Неретина С. Через идею диалога культур //В сб. Одиссей. Выпуск 2. - М.., 1990. С. 23-28 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427-429. Тема 2: Первобытная культура. Проблема артефакта. План 1. Происхождение археологических культур. Синкретизм первобытного сознания · а) артефакты периода стадного образа жизни; · в) ценности времен материнской родовой общины; · с) патриархальный уклад и значение неолитической революции. 2. Культура эпохи позднего камня, бронза и раннего железа. · а) наскальная живопись; · в) образцы ранней скульптуры и архитектурных сооружений; · с) дописьменные предания. 3. Этнографические аналоги первобытных веков. · а) островки древности в современном мире. Быстрое исчезновение нетронутой архаики; · в) как этнографические данные восполняют картину эволюции общинной культуры; · с) различные способы возвращения к миру предков: ремифологизация и демифологизация. Основные понятия: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, археологическая культура, архетип, петроглиф, пиктограмма, синкретизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, традиция, неандертальцы, инициация, барельеф, табу, неолитическая революция, миф, магия. Рефераты: Ø Живопись палеолита. / Святилища и изотерические культы древности. / Один из мифов. Попытка толкования с точки зрения психоанализа (символизма, герменевтики, психосинтеза, структурализма или в любом другом ключе). Литература Ø Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. С. 65-80. Ø Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 35-48. Ø Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995. - С.141-160. Ø Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980. - С. 15-36. Ø Всемирная история В 24-т. - Минск. 1996. - Т. 1., - С. 89-95, 158-166, 218-221. Ø Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. - М., 1966. - С. 40-49. Ø Вуд П., Хэмблин Д., Джонсон Л. Жизнь до человека. - М., 1977. - С. 11-25. Ø Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. /Малая история искусств. - М., 1973. - С.11- 55. Ø Алексеев В. П. Становление человечества. -М., 1984. - С. 8-16. Ø Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. - М., 1973. - С. 318-338. Ø Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб., 1996. - С. 28-41. Ø Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М., 1991. - С. 227-233. Ø Кренделёв Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн. - Новосибирск. - 1980. - С. 132-153. Ø Окладников А. П. Происхождение искусства. - М., 1967. - С. 5-17. Ø Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании /Собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 6. - С. 351-354. Тема 3: Культура античности. Проблема мифа в искусстве. План 1. Мифологическая картина мира древних греков · а) языческая мифология; покровители искусств в эллинском пантеоне; · в) "Илиада" и "Одиссея" Гомера как ключ художественной мифологии стран Европы; · с) многообразие толкований мифологической картины мира. 2. Искусство древних греков · а) ваяние и зодчество, система ордеров; · в) поэтический стиль в литературе и на сцене. · с) распространение греческой культуры в бассейне Средиземного и Чорного морей. 3. Древнеримская культура · а) предпосылки и уроки усвоения римлянами греческого опыта; · в) достижения римлян (архитектура, эстетика, поздний скульптурный портрет); · с) великие римские поэты (Вергилий, Гораций, Овидий). Основные понятия: античность, эллины, мимесис, катарсис, театр, космос, хаос, трагедия, комедия, сатирова драма, калокагатия, колонны, кора, курос, капитель, антаблемент, полис, агора, акрополь, база колонны, базилика, корифей, стилобат, стереобат, ордер, амфора, орхестра, гимн, эпос, триумф, техне, Дионисий, Панафинеи, форум, термы, ода, элегия, кифара, рапсоды. Рефераты: Ø Одна из теорий толкования мифов античности (А. Ф. Лосев, М. Элиаде, К. Г. Юнг, З. Фрейд, Дж. Кемтбел, Р. Джонсон и другие). Ø Краснофигурная вазопись и черно-лаковая керамика. Ø Образ мудреца в греческой культуре. Литература Ø Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. С. 95-99. Ø Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. С. 134-162. Ø Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х томах. - М., 1991. - Т.1. -С. 15-103. -Т. 2. - С.76-182. Ø Культура древнего Рима. В 2-х т. М., 1982. - Т. 2., - С. 1167-257. Ø Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995. - С.174-194, 562-573. Ø Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1982. - С. 5-27. Ø Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М., 1991. - С.11-20. Ø Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 169-172. Ø Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980. - С. 137-151, 223-237, 287-319. Ø Ривкин Б. И. Античное искусство (Малая история искусств) - М., 1972. - С.45-54, 105-197, 255-326. Ø Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. -Харьков-Москва. 1996. - С. 5-73. Ø Парандовський Я. Міфологія. - К., 1977. - С. 5-74. Ø Согомонов А. Ю. Феноменология зависти в древней Греции. /Этическая мысль. 1990. - М., 1990. - С. 106-137. Ø Всемирная история В 10-т. - М., 1955. - Т. 1., - С. 676-685. Тема 4: Культура западноевропейского христианского Литература 1. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К. Бичко та ін. К., 1993. - С.113-129. 2. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 183-198. 3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Издание 2-е. М., 1984. - С. 7-33. 4. Его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. - С. 7-101. 5. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 11-XVIвеков. М., 1988. - С. 6-23. 6. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965. - С. 158-167. 7. Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1986. - С. 17-23. 8. Художественный язык средневековья. Ответственный редактор В.А. Карпушин. М., 1982. - С. 11-77. 9. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре. / В сб. Наука и культура. Отв. Редактор В.Ж. Келле. М., 1984. - С. 199-233. 10. История всемирной литературы. В 9-ти т. М., 1984. Т.2. - С. 530-570. 11. Михайлов. Средневековый роман и повесть //Библиотека всемирной литературы. М., 1974. Серия 1. Т. 22. - С.5-18. 12. Хёйзенга Й. Очень средневековья. М., 1978. - С.13-84. 13. Пушнова Н. Мистерия //Музыкальная жизнь. 1990. №14. - С.20-21 14. Пуришев Б. Лирическая поэзия средних веков //Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М., 1974. - С.5-28. 15. Ле Гофф Ж. С небес на землю //Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. Вып. 1991. М., 1991. - С. 25-47. Тема 5: Культура Ренессанса: План 1. Культура страны и культура нации. Народ и элита. Условия формирования украинской национальной культуры · а) Украина в составе империи: плюсы и минусы развития в симбиозе с Россией; · в) нация и её культура; этнокультурные составляющие и социальное содержание процесса становления национальной культуры; · с) культурная элита и национальное самосознание, передовые элементы и национальные центры культурного развития. 2. Романтический период национального становления · а) обоснование и защита права на самостоятельное развитие (Кирилло-Мефодьевское товарищество, Кулиш, Костомаров); · в) Тарас Шевченко как "батько" украинского народу и программа национального и социального освобождения; · с) развитие национальной литературы и искусства (Котляревский, Вовчок, Лысенко, Боровиковский и другие). 3. Поворот к реализму в украинской культуре · а) обострение национальных проблем после отмены крепостного права, отражённое в культуре (Франко, Драгоманов); · в) национальный театр (рождение реалистического направления); · с) реализм в живописи (Куинджи, Ярошенко). Основныепонятия: этнос, народность, нация, диалекты, национальный язык, национальное искусство, национальная культура, космополитизм, польское барокко, русское барокко, казацкое барокко, Слобожанщина, гетманщина, Руина, Лавра, казаки, засеки, белые слободы, гайдамаки, крестово-купольный храм, думы, Рада, униаты, братства, Килиро-мифодиевское братство, Киево-Могилянская академия, Харьковский коллегиум, диалог, басня. Полонизация. Крепостничество, самодержавие. Рефераты: · Великие фигуры украинской культуры Х1Х века (на выбор: Мирный, Пимоненко, Старицкий и другие). · Украинские мотивы в творчестве великих русских писателей и художников (Гоголь, Репин). · Украинские историки и фольклористы (Максимович, Бантыш-Каменский, Маркевич). Литература · Теорія та історія світовоі і вітчизняноі культури. - К. 1993. - С.191-215. · Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Украінська та зарубіжна культура. - К., 1997. - С.213-231. · Вінніченко В. Відродження націі. - К. 1990. - Т.1. - С.15-22. · Иваньо И. Очерки развития эстетической мысли Украины. - М. 1981. - С. 11-27. · Короленко В.Г. Если возможен ещё выход в России /Украінський історичний журнал. 1987. - №7. - С.99-103. · Шлемкевич М. Загублена українська людина. - Львів 1992. - С. 7-27. · Котляр.М. Кульчицький С. Шляхами віків. - К.1993. - С.100-106. · Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. - К., 1990. - С. 312-320. · Украінці: народні вірування, повір я, демонологія. - К., 1992. - С.25-51. · Полонська-Василенко Н. історія України. - К. 1992. - Т. 2. - С. 351-394. Тема 9: Культура романтизма: Литература Модернизм: анализ и критика основных концепций. Под ред. В.В. Ванслова. М. 1987. С. 11-23 Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк. Под ред. В.В. Ванслова. М. 1986. С. 7-28 Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм. М. 1989. С. 17-47 Первый век кино. Авт. Проекта – Д. Хубларов. М. 1995. С. 7-29 Западноевропейское искусство ХХ века. М. 1990. С. 12-67 Искусство ХХ века. М. 1994. С. 5-38 Энциклопедия модерна. М. 1999. С. 410-451 Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. 176-202 Лифшиц М.А. Модернизм в искусстве. / Лифшиц М.А. Собрание сочинений. М. 1988. Т. 3. С. 430-453
Тема 12: Литература Петрухинцев Н.Н. Двадцать лекций по истории мирового искусства. М. 2001. С. 362-396 Лічковах В.В. Від Фауста до Адріана Леверкюна. Вступ до некласичної естетики. Чернігів. 2002. С. 7-62 Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. 338-364 Лифшиц М.А. Феноменология консервной банки. / Лифшиц М.А. Собрание сочинений. М. 1988. Т. 3. С. 454-477 Хэмингуэй Э. Американская богема в Париже. Чудной народ. / Хэмингуэй Э. Старый газетчик пишет.. М. 1983. С. 24-26 Пенроуз Р. Пикассо. М. 2009. С. 37-56 Левыш И.Я. Культурология. –Минск,1998. –С.247-344. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. –М.,1998. –С.28-36. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше. // Философские науки. 1991. № 2/3. С. 114- 116 Миллер Г. Моя жизнь и моя эпоха. //Всемирная литература. 1997 № 6 С. 172-175 Ионеско Э.Между жизнью и сновидением. // Инострання литература. 1997. № 10. С. 123-125 Чоран Э. М. Записные книжки. //Иностранная литература. 1998. №11. С. 231-232 Альберт Камю. Бунтующий человек. – М.,1990. – С.75-81. Добронравова І. Обмеження зазіхань суб’єкту: Мамардашвілі і Фуко/ -Філософсько–антропологічне читання’97 –К., 2000. – С.173-178. Жан Сидуль. Всеобщая история кино. – М.,1969. Том 6 – С. 48-102. Йофлев М. Профили искусства. –М., 1965. – С.179-200
Тема 15: План 1. Оттепель, застой и перестройка как родственные эпохи культурного роста. · а) кризисные явления при социализме и их отрицание в официальной культуре; · в) рождение андерграунда, нарастание необходимости трансформации общества и культурные отражения борьбы за перспективу; · с) теория и практика обновления в годы перестройки. 2. Модернизация и её неудача: крах советской модели культурного развития и первые постперестроечные шаги. · а) роль западных партнёров и западных ценностей в крахе советского проекта; · в) новые явления в культурном развитии (масс-медиа и информационная культура, легализация запретного, курс на либерализацию); · с) новое искусство (авангардный и политический театр, новый юмор, поздний рок, неформалы, поздний модерн и постмодерн в постсоветской литературе). 3. Модернизация в романе, на сцене и в поэзии · а) авангардный роман конца века (Пелевин, Акунин, Толстая); · в) авангардистский театр и кино соперничает с модерном (Радзинский, Балабанов, финал Любимова, Виктюк, национальные движения постмодерна – Андрухович, Забужко. Жадан на Украине); · с) эстрада новейших деформаций (Макаревич. Шевчук, Цой, Гребенщиков, Кипелов). Основные понятия: Ключевые слова: оттепель, культ личности, модерн, модернизация, застой, перестройка,андеграунд, поэтическое кино, поэтический театр, авторская песня, деревенская проза, национальные школы кинематографии, фестивали, самодеятельное искусство, тоталитарный контроль, агенты влияния, информационная культура, глобализация, человек постмодерна. чернуха Рефераты · Оттепель в персонажах и произведениях · Причины и следствия застоя в СССР и распад культурного сообщества социалистических наций · Критика поэтики постмодерна. Литература Суконина Т.Н. Феномен мультикульурализма в современном обестве // Практична філософія. № 4 2008. С. 35-38 Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость. Идеи эстетического воспитания в истории общественной мысли. М. 1993. Лосєв І.В. Історія і теорія світової культури. Європейський контекст. К. 1995. С. 35-53 Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций из истории мировой культуры. М. 2001. С. 223-290 Левин И.Д. Сочинения. Т.2. М.Радикс. 1994. С. 17-51 Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. К. 2000. С. 232-242 Тема 18: План 1. Модернизм в эпоху создания предпосылок крушения второго мира. Поиски выхода из кризиса социума на путях внутренней и внешней экспансии страха. · а) модерн и вызовы глобализации; · в) теория и практика модернистского искусства в старых центрах; · с) теория и практика модернизма против и за традиционализм в развивающихся странах; 2.Модерн в изобразительном искусстве и музыке · а) модернистские течения конца века (элитарный кинематограф, масс-медиа, мультимедийные техники, информационный бум); · в) исчерпание парадигмы в науке и культуре. · с) новая музыка (стиль техно и деградация содержания, неомодерн как временная остановка). 3.Модернизм в романе, на сцене и в поэзии · а) авангард постмодерна в романе и кино конца века (Эко, Гринуэй, Аллен, Спилберг, Содерберг, Коппола); · в) Карнавальное начало массовых мероприятий и подтекст массовых шоу, новые фигуры на сцене; · с) Модельное искусство жить: от сэконд-хэнда к новому дизайну мероприятий.. Основные понятия: Масс – медиа, мультикультурализм, кризис парадигмы модерна, модерн, модернизация, флеш-моб, сэконд-хэнд, промоутеры, дилеры, диск-жокеи, дистрибьютеры, сканирование. трикстеры, новая информационная культура, информационное общество, халтура, китч. шоумен, стиль техно, новая музыка, время конца композиторов, ретро, фундаментализм, традиционализм Рефераты · Переходные и смешанные жанры нового информационного искусства · Одна из биографий поздних модернистов (Фуко, Барт, Ларс фон Триер, Воннегут, Андрей Вознесенский или кто-либо другой) · Феномен электронной музыки. Литература Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230. Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76. Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27. Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10 Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19 Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.
Тема 19: Культура эпохи постмодерна. План 1. Предпосылки формирования культуры постмодерна. · а) кризис и крушение "второго мира"; · в) обретение поздним капитализмом "второго дыхания"; · с) авангардистское искусство в поисках антигероя. 2. Постмодернизм в литературе и эстетике. Образ конца света и понятие нового начала · а) вклад структуралистов и Франкфуртской школы в понимание ситуации постмодерна (Бодрияр, Эко, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас); · в) писательство лауреатов (Бродский, Шамборская, Грасс, Найпол, Сарамаго, Павич); · с) постмодернизм и почвенники (на примере духовного поединка русофилов и западников: Солженицын, Померанц, Чичибабин, Аксёнов, Битов, Толстая); 3. Пластические искусства и кино эпохи постмодерна · а/ постановки пьес и балетов (Брук, Штайн, Бежар); · в) скульпторы-авангардисты (Неизвестный, Манцу); · с) новый кинематограф (Гринуэй, Вендерс, Скола, Михалков). Рефераты: Структуралисты и их наследники о постмодерне Умберто Эко как теоретик и практик постмодерна «Кысь» Толстой как образец русского постмодерна Постмодерн и модерн: общее и различия Основные понятия: постмодерн, сверхрациональность, феноменология, электронная музыка, психоанализ, ревю, ангажированное искусство, абсурдизм, деидеологизация, смешение стилей, видеокультура, триллер, электронные средства массовой информации, серийное искусство, синестезия, панэстетизм, жанр катастроф, свободный монтаж, визуализация, конкретная музыка, массовая культура, элитарное искусство, атанальная музыка, саморазрушение искусств, инновация в культуре, критическая рефлексия, моноплюрализм, Великий отказ, панорамное видение, новый варварский стиль, художественный синтез, социальная критика. Рефераты Ø Критика постмодерна с позиций реализма (почвенничества или модернизма). Ø Художник - постмодернист и его шедевр (любая область искусства). Ø Постмодернизм и необарокко. Что придет после? Литература Ø Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167. Ø Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15. Ø Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230. Ø Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76. Ø Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27. Ø Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10 Ø Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25. Ø Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19 Ø Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427. Ø Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.
Тема 2 0: Элитарная и массовая культура. Проблема смысла План
1. Массовое общество и массовая культура. · а/ Социальные причины деформаций в культурной области; · б/ Повседневность как усталость и творцы новых мифов; · с/ Требует ли масса понижения культурных стандартов?
2. Ангажированность в искусстве и позиция "искусства для искусства" · а/ Кто и почему настаивает на свободе от смысла, внесоциальности и вне моральности культурных ценностей; · б/ Традиционная и массовая культуры, способы кодирования нового в культуре; · с/ Может ли массовая культура быть органической, критической или ортодоксальной?
3. Культура элиты и элитарность в культуре. · а/ Ставка на модерн и постмодерн или разрушение единого стиля и языка культурной трансляции: почему правящие не удержались в стороне от массовой культуры? · б/ Логика господства и подавление критической способности в массах; · с/ Массовая и элитарная культуры против народной культуры и высокого искусства: неизбежность переосмысления ценностей социальными группами.
Темы рефератов: · Модернизм в искусстве: возможно ли социально бессмысленное творчество? · Имеет ли смысл борьба за реализм в искусстве в эпоху постмодерна?
ЛИТЕРАТУРА Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М. 1977. С. 246-287. Грамши А. Понятие орттодоксальности./ Грамши А. Избранные произведения М. 1980. С. 292-295. Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.229-261 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.336-354 Лобас В.Х. Легенький Ю.Г. Украинская и зарубижна культура. К., 1997. -С.31-34 Теория та история свитовои и витчизнянои культуры. К. 1993. С.153-162. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С.189-223. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма.М.1980. С.200-214. Лифшиц М.А. Почему я не модернист? / Лифшиц М. А. Искусство и современный мир. М.1978. С.19-31. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М.1980. С. 475-484. Чегодаева М.А. Китч. Китч. Китч. М.1990. С.16-39. Шестаков В. Массовая культура М.1990. С.17-87. Неретина С. Через идею диалога культур //В сб. Одиссей. Выпуск 2. - М.., 1990. С. 23-28 Ильенков Э.В. Пройдена ли таблица умножения? / Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.1984. С.206-212.
Тема 21: Литература Кули Ч. Социальная самость / Американская социологическая мысль М. 1994, с. 316-330. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1991, с. 104-119 Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.100-105 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269 Основы социологии. Под ред. А. Г. Эфендиева. М. 1994, с. 69-84. Белл Д. Преступление как американский образ жизни / Социология преступности. М. 1966, с. 265-281. Весёлкин Е. А. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии/Концепции зарубежной этнологии М. 1976, с. 125-152. Харт У. Ч. Культур-антропология и социология / Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в её изменении и применении. М. 1961, с. 596-628. Пондопуло А. Г. От этнографии-описания к этнографии-диалогу / Одиссей. Вып. 3 М. 1991, с. 115-124. Тема 22: Литература Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.65-99 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269 Леви-Строс К. Структурная антропология М. 1983, с. 25-78. Его же. Увертюра к первому тому "Мифологик" "Сырое и печеное" // Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия "Философия". 1998. №1. С.83-125. Его же. Структура мифа // Вопросы философии. 1970, № 7. Его же. Колдун и его магия // Природа. 1974, № 7. Его же. Печальные тропики. М. 1988. Фуко М. Надзирать и карать. Рождение тюрьмы. //Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия Философия. 1997. №2. С.86-123. Грецкий М. Н. Структурализм: основные проблемы и уровни их решения // Философские науки, 1974, № 4. Шкловский В. Б. О поэзии прозы. М. 1983. С. 203, 216, 234, 268, 280, 329, 361. Мулуд Н. Современный структурализм М. 1969, с.11-34. Структурализм: “за” и “против” М. 1975, с 5-27. Тема 23: Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.200-212 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.289-284 Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991, с. 51-65, 73-75, 133-134, 327-345. Его же, Искусство и политика М. 1990, Т. 1,с. 288-301. Лифшиц М.А. Почему я не модернист? //Лифшиц М.А. Искусство и общественная жизнь. М. 1978 С. 1931 Его же, Мифология древняя и современная. М. 1980. С. 408-417, 475-484 Кин Ц. Три трагедии // Вопросы философии 1990, №4, с. 105-110. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.1987. С. 5-15 Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.1983. С. 298-308. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990. С. 9-18 Великовский С.И. Культура как полагание смысла //Одиссей. Вып 1. М. 1989. С.17-20 Самосознание европейской культуры ХХ века. М.1991. С. 230-263 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. С. 271-280.
Тема 24: Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.250-261 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.346-354 Неомарксизм и социология культуры. М. 1980. С. 11-39 АдорноТ., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М. 1999. С. 4-25 Маркузе Г. Одномерный человек М. 1994. С. 72-108, 324-338 Давыдов Ю. Н. социально-философские воззрения Франкфуртской школы. М. 1977. С. 5-29 Его же Бегство от свободы. М. 1978. С. 16-44 Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990. С. 140-165 АдорноТ. Социология музыки М. 1999. С. 156-162 Баталов Э. Философия бунта. М. 1973. С. 17-73 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность М. 1995 С. 33-56
Тема 25: Проблема стереотипа.
1. Современные дискуссии вокруг этнического и национального в культуре а/ опыт отождествления этнического и национального, попытка выдать низший этаж культуры за её вершинное достижение; в/ социокультурное обособление национального от этнического, элитарные концепции нации и формирование национальных представлений как индустрия внешнего сознания; понятие стереотип; с/ сложность соотношения архетипов этнического в народно-национальном; место народного вкультуре.
2.Теория национальной культуры а/ различие концепции национальной культуры и культуры нации по М.В. Поповичу; в/ факторы роста национальной культуры; с/ изоляция и самоизоляция культур..
3.Стереотипы восприятия чужой культуры. а/ корни отчуждения;; в/ модель диалога и факторы смешения культур; с/.сохранение культурных стереотипов в процессе становления межкультурного пространства обмена и проживания, невозможность этнического гетто. В подлинно современной культуре Рефераты: · Модели межкультурного взаимодействия и проблема сохранения лица культуры ·.Концепции национальной исключительности · Основные стереотипы восприятия русским иноземцев · Русские и поляки в восприятии украинца: опыт истории и современность
Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.154-167 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.355-374, Смыт Д. Нац1ональна 1дентичн1сть. К. 1994. С. 23-101 Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Ленинград. 1990. С. 7-27 Алексеев В.П. География человеческих рас. М. 1978. С. 11-24 Касьянов К. Русский национальный характер. М. 1992с. 18-29 Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1992.С 5-17 Российская ментальность// Вопросы философии. 1994. № 1 Солженицын А.И. Русский вопрос к концу ХХ века. // Новый мир. 1994. №7 Шолохов М.М. Разговор с отцом. //Дон. 1991 № 5 С. 159-160 Этнические стереотипы поведения. Ленинград. 1979 Ст. Г. Старовойтовой
Тема 1: Как возможна история культуры? Проблема периодизации. План. 1. Как возможна история культуры? Объект, предмет и метод истории культуры. А / Культура в историческом процессе; В / История культуры как рождение, развёртывание и смена смыслов, орудий и субъектов культурной деятельности; С / Методология исследования истории культуры. 2. Культурно-исторический процесс и деятельность человека. Исследование культурных процессов и законы развития культуры. А / Образцы артефактов культуры и следы деятельности человека; В / Отклонения и закономерности культурных процессов; С / Форма и содержания обмена деятельностью в культуре: идентичность и самобытность 3. Объяснение и понимание культуры как исторического процесса. А / Диалектическая и диалогическая концепция культурно-исторического целого и систем культуры; В / Принципы объяснения и понимания культуры: аксиологический аспект понимания культурных процессов. С / Социальные общности – носители культуры: этнос, народ, класс, элита, масса, интеллигенция, личность.
Темы рефератов:
Объяснение и понимание культурно-исторического процесса. Откуда пришли к нам наши ценности? Периодизация культур в формационном и цивилизационном подходах. Носители культуры: кто создаёт и кто пользуется культурными ценностями Роль отечественной интеллигенции в понимании культуры: между Сциллой нигилизма и Харибдой веры. История культуры как источник типа человека (на примере образа сверстника) Критическая педагогика и движение за культурное освобождение.
ЛИТЕРАТУРА История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча. Ростов – на Дону. 2000. С. 6-17 Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.19-39 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.6-20,485-510 Вебер А. Предварительные замечания к социологии культуры. //Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб. 1999. С.17-34 Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. -С. 31-40, 83-129. Грамши А. Искусство и политика. - М., 1991. Т. 1. - С. 357-365. Лобас В.Х. Легенький Ю.Г. Украинская и зарубижна культура. К., 1997. -С.12-18. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. -С.. 9-13. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 547-554, 642-644. Фрумин И.Д. Вызов критической педагогики. Вопросы философии. 1998. № 12. С.55-62. Вехи. Интеллигенция в России. - М., 1991. - С. 153-156. Мамардашвилли М.К. Интеллигенция в современном обществе. /Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию. М. 1990. С. 329-336 Сартр Ж-П. Молодёжь в западне. /В сб. Над Сеной и Уазой. - М.1985. - С. 283-293 Лифшиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. С. 3-5. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987. -С. 15-19. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 298-308. Неретина С. Через идею диалога культур //В сб. Одиссей. Выпуск 2. - М.., 1990. С. 23-28 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427-429. Тема 2:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.012 с.) |