Образ противостояния и проблема защиты самобытности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ противостояния и проблема защиты самобытности.



1. Зрелая советская культурная эпоха.

· а) Роль второй мировой войны в переориентации культурных сил страны на единую цель;

· в) поэтическая культура 40-х годов и ослабление тоталитарного контроля;

· в) искусство в период войны и его основные достижения6 образ советского человека в военной литературе;

2. Культура послевоенного восстановления, рост культурной мощи и утверждение новых ценностей на вновь присоединённых землях.

· а) обновление идеологического контроля, борьба с космополитизмом, уточнение формул реализма, дискуссии 40-х начала 50-х годов;

· в) послевоенное искусство социалистического реализма (литература, живопись, театр);

· с) явления советского кино и его вклад в мировое искусство.

3. Кульминации советской культуры.

· а) атомный проект и космонавтика как свидетельство культурной и научно-практической обеспеченности мира и развития;

· в) влияние культа личности и продолжения репрессий на темпы и формы культурного развития;

· с) интернациональные и внутрисоюзные последствия курса на подтягивание союзных республик к союзным образцам, взаимообогащение культурных традиций советских народов.

Ключевые слова: орально-политическое единство советского народа, пролетарский интернационализм, восстановление православия, антифашизм в культуре, борьба с космополитизмом, вновь присоединённые земли, восстановление народного хозяйства, атомный проект, космонавтика, оборонное сознание, советское кино, дискуссии о языкознания, дискуссия об экономике, постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», ленинградское дело, дело врачей, лысенковщина, кибернетика

Рефераты:

· Артисты военного и послевоенного времени: особенности изображения советского человека на сцене и на экране.

· Военные и послевоенные советские фильмы (Георгий Александров. Александр Довженко, Иван Пырьев и другие).

· Музыка зрелого советского периода (Дунаевский, Шостакович, Прокофьев. Андрей Петров и другие)

· Достижения советской науки 40-х годов и её вклад в мировую науку;

· Архитектура и скульптура гигантов (Вучетич, Татлин,. Лев Руднев

· Наш край в зрелую советскую культурную эпоху.

Литература

· Культурология. Под ред Г. Драча. Ростов. 1995. - С. 432-441

· Всемирная история. М. 1979. Т. 12. С. 140-147

· Суздалев Н.К. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. М. 1963. С. 5-81

· Юренев Р.Н. Крпткая история советского кино. М. 1967. С. 41-123

· Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. М. 1964. С. 330-421

· Сохар А.Н., Бялик М.Г. Советская музыка. / Краткая музыкальная энциклопедия. М. 1981. С. 133-136

· Шолохов М. Литература – часть общепролетарского дела. / шолохов М. Собрание сочинений в 8 тт. Т. 8. М.1960. С. 105-113

· Толстой А.Н. Луна, к оторую подменили трактором. / Толстой А.Н. собрание сочинений в 10 тт. Т. 10. С. 165-168

· Долгополов И.В. Рассказы о художниках. - М., 1976. - С. 517-529, 583-597

· Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Собр. Соч. В 9-ти томах - М., 1967. - Т.9. - С. 286-295, 380-384. (другие издания: Кн. 5, гл. 3, 16)

 

Тема 17:

Культура позднего социализма. Образ перемен и проблема трансформации.

План

1. Оттепель, застой и перестройка как родственные эпохи культурного роста.

· а) кризисные явления при социализме и их отрицание в официальной культуре;

· в) рождение андерграунда, нарастание необходимости трансформации общества и культурные отражения борьбы за перспективу;

· с) теория и практика обновления в годы перестройки.

2. Модернизация и её неудача: крах советской модели культурного развития и первые постперестроечные шаги.

· а) роль западных партнёров и западных ценностей в крахе советского проекта;

· в) новые явления в культурном развитии (масс-медиа и информационная культура, легализация запретного, курс на либерализацию);

· с) новое искусство (авангардный и политический театр, новый юмор, поздний рок, неформалы, поздний модерн и постмодерн в постсоветской литературе).

3. Модернизация в романе, на сцене и в поэзии

· а) авангардный роман конца века (Пелевин, Акунин, Толстая);

· в) авангардистский театр и кино соперничает с модерном (Радзинский, Балабанов, финал Любимова, Виктюк, национальные движения постмодерна – Андрухович, Забужко. Жадан на Украине);

· с) эстрада новейших деформаций (Макаревич. Шевчук, Цой, Гребенщиков, Кипелов).

Основные понятия:

Ключевые слова: оттепель, культ личности, модерн, модернизация, застой, перестройка,андеграунд, поэтическое кино, поэтический театр, авторская песня, деревенская проза, национальные школы кинематографии, фестивали, самодеятельное искусство, тоталитарный контроль, агенты влияния, информационная культура, глобализация, человек постмодерна. чернуха

Рефераты

· Оттепель в персонажах и произведениях

· Причины и следствия застоя в СССР и распад культурного сообщества социалистических наций

· Критика поэтики постмодерна.

Литература

Суконина Т.Н. Феномен мультикульурализма в современном обестве // Практична філософія. № 4 2008. С. 35-38

Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость. Идеи эстетического воспитания в истории общественной мысли. М. 1993.

Лосєв І.В. Історія і теорія світової культури. Європейський контекст. К. 1995. С. 35-53

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций из истории мировой культуры. М. 2001. С. 223-290

Левин И.Д. Сочинения. Т.2. М.Радикс. 1994. С. 17-51

Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.

Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. К. 2000. С. 232-242

Тема 18:

Культура позднего модерна: формотворчество.

Искусство без образа, без идеи и без содержания

Или проблема невозможного (будущего)

План

1. Модернизм в эпоху создания предпосылок крушения второго мира. Поиски выхода из кризиса социума на путях внутренней и внешней экспансии страха.

· а) модерн и вызовы глобализации;

· в) теория и практика модернистского искусства в старых центрах;

· с) теория и практика модернизма против и за традиционализм в развивающихся странах;

2.Модерн в изобразительном искусстве и музыке

· а) модернистские течения конца века (элитарный кинематограф, масс-медиа, мультимедийные техники, информационный бум);

· в) исчерпание парадигмы в науке и культуре.

· с) новая музыка (стиль техно и деградация содержания, неомодерн как временная остановка).

3.Модернизм в романе, на сцене и в поэзии

· а) авангард постмодерна в романе и кино конца века (Эко, Гринуэй, Аллен, Спилберг, Содерберг, Коппола);

· в) Карнавальное начало массовых мероприятий и подтекст массовых шоу, новые фигуры на сцене;

· с) Модельное искусство жить: от сэконд-хэнда к новому дизайну мероприятий..

Основные понятия:

Масс – медиа, мультикультурализм, кризис парадигмы модерна, модерн, модернизация, флеш-моб, сэконд-хэнд, промоутеры, дилеры, диск-жокеи, дистрибьютеры, сканирование. трикстеры, новая информационная культура, информационное общество, халтура, китч. шоумен, стиль техно, новая музыка, время конца композиторов, ретро, фундаментализм, традиционализм

Рефераты

· Переходные и смешанные жанры нового информационного искусства

· Одна из биографий поздних модернистов (Фуко, Барт, Ларс фон Триер, Воннегут, Андрей Вознесенский или кто-либо другой)

· Феномен электронной музыки.

Литература

Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.

Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.

Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.

Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.

Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10

Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19

Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.

 

 

Тема 19:

Культура эпохи постмодерна.

Образ конца света и проблема нового начала

План

1. Предпосылки формирования культуры постмодерна.

· а) кризис и крушение "второго мира";

· в) обретение поздним капитализмом "второго дыхания";

· с) авангардистское искусство в поисках антигероя.

2. Постмодернизм в литературе и эстетике. Образ конца света и понятие нового начала

· а) вклад структуралистов и Франкфуртской школы в понимание ситуации постмодерна (Бодрияр, Эко, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас);

· в) писательство лауреатов (Бродский, Шамборская, Грасс, Найпол, Сарамаго, Павич);

· с) постмодернизм и почвенники (на примере духовного поединка русофилов и западников: Солженицын, Померанц, Чичибабин, Аксёнов, Битов, Толстая);

3. Пластические искусства и кино эпохи постмодерна

· а/ постановки пьес и балетов (Брук, Штайн, Бежар);

· в) скульпторы-авангардисты (Неизвестный, Манцу);

· с) новый кинематограф (Гринуэй, Вендерс, Скола, Михалков).

Рефераты:

Структуралисты и их наследники о постмодерне

Умберто Эко как теоретик и практик постмодерна

«Кысь» Толстой как образец русского постмодерна

Постмодерн и модерн: общее и различия

Основные понятия:

постмодерн, сверхрациональность, феноменология, электронная музыка, психоанализ, ревю, ангажированное искусство, абсурдизм, деидеологизация, смешение стилей, видеокультура, триллер, электронные средства массовой информации, серийное искусство, синестезия, панэстетизм, жанр катастроф, свободный монтаж, визуализация, конкретная музыка, массовая культура, элитарное искусство, атанальная музыка, саморазрушение искусств, инновация в культуре, критическая рефлексия, моноплюрализм, Великий отказ, панорамное видение, новый варварский стиль, художественный синтез, социальная критика.

Рефераты

Ø Критика постмодерна с позиций реализма (почвенничества или модернизма).

Ø Художник - постмодернист и его шедевр (любая область искусства).

Ø Постмодернизм и необарокко. Что придет после?

Литература

Ø Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.

Ø Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.

Ø Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.

Ø Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.

Ø Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.

Ø Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10

Ø Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.

Ø Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19

Ø Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.

Ø Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.

 

 

Тема 2 0:

Элитарная и массовая культура. Проблема смысла

План

 

1. Массовое общество и массовая культура.

· а/ Социальные причины деформаций в культурной области;

· б/ Повседневность как усталость и творцы новых мифов;

· с/ Требует ли масса понижения культурных стандартов?

 

2. Ангажированность в искусстве и позиция "искусства для искусства"

· а/ Кто и почему настаивает на свободе от смысла, внесоциальности и вне моральности культурных ценностей;

· б/ Традиционная и массовая культуры, способы кодирования нового в культуре;

· с/ Может ли массовая культура быть органической, критической или ортодоксальной?

 

3. Культура элиты и элитарность в культуре.

· а/ Ставка на модерн и постмодерн или разрушение единого стиля и языка культурной трансляции: почему правящие не удержались в стороне от массовой культуры?

· б/ Логика господства и подавление критической способности в массах;

· с/ Массовая и элитарная культуры против народной культуры и высокого искусства: неизбежность переосмысления ценностей социальными группами.

 

 

Темы рефератов:

· Модернизм в искусстве: возможно ли социально бессмысленное творчество?

· Имеет ли смысл борьба за реализм в искусстве в эпоху постмодерна?

 

ЛИТЕРАТУРА

Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М. 1977. С. 246-287.

Грамши А. Понятие орттодоксальности./ Грамши А. Избранные произведения М. 1980. С. 292-295.

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.229-261

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.336-354

Лобас В.Х. Легенький Ю.Г. Украинская и зарубижна культура. К., 1997. -С.31-34

Теория та история свитовои и витчизнянои культуры. К. 1993. С.153-162.

Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С.189-223.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма.М.1980. С.200-214.

Лифшиц М.А. Почему я не модернист? / Лифшиц М. А. Искусство и современный мир. М.1978. С.19-31.

Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М.1980. С. 475-484.

Чегодаева М.А. Китч. Китч. Китч. М.1990. С.16-39.

Шестаков В. Массовая культура М.1990. С.17-87.

Неретина С. Через идею диалога культур //В сб. Одиссей. Выпуск 2. - М.., 1990. С. 23-28

Ильенков Э.В. Пройдена ли таблица умножения? / Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.1984. С.206-212.

 


Тема 21:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.046 с.)