Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологическое направление в теориях культуры.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социум и культура. Проблема человека
План
1. Введение человека в культурологическую картину мира как целостного субъекта, достоинства и недостатки антропологизма · а/ сравнение с животными- исходный пункт антропологического направления; · в/ культура как вторая, сформированная природа, социальные признаки социальной сущности; · с/ эволюционисты и диффузионисты об этнокультурном разнообразии, гипотеза несводимости культур к единому основанию А. Крёбера; 2. Антропологическая теория культуры о предмете споров- человеке. · а/ раса, Среда, момент в исторических и современных версиях, расизм политический или символический, теории исключительности; · в/ анализ социальных сетей у Д. Барнза и в британской антропологии; · с/ ключевое понимание символа у В. Тэрнера и У. Уайта; 3. Куда идёт антропология: к редукции человека или к анализу социума на надиндивидуальных уровнях? · а/ данные эволюции в социологии и концепции антропологической революции; · в/ социологические аспекты этнолингвистического выравнивания в культурном развитии; · с/ гуманистическая антропология о поле, возрасте, расе, языке и социология женщины как её ответвление.
Рефераты: · Научное опровержение неизбежности этноцентризма и этнократии на социологических данных СНГ. · Существуют ли в действительности межнациональные конфликты? · Социальные группы и этнический облик противоборствующих. Литература Кули Ч. Социальная самость / Американская социологическая мысль М. 1994, с. 316-330. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1991, с. 104-119 Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.100-105 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269 Основы социологии. Под ред. А. Г. Эфендиева. М. 1994, с. 69-84. Белл Д. Преступление как американский образ жизни / Социология преступности. М. 1966, с. 265-281. Весёлкин Е. А. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии/Концепции зарубежной этнологии М. 1976, с. 125-152. Харт У. Ч. Культур-антропология и социология / Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в её изменении и применении. М. 1961, с. 596-628. Пондопуло А. Г. От этнографии-описания к этнографии-диалогу / Одиссей. Вып. 3 М. 1991, с. 115-124. Тема 22: История и теория культуры структурализма. Парадигма структуры, проблема целого
1.Методологические основания структуралистских ориентаций. · а/ общетеоретические и исторические предпосылки структурализма; · в/ лингвистические инварианты в социальных науках; · с/ редукция к структуре как метод и как результат, программирование знаний, парадигма начала не с индивида, а с общности во французскох теорий культуры
2. Целое в моделях родства и иных социальных связях в структурной антропологии К. Леви-Стросса. · а/ структура, связи и отношения на примере систем родства; · в/ гиперкоррекция целого и цели структуралистов, нейтральность языка как исходное или полученное; · с/ социальный интерес в социологических интерпретациях структуралистов.
3.Критический потенциал и недостаточность структурализма. · а/ общество как совокупность структур, структурализм и другие теориии: пересечения и заимствования; · в/ логическая незавершённость исследовательской программы; · с/ исторические слабости французского структурализма
Рефераты: · Русские источники структурализма. · Системы родства в структурализме как пример теории культуры первобытных и примитивных обществ. Литература Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.65-99 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269 Леви-Строс К. Структурная антропология М. 1983, с. 25-78. Его же. Увертюра к первому тому "Мифологик" "Сырое и печеное" // Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия "Философия". 1998. №1. С.83-125. Его же. Структура мифа // Вопросы философии. 1970, № 7. Его же. Колдун и его магия // Природа. 1974, № 7. Его же. Печальные тропики. М. 1988. Фуко М. Надзирать и карать. Рождение тюрьмы. //Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия Философия. 1997. №2. С.86-123. Грецкий М. Н. Структурализм: основные проблемы и уровни их решения // Философские науки, 1974, № 4. Шкловский В. Б. О поэзии прозы. М. 1983. С. 203, 216, 234, 268, 280, 329, 361. Мулуд Н. Современный структурализм М. 1969, с.11-34. Структурализм: “за” и “против” М. 1975, с 5-27. Тема 23: Историзм как принцип теории культуры. Проблема прогресса в искусстве
1. Принцип историзма в науке и философии.. а/ классический подход Маркса: социальное бытие и общественное сознание на культурно-исторических примерах; в/ историцизм как вариант неомарксистской социологии, Грамши и грамшианцы о целостности потока истории и условности структур, нелинейность прогресса; с/ культурно-исторический процесс и социальные силы, классовый подход и вектор развития.
2.Теория историчности. Поток, целое, практика. а/ поиски субъекта перемен в неомарксизме, социологически продуктивная идея Грамши о новом историческом блоке; в/ процесс поглощения структур потоком событий, первичность процесса творчества масс и вторичность элитарных структур; с/ традиционная и органическая интеллигенция в борьбе за новую культуру.
3.Социальная практика как критерий проверки социологичности идей в сфере культуры. а/ практика культурного авангарда и прогрессивные силы в культуре; в/ гегемония сил труда и культуры в творчестве новых форм жизни, освободительном процессе; с/ развивается ли искусство по восходящей диалектической спирали от эпохи к эпохе.
Рефераты: · Историзм и реалистическое искусство: критерий оценки прогрессивности вклада художника. ·.Может ли модернизм творить передовую культуру?
Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.200-212 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.289-284 Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991, с. 51-65, 73-75, 133-134, 327-345. Его же, Искусство и политика М. 1990, Т. 1,с. 288-301. Лифшиц М.А. Почему я не модернист? //Лифшиц М.А. Искусство и общественная жизнь. М. 1978 С. 1931 Его же, Мифология древняя и современная. М. 1980. С. 408-417, 475-484 Кин Ц. Три трагедии // Вопросы философии 1990, №4, с. 105-110. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.1987. С. 5-15 Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.1983. С. 298-308. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990. С. 9-18 Великовский С.И. Культура как полагание смысла //Одиссей. Вып 1. М. 1989. С.17-20 Самосознание европейской культуры ХХ века. М.1991. С. 230-263 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. С. 271-280.
Тема 24: Критическая теория общества и социальная обусловленность всякой теории культуры. Проблема субъекта перемен.
1.Культурологические теории старшего поколения Франкфуртской школы · а/ противоречивые последствия Просвещения и тайны репрессивного роста культуры за счёт человеческих живых сил, отчуждение в его современной форме; · в/ критика западных ценностей как содержания одномерного сознания; · с/ формы критической рефлексии и их значение в культуре.
2. культура и человек, среда и искусство в отражении франкфуртских теоретиков · а/ диалоговая природа демократической культуры у Юргена Хабермаса; · в/ эстетические вкусы и навязанные стандарты в теориях теодора Адорно; · с/ молодёжная субкультура под пристальным вниманием франкфуртцев..
3.Критический потенциал сознания и теория культуры · а/ социальная обусловленность всякой теории культуры · в/ корни пессимизма в оценках будущего культуры западного общества · с/ необходимость критической дистанции по отношению ко вкусам и ценностям своего времени и среды, негарантированность смыслов в культуре.
Рефераты: · Нужна ли Большая Идея для бытия в культуре: размышления о побеждённой силе протеста в западном обществе · "потребитель культуры" глазами франкфуртских мыслителей
Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.250-261 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.346-354 Неомарксизм и социология культуры. М. 1980. С. 11-39 АдорноТ., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М. 1999. С. 4-25 Маркузе Г. Одномерный человек М. 1994. С. 72-108, 324-338 Давыдов Ю. Н. социально-философские воззрения Франкфуртской школы. М. 1977. С. 5-29 Его же Бегство от свободы. М. 1978. С. 16-44 Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990. С. 140-165 АдорноТ. Социология музыки М. 1999. С. 156-162 Баталов Э. Философия бунта. М. 1973. С. 17-73 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность М. 1995 С. 33-56
Тема 25: Этнологические основы восприятия чужой культуры. Проблема стереотипа.
1. Современные дискуссии вокруг этнического и национального в культуре а/ опыт отождествления этнического и национального, попытка выдать низший этаж культуры за её вершинное достижение; в/ социокультурное обособление национального от этнического, элитарные концепции нации и формирование национальных представлений как индустрия внешнего сознания; понятие стереотип; с/ сложность соотношения архетипов этнического в народно-национальном; место народного вкультуре.
2.Теория национальной культуры а/ различие концепции национальной культуры и культуры нации по М.В. Поповичу; в/ факторы роста национальной культуры; с/ изоляция и самоизоляция культур..
3.Стереотипы восприятия чужой культуры. а/ корни отчуждения;; в/ модель диалога и факторы смешения культур; с/.сохранение культурных стереотипов в процессе становления межкультурного пространства обмена и проживания, невозможность этнического гетто. В подлинно современной культуре Рефераты: · Модели межкультурного взаимодействия и проблема сохранения лица культуры ·.Концепции национальной исключительности · Основные стереотипы восприятия русским иноземцев · Русские и поляки в восприятии украинца: опыт истории и современность
Литература
Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.154-167 Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.355-374, Смыт Д. Нац1ональна 1дентичн1сть. К. 1994. С. 23-101 Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Ленинград. 1990. С. 7-27 Алексеев В.П. География человеческих рас. М. 1978. С. 11-24 Касьянов К. Русский национальный характер. М. 1992с. 18-29 Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1992.С 5-17 Российская ментальность// Вопросы философии. 1994. № 1 Солженицын А.И. Русский вопрос к концу ХХ века. // Новый мир. 1994. №7 Шолохов М.М. Разговор с отцом. //Дон. 1991 № 5 С. 159-160 Этнические стереотипы поведения. Ленинград. 1979 Ст. Г. Старовойтовой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.01 с.) |