Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологическое направление в теориях культуры.

Поиск

Социум и культура. Проблема человека

 

План

 

1. Введение человека в культурологическую картину мира как целостного субъекта, достоинства и недостатки антропологизма

· а/ сравнение с животными- исходный пункт антропологического направления;

· в/ культура как вторая, сформированная природа, социальные признаки социальной сущности;

· с/ эволюционисты и диффузионисты об этнокультурном разнообразии, гипотеза несводимости культур к единому основанию А. Крёбера;

2. Антропологическая теория культуры о предмете споров- человеке.

· а/ раса, Среда, момент в исторических и современных версиях, расизм политический или символический, теории исключительности;

· в/ анализ социальных сетей у Д. Барнза и в британской антропологии;

· с/ ключевое понимание символа у В. Тэрнера и У. Уайта;

3. Куда идёт антропология: к редукции человека или к анализу социума на надиндивидуальных уровнях?

· а/ данные эволюции в социологии и концепции антропологической революции;

· в/ социологические аспекты этнолингвистического выравнивания в культурном развитии;

· с/ гуманистическая антропология о поле, возрасте, расе, языке и социология женщины как её ответвление.

 

Рефераты:

· Научное опровержение неизбежности этноцентризма и этнократии на социологических данных СНГ.

· Существуют ли в действительности межнациональные конфликты?

· Социальные группы и этнический облик противоборствующих.

Литература

Кули Ч. Социальная самость / Американская социологическая мысль М. 1994, с. 316-330.

Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1991, с. 104-119

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.100-105

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269

Основы социологии. Под ред. А. Г. Эфендиева. М. 1994, с. 69-84.

Белл Д. Преступление как американский образ жизни / Социология преступности. М. 1966, с. 265-281.

Весёлкин Е. А. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии/Концепции зарубежной этнологии М. 1976, с. 125-152.

Харт У. Ч. Культур-антропология и социология / Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в её изменении и применении. М. 1961, с. 596-628.

Пондопуло А. Г. От этнографии-описания к этнографии-диалогу / Одиссей. Вып. 3 М. 1991, с. 115-124.


Тема 22:

История и теория культуры структурализма.

Парадигма структуры, проблема целого

 

1.Методологические основания структуралистских ориентаций.

· а/ общетеоретические и исторические предпосылки структурализма;

· в/ лингвистические инварианты в социальных науках;

· с/ редукция к структуре как метод и как результат, программирование знаний, парадигма начала не с индивида, а с общности во французскох теорий культуры

 

2. Целое в моделях родства и иных социальных связях в структурной антропологии К. Леви-Стросса.

· а/ структура, связи и отношения на примере систем родства;

· в/ гиперкоррекция целого и цели структуралистов, нейтральность языка как исходное или полученное;

· с/ социальный интерес в социологических интерпретациях структуралистов.

 

3.Критический потенциал и недостаточность структурализма.

· а/ общество как совокупность структур, структурализм и другие теориии: пересечения и заимствования;

· в/ логическая незавершённость исследовательской программы;

· с/ исторические слабости французского структурализма

 

Рефераты:

· Русские источники структурализма.

· Системы родства в структурализме как пример теории культуры первобытных и примитивных обществ.

Литература

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.65-99

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.255-269

Леви-Строс К. Структурная антропология М. 1983, с. 25-78.

Его же. Увертюра к первому тому "Мифологик" "Сырое и печеное" // Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия "Философия". 1998. №1. С.83-125.

Его же. Структура мифа // Вопросы философии. 1970, № 7.

Его же. Колдун и его магия // Природа. 1974, № 7.

Его же. Печальные тропики. М. 1988.

Фуко М. Надзирать и карать. Рождение тюрьмы. //Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Серия Философия. 1997. №2. С.86-123.

Грецкий М. Н. Структурализм: основные проблемы и уровни их решения // Философские науки, 1974, № 4.

Шкловский В. Б. О поэзии прозы. М. 1983. С. 203, 216, 234, 268, 280, 329, 361.

Мулуд Н. Современный структурализм М. 1969, с.11-34.

Структурализм: “за” и “против” М. 1975, с 5-27.

Тема 23:

Историзм как принцип теории культуры.

Проблема прогресса в искусстве

 

1. Принцип историзма в науке и философии..

а/ классический подход Маркса: социальное бытие и общественное сознание на культурно-исторических примерах;

в/ историцизм как вариант неомарксистской социологии, Грамши и грамшианцы о целостности потока истории и условности структур, нелинейность прогресса;

с/ культурно-исторический процесс и социальные силы, классовый подход и вектор развития.

 

2.Теория историчности. Поток, целое, практика.

а/ поиски субъекта перемен в неомарксизме, социологически продуктивная идея Грамши о новом историческом блоке;

в/ процесс поглощения структур потоком событий, первичность процесса творчества масс и вторичность элитарных структур;

с/ традиционная и органическая интеллигенция в борьбе за новую культуру.

 

3.Социальная практика как критерий проверки социологичности идей в сфере культуры.

а/ практика культурного авангарда и прогрессивные силы в культуре;

в/ гегемония сил труда и культуры в творчестве новых форм жизни, освободительном процессе;

с/ развивается ли искусство по восходящей диалектической спирали от эпохи к эпохе.

 

Рефераты:

· Историзм и реалистическое искусство: критерий оценки прогрессивности вклада художника.

·.Может ли модернизм творить передовую культуру?

 

Литература

 

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.200-212

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.289-284

Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991, с. 51-65, 73-75, 133-134, 327-345.

Его же, Искусство и политика М. 1990, Т. 1,с. 288-301.

Лифшиц М.А. Почему я не модернист? //Лифшиц М.А. Искусство и общественная жизнь. М. 1978 С. 1931

Его же, Мифология древняя и современная. М. 1980. С. 408-417, 475-484

Кин Ц. Три трагедии // Вопросы философии 1990, №4, с. 105-110.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.1987. С. 5-15

Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.1983. С. 298-308.

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990. С. 9-18

Великовский С.И. Культура как полагание смысла //Одиссей. Вып 1. М. 1989. С.17-20

Самосознание европейской культуры ХХ века. М.1991. С. 230-263

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. С. 271-280.

 

Тема 24:

Критическая теория общества и социальная обусловленность всякой теории культуры. Проблема субъекта перемен.

 

 

1.Культурологические теории старшего поколения Франкфуртской школы

· а/ противоречивые последствия Просвещения и тайны репрессивного роста культуры за счёт человеческих живых сил, отчуждение в его современной форме;

· в/ критика западных ценностей как содержания одномерного сознания;

· с/ формы критической рефлексии и их значение в культуре.

 

2. культура и человек, среда и искусство в отражении франкфуртских теоретиков

· а/ диалоговая природа демократической культуры у Юргена Хабермаса;

· в/ эстетические вкусы и навязанные стандарты в теориях теодора Адорно;

· с/ молодёжная субкультура под пристальным вниманием франкфуртцев..

 

3.Критический потенциал сознания и теория культуры

· а/ социальная обусловленность всякой теории культуры

· в/ корни пессимизма в оценках будущего культуры западного общества

· с/ необходимость критической дистанции по отношению ко вкусам и ценностям своего времени и среды, негарантированность смыслов в культуре.

 

Рефераты:

· Нужна ли Большая Идея для бытия в культуре: размышления о побеждённой силе протеста в западном обществе

· "потребитель культуры" глазами франкфуртских мыслителей

 

Литература

 

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.250-261

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.346-354

Неомарксизм и социология культуры. М. 1980. С. 11-39

АдорноТ., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М. 1999. С. 4-25

Маркузе Г. Одномерный человек М. 1994. С. 72-108, 324-338

Давыдов Ю. Н. социально-философские воззрения Франкфуртской школы. М. 1977. С. 5-29

Его же Бегство от свободы. М. 1978. С. 16-44

Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990. С. 140-165

АдорноТ. Социология музыки М. 1999. С. 156-162

Баталов Э. Философия бунта. М. 1973. С. 17-73

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность М. 1995 С. 33-56

 

 

Тема 25:

Этнологические основы восприятия чужой культуры.

Проблема стереотипа.

 

1. Современные дискуссии вокруг этнического и национального в культуре

а/ опыт отождествления этнического и национального, попытка выдать низший этаж культуры за её вершинное достижение;

в/ социокультурное обособление национального от этнического, элитарные концепции нации и формирование национальных представлений как индустрия внешнего сознания; понятие стереотип;

с/ сложность соотношения архетипов этнического в народно-национальном; место народного вкультуре.

 

2.Теория национальной культуры

а/ различие концепции национальной культуры и культуры нации по М.В. Поповичу;

в/ факторы роста национальной культуры;

с/ изоляция и самоизоляция культур..

 

3.Стереотипы восприятия чужой культуры.

а/ корни отчуждения;;

в/ модель диалога и факторы смешения культур;

с/.сохранение культурных стереотипов в процессе становления межкультурного пространства обмена и проживания, невозможность этнического гетто.

В подлинно современной культуре

Рефераты:

· Модели межкультурного взаимодействия и проблема сохранения лица культуры

·.Концепции национальной исключительности

· Основные стереотипы восприятия русским иноземцев

· Русские и поляки в восприятии украинца: опыт истории и современность

 

Литература

 

Оганов А.А., Хингельдиева И.Г. Теория культуры М. 2003 С.154-167

Шендрик А.И. Теория культуры М. 2002. С.355-374,

Смыт Д. Нац1ональна 1дентичн1сть. К. 1994. С. 23-101

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Ленинград. 1990. С. 7-27

Алексеев В.П. География человеческих рас. М. 1978. С. 11-24

Касьянов К. Русский национальный характер. М. 1992с. 18-29

Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1992.С 5-17

Российская ментальность// Вопросы философии. 1994. № 1

Солженицын А.И. Русский вопрос к концу ХХ века. // Новый мир. 1994. №7

Шолохов М.М. Разговор с отцом. //Дон. 1991 № 5 С. 159-160

Этнические стереотипы поведения. Ленинград. 1979 Ст. Г. Старовойтовой

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.009 с.)