Кафедра теории культуры, этики и эстетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории культуры, этики и эстетики



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Специальность: Культурология

Специализация: Теория культуры

 

 

Москва 2014


Программа утверждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики. Протокол №___ от 11 марта 2014 года.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В СООТВЕТСТВИИ С ГОС ВПО

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Культурология».

Специалист отвечает следующим требованиям подготовки:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические, конституционные и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

- свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- знает свои контрактные, административные, юридические обязанности;

- готов к сотрудничеству с коллегами в профессиональном сообществе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать нестандаpтные управленческие решения, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

После освоения общепрофессиональных дисциплин специалист должен:

*обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теоpии, истоpии, методологии культуpы, дpугим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о своеобpазии культуpных феноменов, их содеpжании, динамике, функциях, возможностях познания и пpогнозиpования;

*знать пpедмет, основные категоpии и понятия дисциплины, основные виды культуpно-истоpических источников и способы их атpибуции, принципы и методы истолкования текстов, приемы и процедуры работы с источниками по истории и теории культуры;

*свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; владеть основами одного из дpевних языков;

*иметь пpедставление о месте культуpологии в совpеменном гуманитаpном знании; о сущности культуpы, ее стpуктуpе, формах и основных функциях; о генезисе культуpы, pасообpазовании, лингвистической и этнической диффеpенциации наpодов; о языках культуp, pоли знаков и символов в культуpе; о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; о pелигии как феномене культуpы, фоpмах pелигиозного сознания, истоpии и хаpактеpных чеpтах pазличных конфессий; о пpиpоде и стpуктуpе эстетического сознания, основных сфеpах эстетической деятельности; о литературе и искусстве как феноменах культуpы, основных литературных жанpах и напpавлениях, художественных стилях в истоpии культуры, пpоблемах теоpии и пpоблематике литеpатуpы ХХ века, художественной культуpы ХХ века; о pитоpике в системе фоpм словесной культуpы, теории и практике культурных коммуникаций;

*уметь свободно оpиентиpоваться в теоpиях, подходах, школах, концепциях миpовой и отечественной культуpологии;

*знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, особенности культуры ХХ века; типы культуpно-истоpического наследования и способы трансляции культурной информации; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

*уметь использовать полученные навыки анализа современной социокультурной ситуации, делать прогнозы и принимать решения; использовать специальные знания и пpофессиональные навыки для изучения культуpы, сохpанения и освоения пpиpодного и культуpного наследия, пpеподавания культуpологии в обpазовательных учpеждениях; применять ноpмативно-пpавовые основы культуpной деятельности в своей пpофессиональной культуpе, в решении задач упpавления в сфеpе культуpы.

По дисциплинам специализации конкретные требования к специалисту определяются высшим учебным заведением с учетом направления специализации и требований практики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Итоговая государственная аттестация культуролога включает выпускную квалификационную работу и междисциплинарный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

Примерные вопросы междисциплинарного экзамена

Предмет, структура и методы теории культуры

Происхождение культуры. Культурогенез. Пайдейя и культура. Термин «культура» и объем его смыслового поля. Природа, человек и культура. Общество и культура. Культура как система ценностей. Культура как инструмент познания. Культура как образ жизни. Проблемное поле теории культуры. Проблема знания и понимания как единого целого – одна из главных проблем современной теории культуры. История культуры и теория культуры. Методы истории и теории культуры.

 

Принципы типологии культур

Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологий культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры: географические, антропологические, этнографические, социологические, лингвистические, религиозные, аксиологические, исторические и др. Типы культуры как состояния и стадии культурно-исторического процесса, их связь с теориями социокультурной динамики. Региональные типы культур: западный и восточный, северный и южный. Локальные культурно-исторические типы: цивилизации.

Социальные типы культуры: кровнородственный, этнический, конфессиональный и т.п. Исторические типы культуры. Понятие и параметры культурно-исторической эпохи.

 

Игровая концепция культуры.

Признаки игры и ее специфика по Й. Хёйзинге. Культуроформирующие свойства игры. Игровая концепция Е. Финка. Игра и смеховая культура в исследованиях М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко. Роль игры в современной культуре.

Коммуникация в культуре

Классическая модель коммуникации (Р. Якобсон), функции коммуникации. Ю.М. Лотман и У. Эко о коммуникационных моделях в культуре. Семиотические модели коммуникации. Мифологическая коммуникация. Коммуникация в пространстве и во времени (через тексты культуры). Сообщение или текст как единица социокультурной коммуникации. Проблема дешифровки сообщения, текста и значение культурного кода для осуществления социокультурной коммуникации. Проблема понимания как фундаментальная проблема межкультурной коммуникации. Прикладные модели коммуникации. Нейролингвистическое программирование. Управление коммуникативными процессами.

Межкультурная коммуникация и ее уровни. Коммуникативная личность. Аксиологический аспект взаимодействия различных культур. Основные формы аккультурации: ассимиляция, адаптация, трайбализм. Субъекты различных ценностных систем и культурные конфликты. Коммуникативная концепция культуры Ю. Хабермаса и А. Хоннета. Нарративная концепция культуры (С. Бенхабиб).

 

Языки и тексты культуры

язык, миф, религия, искусство как символические формы закрепления, сохранения и трансляции социокультурного опыта. Язык как система. Специфика языков культуры. Выразительные средства языков культуры. Роль языков культуры в формировании ментальности и культурной картины мира. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Текст культуры как знаковая система. Тексты культуры и коллективная культурная память. Текст и контекст. Текст и код. Школа «Анналов» и исследования текстов культуры. Проблема переводимости и интерпретации текстов культуры. Проблема фальсификации текстов культуры. Культура как «информационный парадокс» (Ю.М. Лотман), приращение смыслов. Интертекст и гипертекст.

Семиотика культуры

Семиотика знака (Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, У. Моррис, Г. Фреге). Денотативный и коннотативный уровни языка. Классификация знаков Ч. Пирса. Пражский лингвистический кружок, Московская и Тартуская школы семиотики. Основные типы знаковых систем: естественные, жесто-мимические, конвенциональные знаки (образы, индексы, символы), музыкальные коды, вербальные знаки, культурные коды, системы записи. Семиотика вещей и повседневности (Р. Барт, Ж. Бодрийяр). Культура как «определенное количество текстов и унаследованных символов» (Ю.М. Лотман).

 

Знание о культуре: возможность и особенности. Способы и уровни познания. Специфика философского, научного, художественного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Система наук о культуре. Культурная антропология, социология культуры, психология культуры, история культуры. Культурология как интегративная наука о культуре и философия культуры как теоретическое осмысление и интерпретация культуры в контексте той или иной философской системы. Специфика онтологического рассмотрения культуры. Культура как часть единой системы бытия. Аксиологический подход к культуре. Культура как ценностно-смысловое пространство человеческого существования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная работа культуролога представляет собой законченную разработку, в которой ставится и исследуется оригинальная, актуальная для культурологии проблема. В работе выпускник должен показать умение определять предмет изучения, формулировать исследовательские задачи, выбирать теорию и подходы к разработке темы, описывать культурные формы и процессы посредством профессионального языка, делать обобщения и выводы, позволяющие квалифицировать знания выпускника как соответствующие государственным требованиям к уровню и содержанию подготовки культуролога.

Работа должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности и степени изученности, постановкой цели и задач работы, определением методов исследования и категориально-понятийного аппарата, конкретным исследованием проблем, выводами, списком использованных источников и литературы.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» предполагает:

-полное соответствие содержания выпускной квалификационной работы ее теме;

-наличие четкой структуры выпускной квалификационной работы, отражающей логику дипломного исследования;

-четкое определение методологии и методов исследования и их корректное использование;

-формирование и корректное использование понятийно-категориального аппарата дипломной работы;

- анализ наиболее авторитетных теорий и концепций, связанных с объектом и предметом работы и их авторскую интерпретацию в соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы;

- четкую дифференциацию используемых в работе теорий и авторских интерпретаций, суждений и оценок, в том числе, полемических;

- четкую, оформленную в соответствии с ГОСТ 7.1-84 систему ссылок и сносок на использованные источники и литературу с указанием конкретных страниц, на которые ссылается автор;

- библиографическое описание источников и использованной литературы в соответствии с ГОСТом 7.1-84 («Библиографическое описание документа»);

- оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями, включая оформление титульного листа, списка литературы и приложений (если таковые имеются);

- оптимальный объем работы (60-70 страниц, исключая Приложения);

- реализацию цели и задач исследования; умение логично, лаконично изложить основные положения и выводы работы и аргументировать их в процессе защиты.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

 

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Согласие, 2010.

2. Флиер А.Я. Некультурные функции культуры. М.: МГУКИ, 2008.

3. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2008.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998;

3. Культурология: Учеб. пособие для вузов / [Т. Н. Волобуева и др.]; Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1997.

4. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гнозис, 2007.

5. Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник. М., 2003;

6. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998;

7. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М., 2006.

8. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Любое издание.

9. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.

11. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

12. Шибаева М.М. Введение в философию культуры (западноевропейская мысль о культуре). – М., 1998.

13. Шибаева М.М. Культура в «зеркале» русской мысли.- М., 2001.

14. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2006.

15.Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

16.Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1997.

17. Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.

18.Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: РГГУ, 2001. 394 с.

19.Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996.

20. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

21. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977

22. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985.

23. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб, 1997.

24.Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Спб., 1997.

25.Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. М., 1992;

26.Арсеньев Ю.В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907/8 году. М., 2001;

27. Артёмова О.Ю. Охотники/собиратели и теория первобытности. М.„ 2004.

28.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.

29. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999

30. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

31.Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). М.: ОГИ, 2001.

32.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

33.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.:, 1989.

34.Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2010.

35. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М, 1995.

36.Баткин Л.М. Тип культуры как историческая реальность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–108.

37.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1989.

38.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

39. Белик А. А. Культура и личность. М., 2001.

40. Белик А.А. Изменённые состояния сознания как междисциплинарная область исследований // Личность, культура, этнос. М., 2001.

41. Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М., 2005.

42. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований и учебная дисциплина // Этнографическое обозрение. 2000. №6.

43. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

44.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1998.

45. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. М., 1999,

46. Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы. М., 1990.

47. Бенхабиб С. Притязания кульутры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.

48. БерндтР.М.,БерндтК.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

49. Бессмертный Ю.Л. Человек в кругу семьи. М., 1996.

50.Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2011.

51.Библер B.C. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991.

52.Боас Ф. Ум первобытного человека. М.: Красанд, 2011.

53.Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб.: РХГИ, 1997.

54.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М, 2000.

55.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.

56. Бородай Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М., 1996.

57.Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв.: В 3 т. М., 1988.

58.Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999.

59.Бурмистров К.Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М., 2009;

60. Бутовская М.Л.Язык тела: природа и культура. М., 2004.

61.Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994;

62.Бычков В.В. Феномен иконы. М., 2009;

63.Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008.

64.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

65.Веселовский А.Н. Народные представления славян. М.: АСТ, 2006.

66.Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

67.Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. М.: АСТ, 2010.

68. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения: В 6 т. Т. 2.М., 1982.

69.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

70.Гypeвич П.C. Кyльтypoлoгия. M.: КноPус, 2011.

71.Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

72.ГадамерХ.Г. Истина и метод. М., 1987.

73.Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

74.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Любое издание.

75.Гендер и общество в истории. СПб.: Алетейя, 2007.

76.Голозубов А.В. Теология смеха как феномен западной культуры. Харьков: Эксклюзив, 2009.

77.Греймас А.Ж., Фонтаний Ж. Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души. М.: ЛКИ, 2007.

78.Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Академия, 2007.

79.Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003.

80.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

81.Гуревич А.Я. Исторический синтез и «школа Анналов». М., 1994.

82. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.

83. Гуревич П.С. Первообразы культуры // Лики культуры. Т. 1. М., 1995.

84.Гурко Е., Деррида Ж. Тексты деконструкции. Differаnce. Томск: Водолей, 1999.

85.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009.

86.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / Под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.

87.Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.

88.Делёз Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-эдип. М., 1990.

89.Докучаев И.И. Феноменология знака. М.: Наука, 2010.

90.Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004.

91. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2000.

92.Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994, Т. I, часть I

93. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М., 2000.

94.Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1980.

95. Зубов А.А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // Этнографическое обозрение. 1996. № 1.

96. Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.,
2002.

97. Из работ московского семиотического круга. М., 1957.

98.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб.: Питер, 2005.

99. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: Учебное пособие в 3 ч. СПб., 2001.

100. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Intrada, 1998.

101. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

102. Инишев И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007.

103. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

104. История культурологии / Под ред. А.П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006.

105. История ментальностей. Историческая антропология / Отв. ред. АЛ. Гуревич. М., 1996.

106. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.

107. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

108. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.

109. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.

110. Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. М.: Наука, 1990.

111. Кнабе Г.С. Семиотика культуры. Конспект учебного курса. М.:, 2005.

112. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. М., 1999

113. Колосова В.Б. Лексика и символика славянской народной ботаники. М., 2009;

114. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2004.

115. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.

116. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. М.: Либроком, 2011.

117. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени.М.,1989.

118. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997

119. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

120. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

121. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-пресс, 2003.

122. Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

123. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005.

124. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

125. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва.

126. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

127. Культура: теории и проблемы (под ред. Т.Ф.Кузнецовой). М., 1994 (статья Э.А.Орловой).

128. Культурология XX в.: Антология / Под ред. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1995.

129. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. 2008. № 11.

130. Культурология ХХ век. Словарь., СПб., 1997

131. Культурология ХХ век. Энциклопедия., т.1-2, СПб., 1998

132. Культурология. Курс лекц. (под ред. А.А.Радугина). М., 1996, разд I, гл. 2.

133. Культурология. Уч. пос. (под ред. Г.В. Драча). Ростов-на-Дону, 1995, разд. I.

134. Культурология. Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С.Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2007.

135. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

136. Лебедев В.Ю. Литургический ритуал в культуре: Семантика и прагматика. Тверь: ГЕРС, 2007. 244 с.

137. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

138. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических: миграций. М., 1993.

139. Леви-Строс К. Мифологики: В 4 т. М.: Флюид, 2006.

140. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Академический Проект, 2008.

141. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.

142. Летов О.В. Проблема научной объективности. От постпозитивизма к постмодернизму. М., 2010.

143. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

144. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001.

145. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М.: ИФ РАН, 1999.

146. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Восточная литература. РАН, 2001.

147. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

148. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре.

149. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

150. Лотман Ю.М. Методологические проблемы исследования истории культуры. Л.: Наука, 1982.

151. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.

152. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура // Успенский Б.А. Избр. труды. М., 1996. Т. I.

153. Маклюэн М. Понимание медиа:внешние расширения человека. М., 2003.

154. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.

155. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005.

156. Малыгина И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности. – М., 2005.

157. Мамчур А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

158. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

159. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М, 1983.

160. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

161. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001.

162. Марков Г.Е. Немецкая этнология. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004.

163. Марков Т.Е. Немецкая этнология. М., 2004.

164. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение.М., 2004.

165. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. СПб.: Алетейя, 2009, 232 с.

166. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1994.

167. Межуев В.М. Идея культуры: Очерки философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

168. Межуев В.М. Современное знание о культуре. – СПб., 2008.

169. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология и философия биологии. М., 1999.

170. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2007.

171. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2007.

172. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

173. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. М.: ЛКИ, 2011.

174. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

175. Наука и ее место в культуре. Собр. науч. трудов. Новосибирск, 1990.

176. Невлева И.М. Философия культуры С.Л. Франка. СПб.: Алетейя, 2007.

177. Неретина С.С., Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб.: Мiръ, 2010.

178. Неретина С.С., Огурцов А.П., Межуев В.М., Михайлов Ф.Т. История культурологии. – М., 2006.

179. Никитина Н.И. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996.

180. Никишенов А.А. Из истории английской этнографии. М., 1986.

181. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000.

182. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

183. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М.: Академический проект, 2004.

184. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004

185. Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М., 1995.

186. Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-классика, 2009.

187. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М, 1998.

188. Перекресток культур = Cultural crossroads: Междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук: Сб. ст. / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Логос, 2004.

189. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Теория и история. СПб., 1999.

190. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Теория и история. СПб., 1999.

191. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М., 1995;

192. Пол. Гендер. Культура. М.: РГГУ, 2009.

193. Поппер К. Логика научного исследования. М.: АСТ, 2010.

194. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2007.

195. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.; К., 2000.

196. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.

197. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009.

198. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976.

199. Ранк О. Травма рождения. М.: Аграф, 2004.

200. Расы и народы. Ежегодник. М., 1993. №'23.

201. Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. М.: Либроком, 2011.

202. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

203. Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010.

204. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.

205. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

206. Риккерт Г. Философия жизни. К.: Ника-Центр, 1998.

207. Розин В.М. Культура и проблема ее изучения // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988

208. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003.

209. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе: Очерки и лекции. М.: Восточная литература, 2001.

210. Салынский Д.А. Киногерменевтика Тарковского. М., 2009;

211. Самопознание европейской культуры XX века. М., 1991.

212. Самосознание европейской культуры в XX веке. М., 1995.

213. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2002.

214. Самохвалова В.И. Творчество. – М., 2007.

215. Сатыгин СИ, Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д., 1996.

216. Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М., 1991.

217. Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М., 1988.

218. Семёнов Ю. Философия истории. М., 2003.

219. Словарь терминов межкультурной коммуникации. М.: Флинта, Наука, 2012.

220. Соболь О.Н. Критика философских концепций американской культурной антропологии. Киев, 1978

221. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

222. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

223. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

224. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

225. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

226. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. – М., 2007.

227. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество.М., 1992.

228. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.

229. Стал Э., Лиидли Р., Бландэн Р, Что, если Ламарк прав? Иммуно-генетика и эволюция. М., 2002.

230. Степин В.С. Теоретическое знание. М.,

231. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 2004.

232. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2004.

233. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

234. Теоретическая культурология / К.Э. Разлогов [и др.]. М.: Академический проект, 2005.

235. Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2008.

236. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

237. Тисельтон Э. Герменевтика. Черкассы: Коллоквиум, 2011.

238. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

239. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

240. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1979

241. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М., 1973.

242. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

243. Толерантность и культурная традиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. М., 2002.

244. Толстая С.М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010;

245. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997.

246. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: В 2 т. М., 2010.

247. Трофимова Р.П. История русской культурологии. М.: Академический проект, 2003. 608 с.

248. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

249. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.

250. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004.

251. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

252. Фалёв Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008.

253. Федотова В.Г. Компаративистика как метод анализа истории культуры // Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Школа «Языки культуры», 1997. С. 479–495.

254. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998.

255. Философская энциклопедия. М., 1994.

256. Философский энциклопедический словарь. М., 1991.

257. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993.

258. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

259. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Республика, 1992.

260. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Республика, 1992.

261. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя, 1997.

262. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

263. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Эксмо, 2006.

264. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1986.

265. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, Талисман, 1994.

266. Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. СПб.: Алетейя, 2008.

267. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

268. Храм земной и небесный / Сост. Ш.М. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

269. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

270. Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры: Учебное пособие. СПб.: Наука, 2010.

271. Чередниченко И. Структурно-семиотический метод тартуской школы. СПб.: Питер, 2001.

272. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие.* М„ 1998.

273. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

274. Швейцер А. Культура и этика. М., 1989.

275. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997

276. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1996.

277. Шпенглер О. Закат Европы. Опыт морфологии мировой истории. Т. 1-2. М., 1993-1998.

278. Штомка П. Социология социальных изменений. М., 1996, часть 2

279. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.

280. Щербенок А. Деконструкция и классическа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.24 с.)