Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символическая концепция культуры и ее авторы

Поиск

Символическая активность человека. Культура как «символическая Вселенная» (Э. Кассирер). Прасимвол как универсальная матрица культурных форм (О. Шпенглер). Символ как «универсальный посредник», чувственное оформление связи всеобщего с конкретным. Архетип, символ, знак. Понимание символизма культуры в работах традиционалистов (М. Элиаде, Р. Генон). Символическая философия культуры А.Ф. Лосева. Интерпретация символов как способ существования культуры и критерий культурности (К. Гирц).

 

Иконология в системе культурологических исследований

Предыстория иконологического анализа. Иконологические методики в русской культурологии (Ю. Олсуфьев, П. Флоренский и т.п.). Возникновение и развитие иконологического метода (А. Варбург, Э. Панофски). Иконологический анализ как метод культурологии. Специфика современной иконологии.

Коммуникация в культуре

Классическая модель коммуникации (Р. Якобсон), функции коммуникации. Ю.М. Лотман и У. Эко о коммуникационных моделях в культуре. Семиотические модели коммуникации. Мифологическая коммуникация. Коммуникация в пространстве и во времени (через тексты культуры). Сообщение или текст как единица социокультурной коммуникации. Проблема дешифровки сообщения, текста и значение культурного кода для осуществления социокультурной коммуникации. Проблема понимания как фундаментальная проблема межкультурной коммуникации. Прикладные модели коммуникации. Нейролингвистическое программирование. Управление коммуникативными процессами.

Межкультурная коммуникация и ее уровни. Коммуникативная личность. Аксиологический аспект взаимодействия различных культур. Основные формы аккультурации: ассимиляция, адаптация, трайбализм. Субъекты различных ценностных систем и культурные конфликты. Коммуникативная концепция культуры Ю. Хабермаса и А. Хоннета. Нарративная концепция культуры (С. Бенхабиб).

 

Языки и тексты культуры

язык, миф, религия, искусство как символические формы закрепления, сохранения и трансляции социокультурного опыта. Язык как система. Специфика языков культуры. Выразительные средства языков культуры. Роль языков культуры в формировании ментальности и культурной картины мира. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Текст культуры как знаковая система. Тексты культуры и коллективная культурная память. Текст и контекст. Текст и код. Школа «Анналов» и исследования текстов культуры. Проблема переводимости и интерпретации текстов культуры. Проблема фальсификации текстов культуры. Культура как «информационный парадокс» (Ю.М. Лотман), приращение смыслов. Интертекст и гипертекст.

Компаративистика в исследованиях культуры

Компаративистика (кросс-культурные исследования) как совокупность сравнительно-культурных исследований. Сравнительный анализ – основа компаративистской методологии. Синхронный и диахронный уровни сравнительных процедур в культурологии. Критерии и параметры компаративных исследований. Комплекс методов компаративистики и последовательность сопоставительных процедур. Историко-типологический метод в системе сравнительных исследований. Картина мира как критерий специфики типологических построений.

Герменевтика в системе культурологических исследований

Герменевтика и экзегетика. Центральная проблема герменевтики. Светская и религиозная герменевтика в древности. Библейская герменевтика: принципы толкования Антиохийской и Александрийской школ, святоотеческая герменевтика. Схоластическая герменевтика Средневековья. Герменевтическая революция Ренессанса: зарождение научной герменевтики. Католическая и протестантская герменевтика. Становление герменевтики как научной дисциплины (Ф. Шлейермахер). Герменевтический круг.

Развитие герменевтики В. Дильтеем. Философская герменевтика М. Хайдеггера. Отказ от герменевтического методологизма (Г.-Г. Гадамер). Герменевтический канон Э. Бетти. Герменевтика как интерпретация символического (П. Рикёр). Современные направления герменевтики.

 

Диалогическая концепция культуры.

Понятие «диалог». Диалогическая концепция М. Бубера: культура как встреча Я и Ты. Три сферы отношений Я и Ты. Три вида диалога. Идея диалога М.М. Бахтина: творческое многоголосие. Понятие хронотопа в контексте диалогической концепции. Развитие концепции Бахтина В.С. Библером: диалог культур. Теория диалога Ю.М. Лотмана.

Семиотика культуры

Семиотика знака (Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, У. Моррис, Г. Фреге). Денотативный и коннотативный уровни языка. Классификация знаков Ч. Пирса. Пражский лингвистический кружок, Московская и Тартуская школы семиотики. Основные типы знаковых систем: естественные, жесто-мимические, конвенциональные знаки (образы, индексы, символы), музыкальные коды, вербальные знаки, культурные коды, системы записи. Семиотика вещей и повседневности (Р. Барт, Ж. Бодрийяр). Культура как «определенное количество текстов и унаследованных символов» (Ю.М. Лотман).

 

Визуальная культура и визуальный поворот в современных социокультурных исследованиях

Визуальная культура как новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания. Понятие «визуального» поворота (Т. Дж. Митчел, С. Холл, К Мокси). Теоретичекие подходы к анализу визуальных практик. Концептуальные модели М.Маклюэна: “всемирная деревня”, “горячие и “холодные” средства коммуникации. Специфика интерпретации визуальных образов. Исследование массовой культуры в контексте визуального поворота.

 

Гендерный подход в исследованиях культуры

Понятие «гендер». Оппозиция «пол – гендер» в культуре. Гендерная коммуникация. Актуализация гендерной проблематики в работах постмодернистов (Ж. Деррида, М. Фуко и др.). Социокультурный и культурно-символический аспекты гендерных исследований. Сферы разработки гендерной проблематики в современных культурологических исследованиях.

 

15. Методология и методы анализа текстов культуры

Понятия «методология», «метод», «методика анализа». Этапы культурологического анализа: отбор, дифференциация и классификация материала; сравнение и сопоставление артефактов, феноменов, процессов, выявление сущностных признаков, инвариантов и вариаций; интеграция, осмысление, интерпретация артефактов, феноменов, процессов; выявление динамики исследуемых явлений, формулирование выводов. Генетический метод в исследовании культуры. Типологизация и моделирование. Этимологический анализ и его гносеологические возможности. Компаративистика. Системный и структурный методы: принципы и понятия.

 

16. Аксиологическая концепция культуры.

Культура как система ценностей. Культура как процесс воплощения ценностей, «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Критерии подлинности ценностей: смыслы, интересы и основные феномены бытия человека (Е. Финк, М. Шелер и др.). Проблема ценности как культурологическая основа поступка (М.М. Бахтин). Теория ценностей в марксизме (В.П. Тугаринов). Структура ценности. Субъект ценности (индивид, социальная группа, общество, природа) и объективные формы существования ценности (природа, объекты-носители ценности, значимость, норма, идеал). Витальный, специализированный и полноценный уровни культуры в их соотнесенности со структурой ценности. Иерархия ценностей современной культуры. Возможные варианты ценностной ориентации личности. Духовное общение и процесс передачи ценностей.

Философия культуры как область знания: предмет, методы, подходы, основные вехи в развитии. Философия культуры и науки о культуре.

Знание о культуре: возможность и особенности. Способы и уровни познания. Специфика философского, научного, художественного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Система наук о культуре. Культурная антропология, социология культуры, психология культуры, история культуры. Культурология как интегративная наука о культуре и философия культуры как теоретическое осмысление и интерпретация культуры в контексте той или иной философской системы. Специфика онтологического рассмотрения культуры. Культура как часть единой системы бытия. Аксиологический подход к культуре. Культура как ценностно-смысловое пространство человеческого существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.)