Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития культуры XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к концу XX века. XX век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, которая складывается в единстве национальных культур. Культура XX века является итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. Тем не менее, мы можем выстроить ту иерархию ценностей, которую воспринял XX век, проведя соответствующий отбор временем. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Так, гуманистический идеал, который в предшествующие эпохи носил элитарный характер, в XX веке обретает характер универсальной человеческой ценности. Гуманизм в XX веке – это признание абсолютной ценности человеческой жизни, права человека на свободу и благосостояние. Современное общество оценивает себя по единой шкале, в основе которой лежат гуманистические принципы. Право, экономика, искусство обретают в обществе XX века легитимность лишь в том случае, если они утверждают ценность человеческой жизни. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм. Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных «мирах» современного общества – экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система – наука. Еще в XIX веке появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Изменения в культуре, которые характерны для XX века, тесно связаны с развитием науки. Наука и техника изменили облик планеты, вывели человека из производственной сферы, уничтожили различия между городом и деревней, навязав последней урбанистические ценности. Мировая научная целостность положила начало экономическому объединению мира, сформировав принципиально новую роль средств массовой информации и коммуникации. Но в то же самое время развитие науки и промышленности поставило человека перед проблемой исчерпания природных ресурсов, ибо воздействие цивилизации на природу сопоставимо с самыми грозными природными катаклизмами. Все это не может не вызвать обратную реакцию на развитие научно-технического прогресса, порождая антисциентистские воззрения, суть которых состоит в том, что наука переоценила свои возможности, создав экологический, экономический, национальный кризис. С другой стороны, успехи науки не могут не вызвать оптимистических настроений, которые выливаются в уникальное явление культуры XX века – космизм. Работы В.Вернадского, А.Чижевского, Т. де Шардена пронизаны верой в человека, в ответственность за космическую эволюцию. Человеческий разум и наука должны стать, по мнению космистов, мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоничное будущее людей. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX веке, положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Техногенное отношение к природе – как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX века одной из ведущих тенденций в развитии культуры. Оптимистической миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX века ощущения космичности своего бытия. Космизм – уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только на пороге третьего тысячелетия. Его основными идеями являются: идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. И второе, рассматривая землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. В.И. Вернадский в своем труде «Научная мысль как планетарное явление» пришел к выводу, что человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах даст блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления. В результате в культуре XX века развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентической и антисциентической. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способны решить все проблемы, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д. Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждают: в науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако, не все в мире – наука. Существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает, что «наука – чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч.П. Сноу: «…На одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и как яркие представители этой группы физики. Их разделяет стена непонимания…» Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми. В XX веке человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся: - преодоление экологического кризиса - предотвращение войны с применением оружия массового поражения - преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом - нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры привели к тому, что в 60-70-е годы возникло множество центров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология. В самом широком смысле – это совокупность человеческих знаний, представление о будущем человеческого рода. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основанный в 1968 г. Основная проблематика исследований Римского клуба – это глобальное моделирование. Причем глобальное моделирование берется во взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социального, политического, нравственного, культурного, экономического. Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX веке и пытаясь осознать те потрясающие перемены, которые вводят нас в XXI век, показал, что знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и капиталистический. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы идее творческого саморазвития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.007 с.) |