Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формационный и цивилизационный подходы к типологии культурСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Суть формационного подхода к человеческой истории и его культуре состоит в следующем. Развитие человеческого рода есть единый культурно-исторический процесс, т.е. все человеческое общество развивается по единым законам и проходит через сходные стадии, которые К. Маркс (1818-1883) называет общественно-историческими формациями. Убежденный в приоритете экономики, Маркс говорит о том, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие» производственные отношения. «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая и юридическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Таким, образом, фундаментом всякого общества, его «базисом» выступает способ материального производства. История общества предстает как история способов производства, в которых заложены источники общественного развития. «История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов». Теория классовой борьбы рассматривала деятельность не отдельных личностей или социальных групп, но огромных масс населения, распадающихся в каждом обществе на классы. Такова суть материалистического понимания истории. Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития и характеризующееся присущим ему способом производства, Маркс назвал общественно-экономической формацией. Пяти основным типам производственных отношений, составляющих структуру определенного типа общества, соответствуют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, античная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается в процессе социальной революции. Хотя Маркс подчеркивал, что в истории нет никаких действующих, помимо людей, сил, и что «люди сами творят историю» в процессе своей деятельности, их вступление в производственные отношения происходит «помимо их воли». Следовательно, развитие способов производства и их смена предопределена законами общественного развития, действующими в истории независимо от желания людей. Впервые представление о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX в. Н. Я. Данилевским (1822-1885), однако, широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XXв. В книге «Россия и Европа» (1869) разработал концепцию локальных цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают «положительными деятелями в истории человечества». Н. Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (семическая), индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) культуры. Особое место в концепции Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Каждый культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации. Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Под периодом цивилизации Данилевский понимал «время, в течение которого народы, составляющие тип…, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе…» Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направление культурной деятельности человека (религиозная, собственно культурная, политическая, общественно-экономическая). В соответствии с культурной деятельностью человека он различал следующие культурные типы: 1. культуры первичные или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых становится возможной жизнь в организованном обществе. 2. культуры одноосновные, которые проявили себя в одном из разрядов социокультурной деятельности. 3. культура двухосновная, политико-культурный тип, т. к. именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов. 4. культура четырехосновная - гипотетический, только еще возникающий культурный тип, который имеет возможность реализовать важнейшие ценности: истинную веру, политическую справедливость и свободу, собственно культуру, гармоничный общественно-экономический строй. В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, он настаивает на самобытности, «самодостаточности» культур, создаваемых народами. Идеи Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1914). Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их, как живые существа высшего порядка, он считает, что культуры зарождаются неожиданно, будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры неизбежно заканчивается смертью. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или «апполоновская»; арабская, или «магическая»; западно-европейская, или «фаустовская»; культура народов майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско-сибирскую» культуру. Противопоставляя понятия «культура» и «жизнь», Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, ее стремление к самовыражению. Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной жизнью, она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования, диалог невозможен. Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Сама книга «Закат Европы», воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание. А. Тойнби (1889-1975) посвятил свои труды развитию мировой культуры, созданию общей концепции развития культуры. Он исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей истиной. «…Утверждать, что ныне существующее общество – итог человеческой истории, - значит, настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки. Но так как подобные эгоцентрические иллюзии свойственны были людям всегда, не стоит искать в них научную доказательность». Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предопределенное ему извне, и Тойнби стремиться раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры. Концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные ответы на один и тот же Вызов. В осознании этого обстоятельства и состоит непреходящее значение концепции Тойнби. К.Ясперс (1883-1969) полемизирует с Марксом и Шпенглером, полагая, что существует историческое единство культуры. В полемике с Марксом он отстаивает мысль о том, что в культуре решающим является не экономический фактор, а духовный. В мировой истории Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «прометеевская эпоха», которая начинается в 5 тыс. до н.э., время формирования человека как вида; эпоха великих культур древности, возникших в 4 тыс. до н.э.; эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) это эпоха духовного основоположения всех тех типов культур, которые в настоящее время составляют дихотомию Восток-Запад. Этот период длится с 800 до 200 гг. до н.э.. Возникает философия, возникают основы мировых религий, формируются категории, которыми мы мыслим в настоящее время; эпоха развития техники – по своей значимости соответствует прометеевской, создает принципиально новые информационные технологии и источники энергии. Эта эпоха готовит возникновение новых великих цивилизаций.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.007 с.) |