Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музеология и охрана объектов культурного и природного наследияСодержание книги
Поиск на нашем сайте МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Исторический факультет.
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Направление подготовки История Профиль подготовки Вариативная (профильная) часть
Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная
Ростов-на-Дону 1. Цели освоения дисциплины Данный курс предназначен для студентов _____ курса обучения по направлению «История» исторического факультета ЮФУ. Особенностью курса является его 2-х модульная конструкция, объединяющая две самостоятельные дисциплины в рамках одного курса с необходимой межпредметной интеграцией. Целью модуля 1 «Музеология» является стремление познакомить студентов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, его важнейшими функциями Задачи модуля 1: – Представить магистрантам исторический опыт развития музеев и актуальные теоретические вопросы музейного дела; – Сформировать целостное представление о фондовой работе в музее, с комплектованием, учетом и хранением музейных фондов; – Изучить процесс создания музейной экспозиции, включающей научное и научно-художественное проектирование; – Познакомить магистрантов с важнейшими категориями в области теории выставочной деятельности, с истоками ее формирования, технологии и современной практики; – Сформирование представления о музейной педагогике как научной дисциплине, теоретической основе образовательной деятельности музея. – Выработать на основе музейно-педагогических методик знания и практические навыки в области экскурсионной работы. Целью модуля 2 «Охрана объектов объектов культурного и природногонаследия» дать магистрантам знания по проблемам сохранения историко-культурного наследия, истории формирования научных представлений о наследии, специфики его сохранения в разные исторические периоды, включая современность. Задачи модуля 2: «Охрана объектов объектов культурного и природногонаследия» – Определить современные научные подходы к определению понятий «историко-культурное наследие», «памятник», их типологию; – Представить историю становления правовых основ охраны культурного наследия России; – Рассмотреть международные и государственные нормативные документы по сохранению историко-культурного наследия; – Освоить региональную законодательную базу в области охраны и развития культурного наследия; – Установить специфику взаимодействия федеральных, областных и муниципальных органов охраны культурного наследия с хозяйствующими субъектами региона; – Выявить специфику охраны и использования потенциала археологического наследия Юга России.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по специальности «Археология». Дисциплина «Музеология и «Охрана объектов культурного и природногонаследия»» существенно дополняет имеющийся общий курс «История культуры», дает представление о месте музеологии в практической деятельности по сохранению материальной части культурного наследия в составе музейного фонда Российской Федерации (Модуль 1) и принципах охраны и использования объектов культурного и природного наследия (Модуль 2), что интегрирует различные отделы социально-гуманитарных наук с основами практической деятельности учреждений культуры. Ключевую роль в дисциплине играет анализ комплекса источников (археологических, письменных и историографических). Кроме того, в своей содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «История древнего мира», «История мировой культуры», «Археология», «Культурология», «Историография». Для успешного усвоения дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» студент должен уверенно разбираться в основных проблемах истории культуры мировых цивилизаций, обладать необходимым объёмом знаний в области Истории Отечества и Всеобщей истории, археологии, культурологи, иметь базовые знания по историографии всеобщей истории. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: 1.В предметной области Модуля 1. «Музеология»: – история становления и особенности музея как социокультурного института; – современную типологию музеев; – основные направления музейной деятельности; – технологии, методы и приемы практической музейной деятельности; особенности функционирования музеев. 2. В предметной области Модуля 2. «Охрана объектов культурного и природного наследия»: – основные этапы формирования понятия «памятник», «культурное наследие»; типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике; – историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия; – правовое регулирование охраны культурного и природного наследия, проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социокультурной ситуации. Уметь: – анализировать различные виды исторических источников; – применять современные теории, концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами природного и культурного наследия; – применять теоретические и практические знания в области законодательства об охране объектов природного и культурного наследия РФ. Владеть: – методиками работы с разными видами источников: письменными, археологическими, историографическими; – понятийным аппаратом музеологии и охраны объектов природного и культурного наследия; – основными технологиями, методами и приемами практической музейной работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единицы 32 часа. Программа курса Модуль 1. «Музеология» Тема 1. Введение в специальность. Музеология в системе социально-гуманитарных наук Значение термина «музеология» и история его появления. Современные подходы в понимании музеологии: западноевропейский, американский, восточноевропейский. Предмет и объект музеологии. Терминологический аппарат музеологии. Генетический, структуральный и практический компоненты структуры науки. История и историография музеологии. Теоретические основы науки. Музейное источниковедение и прикладная музеология. Музей в системе культуры; музей как полифункциональный институт: динамика социальных функций. Музеология как междисциплинарное знание. Структура; общая и специальная (естественно-историческая) музеология. Тема 3. История музеев мира. Возникновение первых музейных коллекций в Европе в эпоху Возрождения. Становление и эволюция музея как специфического социокультурного института. Роль музеев в развитии науки и культуры. Историческая типология европейских музеев XVII-XX веков. Характеристика крупнейших европейских и американских научно-технических, художественных и природоведческих музеев: новые тенденции в музейной практике Европы и США (культура постмодерна). Особенности становления и развития музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Роль традиционной культуры в формировании музейной модели мира. Типология музеев и характеристика основных групп музеев. Тема 8. Экскурсионное дело. Экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности. Исторический аспект развития экскурсионного дела. Функции экскурсии.Классификация экскурсий. Памятники и памятные места как основа экскурсии. Методы включения памятников в экскурсию. Методические принципы подготовки тематических и обзорных музейных экскурсий. Формы анализа музейного памятника. Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды. Методика проведения экскурсий во внемузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала. Работа над подготовкой экскурсии. Оценка работы экскурсовода. Экскурсионная этика. Музей в сфере туристичекой и экскурсионной деятельности. Тенденции развития туризма в Южном федеральном округе. Тема 9. Музейная педагогика Музейная педагогика как область научного знания и направление практической деятельности современного музея. Теоретические аспекты музейной педагогики. Направления исследований и организации деятельности музейной педагогики. Закономерности музейно-педагогического процесса. Формирование образовательной функции музея как предпосылка музейной педагогики. Воспитательный потенциал музея. Изучение и динамика музейной аудитории. Направления, формы и методы работы с музейной аудиторией. Деятельность музейно-педагогических центров. Методика работы с различными категориями населения. Образовательные технологии Лекции-презентации, проблемные лекции, самостоятельная работа студентов, контрольные письменные работы.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Учебно-методическое и информационное обеспечение Модуля 1. «Музеология» Законы и положения 1. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 г. №54-ФЗ 2. «Положение о Музейном фонде Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179, 3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №73-ФЗ Учебно-методическое и информационное обеспечение Модуля 2. «Охрана объектов культурного и природного и культурного»
а) основная литература: Законы и положения 1. «Европейская конвенция об охране археологического наследия», ETS № 66. 2. «Список исторических мест РСФСР» Приложение к Постановлению Коллегии Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г. (утвержден постановлениями Коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и Президиума Центрального совета ВООПИиК №12 (162) от 16.02.90 г.). 3. Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 17 декабря 2009 года)», от 25 июня 2002 года 73-ФЗ. Принят Государственной Думой 24 мая 2002 г. Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года. 4. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (с изменениями от 18 января 1985 г., 25 июня 2002 г.) 5. Конвенция вступила в силу 20.11.1970. Документ о присоединении СССР к Конвенции сдан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы 13.11.1990. Конвенция вступила в силу для СССР 14.02.1991. 6. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Федеральный закон. 15.04.1993. 7. О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения: Указ Президента РФ (26.11.1994). 8. О приватизации: Указ Президента РФ (24.12.1993). 9. Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ: Указ Президента РФ (№ 49) от 30.11.1992. 10. Основы законодательства РФ об Архивном фонде и архивах. 7.07.1993. 11. Положение «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». 14.03.1995. 12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (от 26 апреля 2008 г. № 315). 13. Постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. N 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» 14. Приказ №17-150 от 5.03.90 г. Управления культуры Ростоблисполкома «Об упорядочивании системы согласований проектных и строительных работ с государственными органами охраны памятников и истории и культуры» (с последующей редакцией 1997 г.). – Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан – Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры – Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения – Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры – Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры a. Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ 15. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №73-ФЗ – Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу, за исключением статей 20, 31, 34, 35, 40, 42 б) дополнительная литература: 1. Автократов, В.Н. «Документальные памятники» (Опыт анализа понятия) // Советские архивы, 1987, №3. 2. Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995. 3. Боярский, П.В. Классификация памятников науки и техники // Памятники науки и техники. М., 1981. 4. Давыдов, А.Н. Музей под открытым небом и экология культуры // Декоративное искусство СССР, 1985, №5. 5. Егоров, В.Л. Развитие и становление понятия «памятник истории» // История СССР, 1988, №1. 6. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». – М., 1978. 7. Карпов, С.В. Памятник архитектуры как объект музеефикации // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. 8. Каулен, М.Е. Храм как объект музейного показа: опыт и перспектива // Памятники в изменяющемся мире. М., 1983. 9. Кедринский, А.А. Основы реставрации памятников архитектуры / Кедринский А.А. М., 1999. 10. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994. 11. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия. М., 1990. 12. Кулемзин, А.М. История охраны памятников в РСФСР / Кулемзин А.М. Красноярск, 1992. 13. Мильчик, М.И. Возможно ли воссоздание утраченных памятников архитектуры и истории // Памятники в изменяющемся мире. М., 1983. 14. Михайлова, Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ века / Михайлова Н.В. М., 2002. 15. Музеи-заповедники. На пути к музею XXI в. М. 1991. 16. Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. М., 1995. 17. Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII–XX в. М., 1978. 18. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. 19. Памятниковедение. Теория, методология, практика. М., 1986. 20. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России / Полякова М.А. М., 2005. 21. Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах. М., 2005. 22. Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. 23. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. М., 1998. 24. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала XX в. М., 1997. 25. Успенский, Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды. Т.1. М., 1996. 26. Экология культуры. Теоретические и прикладные проблемы. М. 1991.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Сайт Министрества культуры РФ: http://mkrf.ru Сайт Министерства культуры ростовской области: http://mkro.donland.ru Сайт Росохранкультуры: http://rosohrancult.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Проектор, экран для презентаций или интерактивная доска. Ноутбук.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки И стория.
Автор Доцент А.Л.Бойко Рецензент _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ Тематический план.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Исторический факультет.
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Направление подготовки История Профиль подготовки
|
||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.196 с.) |