Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Исторический факультет.
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Направление подготовки История Профиль подготовки Вариативная (профильная) часть
Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная
Ростов-на-Дону 1. Цели освоения дисциплины Данный курс предназначен для студентов _____ курса обучения по направлению «История» исторического факультета ЮФУ. Особенностью курса является его 2-х модульная конструкция, объединяющая две самостоятельные дисциплины в рамках одного курса с необходимой межпредметной интеграцией. Целью модуля 1 «Музеология» является стремление познакомить студентов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, его важнейшими функциями Задачи модуля 1: – Представить магистрантам исторический опыт развития музеев и актуальные теоретические вопросы музейного дела; – Сформировать целостное представление о фондовой работе в музее, с комплектованием, учетом и хранением музейных фондов; – Изучить процесс создания музейной экспозиции, включающей научное и научно-художественное проектирование; – Познакомить магистрантов с важнейшими категориями в области теории выставочной деятельности, с истоками ее формирования, технологии и современной практики; – Сформирование представления о музейной педагогике как научной дисциплине, теоретической основе образовательной деятельности музея. – Выработать на основе музейно-педагогических методик знания и практические навыки в области экскурсионной работы. Целью модуля 2 «Охрана объектов объектов культурного и природногонаследия» дать магистрантам знания по проблемам сохранения историко-культурного наследия, истории формирования научных представлений о наследии, специфики его сохранения в разные исторические периоды, включая современность. Задачи модуля 2: «Охрана объектов объектов культурного и природногонаследия» – Определить современные научные подходы к определению понятий «историко-культурное наследие», «памятник», их типологию; – Представить историю становления правовых основ охраны культурного наследия России; – Рассмотреть международные и государственные нормативные документы по сохранению историко-культурного наследия; – Освоить региональную законодательную базу в области охраны и развития культурного наследия; – Установить специфику взаимодействия федеральных, областных и муниципальных органов охраны культурного наследия с хозяйствующими субъектами региона; – Выявить специфику охраны и использования потенциала археологического наследия Юга России.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по специальности «Археология». Дисциплина «Музеология и «Охрана объектов культурного и природногонаследия»» существенно дополняет имеющийся общий курс «История культуры», дает представление о месте музеологии в практической деятельности по сохранению материальной части культурного наследия в составе музейного фонда Российской Федерации (Модуль 1) и принципах охраны и использования объектов культурного и природного наследия (Модуль 2), что интегрирует различные отделы социально-гуманитарных наук с основами практической деятельности учреждений культуры. Ключевую роль в дисциплине играет анализ комплекса источников (археологических, письменных и историографических). Кроме того, в своей содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «История древнего мира», «История мировой культуры», «Археология», «Культурология», «Историография». Для успешного усвоения дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» студент должен уверенно разбираться в основных проблемах истории культуры мировых цивилизаций, обладать необходимым объёмом знаний в области Истории Отечества и Всеобщей истории, археологии, культурологи, иметь базовые знания по историографии всеобщей истории. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: 1.В предметной области Модуля 1. «Музеология»: – история становления и особенности музея как социокультурного института; – современную типологию музеев; – основные направления музейной деятельности; – технологии, методы и приемы практической музейной деятельности; особенности функционирования музеев. 2. В предметной области Модуля 2. «Охрана объектов культурного и природного наследия»: – основные этапы формирования понятия «памятник», «культурное наследие»; типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике; – историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия; – правовое регулирование охраны культурного и природного наследия, проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социокультурной ситуации. Уметь: – анализировать различные виды исторических источников; – применять современные теории, концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами природного и культурного наследия; – применять теоретические и практические знания в области законодательства об охране объектов природного и культурного наследия РФ. Владеть: – методиками работы с разными видами источников: письменными, археологическими, историографическими; – понятийным аппаратом музеологии и охраны объектов природного и культурного наследия; – основными технологиями, методами и приемами практической музейной работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единицы 32 часа. Программа курса Модуль 1. «Музеология» Тема 1. Введение в специальность. Музеология в системе социально-гуманитарных наук Значение термина «музеология» и история его появления. Современные подходы в понимании музеологии: западноевропейский, американский, восточноевропейский. Предмет и объект музеологии. Терминологический аппарат музеологии. Генетический, структуральный и практический компоненты структуры науки. История и историография музеологии. Теоретические основы науки. Музейное источниковедение и прикладная музеология. Музей в системе культуры; музей как полифункциональный институт: динамика социальных функций. Музеология как междисциплинарное знание. Структура; общая и специальная (естественно-историческая) музеология. Тема 3. История музеев мира. Возникновение первых музейных коллекций в Европе в эпоху Возрождения. Становление и эволюция музея как специфического социокультурного института. Роль музеев в развитии науки и культуры. Историческая типология европейских музеев XVII-XX веков. Характеристика крупнейших европейских и американских научно-технических, художественных и природоведческих музеев: новые тенденции в музейной практике Европы и США (культура постмодерна). Особенности становления и развития музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Роль традиционной культуры в формировании музейной модели мира. Типология музеев и характеристика основных групп музеев. Тема 8. Экскурсионное дело. Экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности. Исторический аспект развития экскурсионного дела. Функции экскурсии.Классификация экскурсий. Памятники и памятные места как основа экскурсии. Методы включения памятников в экскурсию. Методические принципы подготовки тематических и обзорных музейных экскурсий. Формы анализа музейного памятника. Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды. Методика проведения экскурсий во внемузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала. Работа над подготовкой экскурсии. Оценка работы экскурсовода. Экскурсионная этика. Музей в сфере туристичекой и экскурсионной деятельности. Тенденции развития туризма в Южном федеральном округе. Тема 9. Музейная педагогика Музейная педагогика как область научного знания и направление практической деятельности современного музея. Теоретические аспекты музейной педагогики. Направления исследований и организации деятельности музейной педагогики. Закономерности музейно-педагогического процесса. Формирование образовательной функции музея как предпосылка музейной педагогики. Воспитательный потенциал музея. Изучение и динамика музейной аудитории. Направления, формы и методы работы с музейной аудиторией. Деятельность музейно-педагогических центров. Методика работы с различными категориями населения. Образовательные технологии Лекции-презентации, проблемные лекции, самостоятельная работа студентов, контрольные письменные работы.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Учебно-методическое и информационное обеспечение Модуля 1. «Музеология» Законы и положения 1. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 г. №54-ФЗ 2. «Положение о Музейном фонде Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179, 3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №73-ФЗ Учебно-методическое и информационное обеспечение Модуля 2. «Охрана объектов культурного и природного и культурного»
а) основная литература: Законы и положения 1. «Европейская конвенция об охране археологического наследия», ETS № 66. 2. «Список исторических мест РСФСР» Приложение к Постановлению Коллегии Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г. (утвержден постановлениями Коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и Президиума Центрального совета ВООПИиК №12 (162) от 16.02.90 г.). 3. Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 17 декабря 2009 года)», от 25 июня 2002 года 73-ФЗ. Принят Государственной Думой 24 мая 2002 г. Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года. 4. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (с изменениями от 18 января 1985 г., 25 июня 2002 г.) 5. Конвенция вступила в силу 20.11.1970. Документ о присоединении СССР к Конвенции сдан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы 13.11.1990. Конвенция вступила в силу для СССР 14.02.1991. 6. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Федеральный закон. 15.04.1993. 7. О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения: Указ Президента РФ (26.11.1994). 8. О приватизации: Указ Президента РФ (24.12.1993). 9. Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ: Указ Президента РФ (№ 49) от 30.11.1992. 10. Основы законодательства РФ об Архивном фонде и архивах. 7.07.1993. 11. Положение «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». 14.03.1995. 12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (от 26 апреля 2008 г. № 315). 13. Постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. N 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» 14. Приказ №17-150 от 5.03.90 г. Управления культуры Ростоблисполкома «Об упорядочивании системы согласований проектных и строительных работ с государственными органами охраны памятников и истории и культуры» (с последующей редакцией 1997 г.). – Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан – Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры – Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения – Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры – Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры a. Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ 15. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №73-ФЗ – Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу, за исключением статей 20, 31, 34, 35, 40, 42 б) дополнительная литература: 1. Автократов, В.Н. «Документальные памятники» (Опыт анализа понятия) // Советские архивы, 1987, №3. 2. Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995. 3. Боярский, П.В. Классификация памятников науки и техники // Памятники науки и техники. М., 1981. 4. Давыдов, А.Н. Музей под открытым небом и экология культуры // Декоративное искусство СССР, 1985, №5. 5. Егоров, В.Л. Развитие и становление понятия «памятник истории» // История СССР, 1988, №1. 6. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». – М., 1978. 7. Карпов, С.В. Памятник архитектуры как объект музеефикации // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. 8. Каулен, М.Е. Храм как объект музейного показа: опыт и перспектива // Памятники в изменяющемся мире. М., 1983. 9. Кедринский, А.А. Основы реставрации памятников архитектуры / Кедринский А.А. М., 1999. 10. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994. 11. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия. М., 1990. 12. Кулемзин, А.М. История охраны памятников в РСФСР / Кулемзин А.М. Красноярск, 1992. 13. Мильчик, М.И. Возможно ли воссоздание утраченных памятников архитектуры и истории // Памятники в изменяющемся мире. М., 1983. 14. Михайлова, Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ века / Михайлова Н.В. М., 2002. 15. Музеи-заповедники. На пути к музею XXI в. М. 1991. 16. Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. М., 1995. 17. Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII–XX в. М., 1978. 18. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. 19. Памятниковедение. Теория, методология, практика. М., 1986. 20. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России / Полякова М.А. М., 2005. 21. Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах. М., 2005. 22. Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. 23. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. М., 1998. 24. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала XX в. М., 1997. 25. Успенский, Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды. Т.1. М., 1996. 26. Экология культуры. Теоретические и прикладные проблемы. М. 1991.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Сайт Министрества культуры РФ: http://mkrf.ru Сайт Министерства культуры ростовской области: http://mkro.donland.ru Сайт Росохранкультуры: http://rosohrancult.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Проектор, экран для презентаций или интерактивная доска. Ноутбук.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки И стория.
Автор Доцент А.Л.Бойко Рецензент _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ Тематический план.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Исторический факультет.
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Направление подготовки История Профиль подготовки
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.011 с.) |