Материнская депривация в историко-культурном контексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материнская депривация в историко-культурном контексте



 

Приводимые материалы недвусмысленно свидетельствуют о том, что феномены материнской депривации тесно связаны с общим социокультурным контекстом, с тем ви́дением материнства и детства, отношением к ребенку и матери, которое характерно для той или иной эпохи и которая соответственно менялась на протяжении истории человечества.

Приведем таблицу из книги Й. Лангмейера и З. Матейчека (1984, с. 178—179). Отметим два момента, важных, с нашей точки зрения, при анализе материалов, представленных в табл. 1.4.

 

Развитие культурных моделей и развитие понятия депривированного ребенка в Европе

Исторический период

Культурные модели воспитания детей

Основной недостаток в удовлетворении психических потребностей

Модель депривированного ребенка

Развитие социальной помощи

Развитие концепций психической депривации

 

Средневековье

Высокая эффективность (неустойчивая) и крайняя уступчивость.

Короткое детство и ранний уход из семьи.

Широкая патромониальная семья.

Зависимость от группы, интенсивные внесемейные чувства.

Идея ребенка как маленького взрослого, смешение возрастных групп

Неприятие или отвержение группой

Покинутый (отвергнутый) ребенок-найденыш

Развитие сиротских домов и госпиталей при монастырях

 

XVII—XIX столетия

Продолженное детство.

Несколько более узкая (патриархальная) семья.

Возрастание эффективности в семье, повышающаяся дисциплина вне семьи (школа).

Идея пристойного ребенка

Недостаток общественной дисциплины и хороших нравов

Морально покинутый ребенок («vagabund»)

Развитие школы с возрастным ограничением (и общежитием)

Донаучный этап

 

Вторая половина XIX столетия

Высокая эффективность и строгая дисциплина внутри семьи (мать – отец).

Иерархия авторитета в семье.

Подчеркивание личной морали.

Идея морального детства

Недостаток авторитета (отец) и аффективности (мать)

Ребенок без родителей (сирота, внебрачный ребенок)

Возникновение воспитательных учреждений.

Благотворительная социальная помощь

«Эмпирический» этап. Шлоссман (1920)

 

Начало XX столетия

Умеренная дисциплина, подчеркивание «разумности» в развитии (снижение аффективности).

Либерализация и демократизация в семье.

Общеизвестные моральные ценности.

Идея образованного ребенка

Недостаток руководства в семье (социальная запущенность)

Морально опускающийся ребенок (из семей «на окраине» общества)

Социальная помощь, народное просвещение, общественное образование

 

Вторая четверть XX столетия

Понижение авторитарности, дальнейший рост рациональности (порядок, последовательность).

Продолжающаяся демократизация семьи.

Идея продуктивного (успешного) ребенка

Недостаток рациональной заботы и воспитания

Воспитательно запущенный ребенок

Общественная социально-медицинская помощь

«Мобилизующий» этап. Боулби (1951)

 

Послевоенный период

Снова возрастающая аффективность и уступчивость в малой ядерной (партнерской) среде.

Сосредоточение эффективности внутри семьи.

Идея эмоционально приспособленного ребенка

Недостаток эмоциональных связей в малой семье

Эмоционально депривированный ребенок («материнская депривация»)

Забота о психическом здоровье.

Замещающая семейная забота

 

«Критический» этап. Эйнсуорт (1962)

Современные тенденции

Умеренно возрастающая аффективность.

Повторное подчеркивание дисциплины.

Открытость и планирование.

Идея сензитивного ребенка

Недостаток осмысленного отношения к миру и самому себе

«Отчужденный» ребенок

Социально-психологические службы

Экспериментально-теоретический этап

 

Во-первых, развитие научных представлений о депривированном ребенке, как правило, на один этап предшествовало развитию культурных моделей воспитания такого ребенка.

Во-вторых, фиксация феномена материнской депривации произошла относительно поздно — во второй половине XX века, — тогда, когда в массовом масштабе произошел переход к сравнительно небольшой семье, основанной преимущественно на эмоциональных связях.

 

Подводя итоги рассмотрения проблемы материнской депривации, отметим, что материалы многочисленных исследований убедительно свидетельствуют, что ребенок, по тем или иным причинам переживший раннюю и достаточно длительную разлуку с матерью, попадает в очень тяжелую ситуацию, которая оказывает серьезное негативное влияние на его развитие. Главную роль здесь играет именно фактор материнской депривации. Конкретные формы нарушений в психическом развитии ребенка зависят от целого ряда условий: в каком возрасте произошла разлука с матерью, как протекал процесс формирования привязанности, была ли жизнь ребенка вне семьи постоянной или временной. Более подробно на материале собственного экспериментального исследования мы рассмотрим этот вопрос во второй части книги.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.008 с.)