Образ Я» в прямом автопортрете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Я» в прямом автопортрете



 

Мы представили метод попарного сравнения и некоторые результаты, полученные при изучении самосознания у подростков из массовой школы и из школы-интерната, чтобы читатель мог почувствовать фактуру материала. Однако особенности самосознания изучались нами и при сравнении больших групп учащихся 7—8 классов, когда анализ велся на основе статистически значимых закономерностей. Представим основные результаты и выводы.

 

Для изучения «образа Я» мы использовали традиционный для исследования этой проблемы метод свободных описаний. Подростку последовательно предлагались темы: «Я, каким кажусь себе», «Я, каким кажусь другим». Исследование проводилось индивидуально, участие в нем было добровольным и анонимным (подросток мог назваться любым, в том числе вымышленным именем). Ответы давались в письменной форме, время работы не ограничивалось. В дальнейшем изложении самоописания по теме «Я, каким кажусь себе» обозначаются как прямой автопортрет, по теме «Я, каким кажусь другим» — зеркальный автопортрет.

 

Для обработки использовался метод контент-анализа. Суть процедуры состоит в том, что отдельные высказывания объединяются в группы — вначале более мелкие (субкатегории), затем крупные — категории. Например, высказывание «Я мечтаю о том, чтобы быть знаменитым» может быть включено в субкатегорию «Амбициозность» вместе с такими высказываниями, как «Я хочу быть богатым», «Иметь крутую иномарку», «Учиться в престижном вузе» и т. п. Эта субкатегория в свою очередь входит в категорию «Жизненные планы». Но одновременно и отдельное высказывание может быть включено в другую субкатегорию и в другую категорию. В результате содержание «образа Я» оказывается выраженным через систему категорий и субкатегорий.

Это дает возможность сравнить между собой группы испытуемых по тому, насколько часто та или иная категория, субкатегория встречается в каждой группе. Показателем этого является так называемый «индекс значимости категории». Величина индекса определяется количеством испытуемых группы, в самоописаниях которых встречается определенная категория и находится в диапазоне от 0 (категория не использована в самоописаниях) до 1 (все испытуемые использовали в самоописании данную категорию).

 

В нашей работе применялись 10 категорий самоописания, выделенных с помощью экспертной оценки в процессе широкого исследования генезиса «образа Я» в школьном детстве. Сравним полученные методом контент-анализа «прямые автопортреты» по группам воспитанников интерната и учащихся массовой школы. Видно, что только одна категория — отношение с окружающими людьми — одинаково значима для обеих групп. В остальных случаях у подростков, живущих в семье и вне семьи, в качестве значимых выступают разные категории: в интернате — поведение, внешность; в обычной школе — умения, самооценка. При этом категория, наиболее распространенная в группе воспитанников интерната, у школьников представлена в наименьшей степени и наоборот (различия статистически достоверны).

 

Различия между выборками проявляются и в изменении выраженности отдельных категорий от 7 к 8 классу. Если в интернате выраженность всех категорий в 7 и 8 классах примерно одинакова, то в выборке массовой школы отмечается статистически достоверный рост от 7 к 8 классу частоты употребления трех категорий: отношения с окружающими людьми, ценности, чувство взрослости. Наиболее отчетливо это прослеживается в отношении последней категории.

 

Итак, данные количественного анализа свидетельствует о следующем:

 

♦ в обеих группах значимой оказалась категория — отношения с окружающими людьми; очевидно, это может быть объяснено тем, что ценность общения для подростков — характерная возрастная черта, которая в известных пределах не зависит от условий жизни и воспитания;

♦ «прямые автопортреты» воспитанников интерната и учащихся школы заметно различаются; если в интернате наиболее значимы для «образа Я» характеристики, которые видят окружающие — поведение и внешность (заметим, что, по данным массовых обследований, это, как правило, характеризует младших, 10—11-летних детей), то в массовой школе — то, что знает о себе, видит в себе сам подросток (умения, самооценка);

 

♦ за год, разделяющий 7 и 8 классы, в «образе Я» воспитанников интерната никаких существенных изменений не произошло, в то время как у школьников за это же период «образ Я» значительно «повзрослел».

 

Перейдем к более детальному анализу полученного материала.

 

«Я среди людей». Начнем рассмотрение с категории — отношения с окружающими людьми, в которой выделилось 6 субкатегорий:

 

1) оценка себя как друга: «Я всегда поддержу товарища, помогу ему. Как друг, я, наверное, очень плохая, если не сумела удержать свою подругу от очень плохого поступка»;

2)

3) отношение к другим людям: «Я не хочу думать ни о ком другом. Я теперь научился любить, уважать и ненавидеть людей»;

 

4) умение понимать других людей: «Мне трудно понять моих подруг, и я стараюсь их понять, но не часто получается. Я бываю очень требовательна к людям, но не умею понимать их, не пробую поставить себя на место другого человека»;

 

5) умение общаться с людьми: «Я очень замкнутый человек, со мной трудно разговаривать. Общаться я общаюсь, но мало раскрываю себя. Из-за своего мрачного характера я плохо схожусь с людьми, просто не знаю, как подойти к человеку»;

 

6) отношение к себе со стороны других людей: «Я слабый, и со мной мало кто считается. Я пользуюсь авторитетом среди подруг из класса, спортивной школы»;

 

7) отношение к процессу общения: «Я часто устаю от того, что всегда кто-то есть рядом, хочется быть одному. Можно же когда-то от всех отдохнуть. Я люблю быть вместе со своими ребятами. Когда я долго один, я загниваю».

 

 

Мы видим, что такие субкатегории, как отношение к другим людям и умение общаться с людьми, в обеих выборках относятся к наиболее распространенным и выражены как в школе, так и в интернате примерно одинаково.

Две субкатегории — оценка себя как друга и умение понимать других людей — значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната (различия статистически достоверны). Очевидно, что степень их выраженности в «образе Я» в наибольшей степени зависит от того, воспитывается ли подросток в семье или в интернате.

 

Парадоксальным кажется то, что дети из интерната очень мало пишут о себе как о друге. Поскольку они живут в ситуации дефицита общения с близкими взрослыми, можно было бы ожидать скорее обратного эффекта — повышения значимости дружеских связей, способных компенсировать недостаток эмоционального тепла. Можно думать, что это свидетельствует о неразвитости того, что в психологии принято называть интимно-личностной стороной общения, в данном случае — общения со сверстниками. В таком случае это является тревожным симптомом, поскольку все специалисты по изучению подросткового возраста единодушны в признании того, что повышенное внимание к рассматриваемой стороне общения — одна из важнейших характеристик подросткового и юношеского возрастов.

На недостаточное развитие интимно-личностной стороны общения воспитанников школы-интерната указывает и то, что лишь незначительное количество таких подростков говорят о своих трудностях в понимании других людей, в то время как в массовой школе это делают около 2/3 учащихся. Подобное понимание, будучи, по существу, одной из сложнейших сторон общения, имплицитно предполагает признание автономности, особенности и многогранности внутреннего мира другого человека, интерес к нему как к другому.

 

Обсуждая полученные данные, отметим следующее. В обычной школе отношения между сверстниками носят избирательный характер — с кем-то подросток дружит, с другим поддерживает нейтральные отношения, кого-то избегает. Наличие друга для подростка-школьника к тому же — значимый параметр самооценки, показатель его собственной ценности. Все это стимулирует повышенное внимание к важным для дружбы личностным качествам — и своим собственным и другого. В интернате дети постоянно находятся в ситуации «неизбежного» общения с достаточно узкой группой сверстников, которых они не выбирают, поэтому избирательность для них совершенно не имеет смысла, что и отражают полученные нами данные.

 

«Мое поведение». Рассмотрим теперь категорию «Поведение». Здесь выделяются следующие субкатегории.

 

1. Поведение, соответствующее требованиям взрослых с положительным отношением к такому поведению: «На перемене я веду себя неплохо, не бегаю по партам и не кидаюсь губкой, как некоторые ребята из нашего класса».

 

2. Поведение, не соответствующее требованиям взрослых с отрицательным отношением к такому поведению: «Я часто не могу заставить себя делать уроки, прихожу из школы и болтаюсь без дела, даже телевизор не смотрю... И почти каждый день, хотя не хочу этого, все сначала».

 

3. Поведение, не соответствующее требованиям взрослых с положительным отношением к такому поведению: «Я принимаю пассивное участие в жизни коллектива. Но принимать активного участия не хочу и не буду. Дисциплину я не люблю, и поэтому мне абсолютно не нравится ходить в школу ежедневно, да еще в такую рань. Когда я пропускаю школу, я не чувствую никаких угрызений, потому что делаю, что хочу».

 

4. Организация поведения с определенной целью: «Я знаю, как себя вести, чтобы не нарываться и делать так, как хочешь. Я стараюсь говорить тихо, не кричать и не бегать, так у меня будет хорошая репутация. Я умею себя вести так, чтобы ко мне не цеплялись. Моя задача как командира отряда сделать так, чтобы воспитатели не ругались и чтобы с ребятами ладить».

 

Другие виды высказываний единичны.

 

Для «образа Я» воспитанников интерната и учащихся массовой школы важными оказываются разные стороны поведения: для первых — организация своего поведения с определенной целью, которое по сути представляет собой сознательное приспособление к требованиям социума при внутреннем неприятии этих требований. Для вторых — негативистское противопоставление своего поведения нормативному как утверждение своей воли, вне зависимости от целесообразности или даже реальной желательности такого поведения.

Обращает на себя также внимание, что в обеих выборках приписывание себе поведения, соответствующего требованиям взрослых, в 7-х классах выражено незначительно, а в 8-х классах исчезает совсем. Кроме того, в массовой школе в 8 классе исчезают высказывания об отрицательном отношении к своему поведению в том случае, когда оно не соответствует требованиям взрослых.

 

В целом, можно сказать, что если данные по массовой школе соответствуют типичным подростковым характеристикам, то данные, полученные в интернате, существенно отличаются от них, прежде всего по субкатегории «Организация своего поведения». Другими словами, если для «образа Я» подростков, растущих в семье, наиболее характерно негативистическое противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений — требованиям взрослых, то для «образа Я» воспитанников интерната — умение ловко приспособиться к ситуации, способность обойти требования взрослых, избежать каких-либо санкций с их стороны. Таким образом, если утверждение собственного «Я», завоевание права вести себя как хочешь у подростков из семьи идет через активное (хотя подчас, на взгляд стороннего наблюдателя, глупое и нелепое) противопоставление себя ситуации, привычным нормам, то у подростков из закрытого детского учреждения — через приспособление (можно сказать, почти циничное) к ситуации.

Создается впечатление, что воспитанники интерната лучше умеют владеть ситуацией, использовать ее в своих целях. Однако не будем торопиться с выводами.

 

«Взрослый ли я?». Рассмотрим в этой связи данные по категории «Взрослость». Эта категория распадается на две большие темы:

 

1) чувство взрослости;

2) самостоятельность.

Каждая из этих тем объединяет несколько субкатегорий.

 

По первой из этих тем — чувство взрослости — между школой и интернатом не обнаружено значимых различий. И там, и там большинство подростков считают себя почти взрослыми, не совсем взрослыми, уже не детьми (характерно, что многие мальчики-восьмиклассники пишут о себе юноша).

 

По второй теме — самостоятельность — выделились следующие субкатегории:

 

♦ негативистский протест против опеки, контроля: «Не выношу чьей-то опеки надо мной. Не люблю, когда кто-то беспокоится за меня... Не люблю, когда мне что-то навязывают помимо моей воли или точнее, желания. Я хочу сам решать, что хорошо и что плохо, и, по-моему, никто не должен мне навязывать ничего, помимо моей воли и влиять на мои мысли и поступки»;

 

♦ ценность собственной точки зрения: «Когда я хочу отстоять свое «Я», я не соглашаюсь с мнением других и думаю так, как считаю нужным, и если даже потом это окажется неправильным, все равно я считаю себя правой, потому что отстояла свое «Я». В себе мне больше всего нравится то, что у меня на все есть своя точка зрения. Я не могу ничего делать, пока не пойму смысл того, что делаю»;

 

♦ признание необходимости внешнего контроля: «Я еще не взрослый человек, я считаю, что мне еще нужен контроль надо мной, но более слабый, чем раньше, я многое могу решать уже без посторонней помощи. Нужно контролировать, как я делаю уроки, потому что, если не проверять, я их совсем не буду делать, но в главном контролировать меня не надо. Конечно, если надо мной “не стоять”, я и половины не буду делать того, что надо, но уже можно дать мне и побольше свободы».

В интернате большинство подростков признают необходимость определенного контроля со стороны взрослых. В массовой школе таких детей намного меньше. Напротив, в последней значительно больше, чем в интернате высказываний о ценности собственной точки зрения. Негативистский протест против опеки, контроля выражен в обеих группах примерно в равной степени.

В аспекте рассматриваемых субкатегорий «образ Я» подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. «Образ Я» воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистский протест выражен у них примерно в той же степени, что и в группе школьников, с другой, — у них не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное — признание необходимости контроля. Мы считаем важным отметить это, поскольку жизненная ситуация воспитанников интерната такова, что они достаточно рано, по крайней мере, значительно раньше, чем большинство учащихся массовой школы, должны начинать самостоятельную, взрослую жизнь, чему мало соответствует их «образ Я».

 

Представленные данные, однако, интересны и в другом отношении. Они указывают не только на бо́льшую выраженность у учащихся массовой школы собственно подростковых характеристик, но и на большую обостренность, аффективную значимость для них «чувства Я» В литературе подобная обостренность «чувства Я» рассматривается как симптом интенсивного становления личности. Такая центрированность на себе, ощущение себя «центром Вселенной», рассматривается многими исследователями как явление, необходимое для становления личности в этот период. Напомним, что Ж. Пиаже и его последователи, называя это явление «подростковым эгоцентризмом», описывали его как один из центральных механизмов психического развития подростка.

 

«Мои умения и интересы». Рассмотрим теперь данные по категории «Умения, интересы». Она также распадается на две темы:

 

1) способности, интеллектуальные возможности;

2) интересы, увлечения.

 

По первой из этих тем подростки из школы и из интерната не различаются между собой. Подавляющее большинство и тех, и других считают себя умными, способными, хитрыми и т. п.

 

По второй теме между школой и интернатом получены значимые статистические различия. В выборке массовой школы не только большее количество подростков — 80% против 45% в интернате — пишут о своих увлечениях и внешкольных занятиях и не просто большее число увлечений они называют в среднем на одного человека (в школе — 4,4, в интернате — 2,0), но и увлечения у них глубже, разностороннее, касаются самых различных аспектов науки, техники, культуры. Пожалуй, только в области спорта увлечения тех и других подростков примерно одинаковы, во всем остальном мир интересов воспитанников интерната несравненно беднее. Акцентируем в этой связи то обстоятельство, что в интернате, в котором мы проводили наше исследование, была развернута большая работа по внеучебному воспитанию и развитию детей — действовали многочисленные кружки, дети часто ездили на экскурсии, посещали музеи и театры и т. п. В этом смысле интернат даже выгодно отличался от тех массовых школ, где мы собирали наши данные. Тем более показательны полученные нами результаты.

 

Для подростка из массовой школы его интересы, увлечения — едва ли не главная характеристика его «образа Я». Часто с них семейный подросток начинает свой автопортрет. Это видно уже из вышеприведенных данных попарного сравнения отдельных автопортретов школьников и воспитанников интерната, но дадим еще несколько фрагментов из автопортретов семейных подростков.

 

— Мне 15 лет. Увлекаюсь радиоэлектроникой, техникой и ядерной физикой, а также и фотографией...

— Я девочка, мне 14 лет. Я увлекаюсь спортом, занимаюсь художественной гимнастикой. Очень люблю театр, особенно балет. Люблю шить, вязать, готовить что-нибудь вкусное. Больше всего люблю читать.

Заметим еще раз, что во всех случаях это самое начало рассказа о себе. Среди школьников таких подростков, которые сразу после слов «Я девочка», «Меня зовут Маша», «Я живу в Москве», «Мне 14 лет» говорят о своих увлечениях или прямо с них начинают само-описание, 66% (от тех, кто использовал эту тему в прямом автопортрете), причем в 7 классе таких детей почти в два раза больше, чем в 8 классе.

Воспитанники интерната обычно начинают самоописание либо с внешности, либо с нравственных качеств. Такое расположение высказываний, связанных со своими интересами, увлечениями, умениями свидетельствует о том, что данная сфера имеет для подростка первостепенное значение. Именно через это он определяет себя, находит свое отличие от других. Результаты свидетельствуют, что у школьников она занимает существенное место в «образе Я», а у воспитанников интерната находится на периферии.

 

«Моя самооценка». Следующая категория, на которой мы остановимся, — «Самооценка». По этой категории также выделяются две темы:

 

1) отношение к себе;

2) личностные качества.

 

По теме «Отношение к себе» высказывания могут быть разделены на следующие субкатегории:

 

1) принятие/непринятие себя: «Я себя люблю, может быть, это не совсем хорошо, но я так понимаю, если я хоть чуточку не буду себя любить, что я буду из себя представлять. Последнее время я себе совсем не нравлюсь; чем дальше, тем хуже мои отношения с собой»;

 

2) общая самооценка: «Я считаю себя полухорошим человеком. Я хороший человек». Важно подчеркнуть отличие этой субкатегории от предыдущей: если в первой речь идет об общем эмоциональном отношении к себе (я себя люблю/не люблю), то во второй акцент делается именно на оценке;

 

3) оценка своего характера: «Мой характер мне нравится, и я бы, пожалуй, не хотела бы иметь другого. Больше всего мне в моем характере не нравится его вредность»;

 

4) сравнение себя с другими: «Раньше мне казалось, что я самый примерный мальчик в классе, а теперь наоборот, иногда самый худший. Мне часто кажется, что я не такой, как все, хотя я вовсе не считаю себя лучше других».

 

Достоверные различия между школой и интернатом отмечаются по всем четырем субкатегориям. Для подростков из интерната отношение к себе по существу сводится к общей самооценке и (в меньшей степени) к сравнению себя с другими. Подросткам из семьи общая самооценка менее всего интересна и значима. Гораздо важнее оценка своего характера, сравнение себя с другими и некоторое общее принятие или непринятие себя. Любопытно, что характер в самоописаниях подростков из семьи часто выступает как некоторый автономный объект, с которым подросток вступает в сложные отношения и часто не может справиться: У меня просто невыносимый характер; он мне так мешает, но я ничего не могу с ним сделать, он сильнее меня.

 

В том, какая из самооценок — общая или характера — преобладает, проявляются в том числе различные модели собственного внутреннего мира — синкретическая, нерасчлененная в первом случае или объемная, дифференцированная — во втором. Таким образом, здесь различия между воспитанниками интерната и подростками, растущими в семье, проходят по линии большей когнитивной сложности «образа Я» последних.

 

По теме «Качества личности» были выделены две основные субкатегории: нравственные качества (добрый, трудолюбивый, врун, грубый) и эмоционально-волевые качества (сдержанный, организованный, упорный, безвольный, разболтанный). Встречались, конечно, качества (сильный, веселый, оптимистичный, с чувством юмора и сатиры и др.), которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй субкатегории. Поскольку такие высказывания были немногочисленны и выборки в этом отношении не различались между собой, мы не будем здесь их рассматривать.

Качества, попадающие в каждую из субкатегорий, были дополнительно разделены на положительные и отрицательные.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что, если воспитанники интерната, описывая себя, указывают преимущественно на свои нравственные качества, то учащиеся массовой школы — на эмоционально-волевые. Число положительных нравственных качеств в обеих выборках примерно одинаково, однако подростки из интерната приписывают себе значимо больше отрицательных нравственных качеств.

Наблюдения за реальным поведением подростков из интерната свидетельствуют о том, что у них много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевых качеств: они часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут заставить себя выполнить какое-либо дело без нажима со стороны взрослых. Однако эти явные особенности их личности и поведения не находят отражения в их «образе Я». У подростков из массовой школы также есть много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы личности, но в отличие от воспитанников интерната они включают эти проблемы в свой «образ Я».

 

О чем говорят эти данные? Прежде всего, о том, что для подростков из интерната центральным является общение (ведь нравственные качества регулируют в первую очередь общение с другими людьми, с социумом в целом), для школьников — овладение собственным поведением и собственной личностью. И в этом смысле школьников, растущих в семье, можно считать личностно более зрелыми. Ведь деятельность самоопределения, поиск идентичности — признаки юности, в то время как деятельность общения — характеристика, свойственная подростковому и в особенности — младшему подростковому возрасту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.047 с.)