Развитие мотивационно-потребностной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мотивационно-потребностной сферы



 

Уже изучение интеллектуального развития детей-сирот показало, что своеобразие этого развития можно понять только учитывая специфику мотивации. Рассмотрим проблему развития мотивации более обстоятельно.

 

Три желания

 

Для изучения особенностей мотивации в начальной школе мы использовали известную методику на выявление мотивационных предпочтений. Эта проба существует в разных формах — «Волшебная палочка», «Золотая рыбка», «Письмо Деду Морозу», «Цветик-семицветик» (по сказке В. Катаева), «По щучьему велению» и др. По сути, ребенку предлагается участвовать в игре, в которой некое волшебное существо или волшебная сила могут исполнить любое его желание. Такое построение методики позволяет актуализировать мотивационные предпочтения детей и облегчает вербализацию их наиболее заветных желаний. Мы использовали вариант «цветик-трехцветик», попросив учащихся вторых классов написать на трех разноцветных лепестках «волшебного цветка» три самых заветных своих желания. Эта проба для сравнения была проведена нами и в обычной школе.

Предложенное задание оказалось для всех детей эмоционально значимым: они волновались, долго думали над ответами, закрывали свои листочки от соседа по парте. Такое поведение одинаково характеризовало и учеников обычной школы, и их сверстников из школы-интерната. Однако содержание полученных ответов оказалось различным.

 

В обычной школе большая часть детей (53%) написали об «общечеловеческих» проблемах: «Хочу, чтобы не было ядерной войны», «Хочу, чтобы птицы не погибли от холода и голода», «Хочу, чтобы ученые нашли все останки древних животных», «Хочу, чтобы у всех были мамы, и они были здоровы», «Хочу, чтобы у всех девочек были красивые волосы».

В школе-интернате не было ни одного подобного ответа. Здесь подавляющее большинство детей (95%) написали о своих пожеланиях, связанных с учением, формулировки были практически одинаковыми: «Я бы хотел хорошо учиться», «Я бы хотела учиться на 4 и 5». В обычной школе также встречались подобные ответы, но их было достоверно меньше, чем в школе-интернате (41%.). В интернате многочисленными оказались высказывания, явно отражающие требования учителей и воспитателей к дисциплине и поведению учеников: «Я бы хотел, чтобы я всегда хорошо себя вел», «Я бы хотел, чтобы я помогал взрослым». В обычной школе не было ни одного высказывания такого типа.

 

Эти данные ярко свидетельствуют, что для детей из школы-интерната едва ли не самым главным оказывается желание заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание, похвалу. Мы предполагали, что в школе-интернате будут преобладать пожелания, так или иначе связанные с семьей, домом, родителями, однако таких высказываний оказалось сравнительно немного, и частота их статистически значимо не отличалась от результатов по группе массовой школы. Отметим также, что пожелания воспитанников интерната в этой области носили преимущественно фрагментарный, ситуативный, конкретный характер: «Хочу, чтобы брат прислал мне письмо», «Хочу, чтобы дядя привез мне подарки», «Хочу, чтобы старшая сестра Лена ко мне чаще приходила». В этих высказываниях не чувствовалась «глобальная тоска» по дому, родителям. Остальные категории ответов были малочисленны и встречались примерно с равной частотой в массовой школе и школе-интернате.

 

Таким образом, результаты данной пробы, выявляющие мотивационные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы-интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы наряду с повседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие далеко за рамки их личного опыта, общечеловеческие проблемы, абсолютно, казалось бы, не связанные ни с их учебой в школе, ни с домашними делами, проведением досуга.

 

Конечно, подобные интересы у детей этого возраста не могут считаться реально действующими мотивами, а являются скорее «только знаемыми», однако в качестве смыслообразующих они, безусловно, важны для полноценного развития личности (А. Н. Леонтьев, 1983).

Об этом, в частности, убедительно свидетельствуют результаты известного исследования Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Н. Г. Морозовой (1951), в котором было показано, что для успешного учения и нормального развития личности необходимо гармоническое сочетание как мотивов, непосредственно связанных с учебой, так и так называемых «широких социальных мотивов», к которым в том числе относятся такие далекие от повседневной жизни ребенка мотивы, как процветание Родины, счастье других людей, развитие науки, победа добра над злом и т. п.

 

В высказываниях детей о своих заветных желаниях обращает на себя внимание следующая деталь: если школьники выражают свои пожелания в модальном глаголе, отражающем реальное волеизъявление, то воспитанники интерната используют предположительную, желательную модальность. Воспитанники школы-интерната не уверены в своем праве на желание, частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний. Пользуясь известным выражением А. Н. Леонтьева, можно сказать, что желания воспитанников школы-интерната находятся в ином отношении к их личности и сознанию, к их «Я». Симптом отчуждения желаний рассматривается как тревожный, свидетельствующий о неблагополучии в личностном развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.078 с.)