Изучение готовности к школьному обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение готовности к школьному обучению



 

Для экспериментального изучения проблемы готовности к школьному обучению, как уже отмечалось, использовалась программа массового обследования, разработанная под руководством Д. Б. Эльконина1.

Мы использовали вариант, состоящий из следующих 10 методик.

1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека.

2. Методика «Принятие задачи на упражнение» Д. Б. Эльконина.

3. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

4. Методика «Рисование по точкам» А. Л. Венгера.

5. Методика «Узор» Л. А. Венгера.

6. Методика «Полянки» Л. А. Венгера.

7. Методика на определение овладения операцией систематизации.

8. Методика на исключение понятий («Четвертый лишний»).

9. Методика на наличие принципа сохранения (на материале сохранения массы) Ж. Пиаже.

10. Методика на наличие принципа сохранения (на материале сохранения длины) Ж. Пиаже.

 

Методики 1—7 проводились коллективно, 8—10 — индивидуально.

 

Сопоставление данных, полученных по указанным методикам в группе воспитанников школы-интерната (возраст 7—8 лет) и в группах массового обследования (6-летние дети, обучающиеся в экспериментальных и подготовительных классах, 6-летние воспитанники детских садов и 7-летние учащиеся первых классов) выявило специфические особенности в подготовленности к школьному обучению воспитанников интерната2.

 

2.1. Тест Керна – Йирасека. Тест Керна – Йирасека — один из наиболее распространенных как за рубежом, так и в нашей стране. Он состоит из трех заданий-субтестов:

♦ рисунок человеческой фигуры;

♦ копирование несложного текста, написанного письменными буквами;

♦ воспроизведение по образцу набора точек, расположенных определенным образом на плоскости.

Каждый из субтестов оценивается по пятибалльной системе. В нашем варианте от 0 — задание практически не выполнено, до 4 — задание выполнено полностью и качественно. Соответственно итоговый показатель школьной зрелости выражается баллами в интервале от 0 до 12.

Тест Керна – Йирасека определяет такие важные для готовности к школе показатели, как развитие тонкой моторики руки, зрительно-двигательная координация (глаз-рука), умение воспроизводить образец и принимать учебное задание.

Процедура исследования состоит в следующем. Ребенку дается сложенный вдвое лист обычной нелинованной писчей бумаги. На первой чистой странице предлагается нарисовать мужскую фигуру. На второй странице письменными буквами уже написано несколько слов: для детей, не умеющих читать, это обычно русская фраза («Он ел суп»), для умеющих — фраза на иностранном языке, состоящая из аналогичных элементов букв. Ребенок должен скопировать этот текст. Наконец, на третьей странице в определенном порядке нарисованы десять точек. Необходимо нарисовать рядом такую же фигуру. Все задания выполняются ребенком простым карандашом.

Средний итоговый балл воспитанников школы-интерната — 8,5, детей из детского сада — 8,2, шестилеток из подготовительного класса — 7,7, семилетних первоклассников из разных школ — от 9,3 до 9,6.

 

Как видим, результаты наших испытуемых занимают промежуточное положение (расхождение с группами как 6-летних, так и 7-летних детей статистически недостоверно). Значительно больший интерес представляет качественный и количественный анализ отдельных субтестов. Эти субтесты по трудности оказались для наших испытуемых различны.

По умению аккуратно копировать письменный текст (субтест 2) дети из интерната даже превзошли других детей. С ним справились все, хотя это задание предлагалось в самом начале учебного года. Сравнительно более трудным для них оказалось воспроизведение фигуры из точек (субтест 3), но и с ним практически все испытуемые справились удовлетворительно. Хуже всего обстояло дело с изображением человеческой фигуры. 37% воспитанников вообще не смогли нарисовать человека, получив 0 баллов; 34% справились с заданием на низком уровне; 13% — на среднем и лишь 16% получили за выполнение этого задания максимальный балл — 4.

 

Таким образом, не отставая от своих сверстников в умении писать и копировать, что прямо связано с подготовкой к школе в дошкольном детском доме (это подтвердилось в беседах с учащимися и воспитателями), воспитанники школы-интерната мало подготовлены к казалось бы наиболее простому для детей этого возраста заданию — нарисовать человеческую фигуру. Для ребенка из семьи, напротив, проще всего изобразить фигуру человека и, как правило, сложнее для него срисовать текст из незнакомых письменных букв. Учитывая исключительность рисунков детей из интерната, а также то, что рисунок традиционно рассматривается в психологии как чрезвычайно важный показатель психического развития в детском возрасте, остановимся на этом подробнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (4.343 с.)