Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи изучения литературы в школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели: · воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности; · развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе; · целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы.
Задачи: · сформировать уважение к отечественной классической литературе как уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры; · Способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова; включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений; · развивать способность ученика личностно осмысливать литературное произведение, воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства; · развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова; · совершенствовать речь учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формировать умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения); · воспитывать потребность в чтении.
Основное содержание предмета Содержание литературы как школьного предмета включает в себя чтение и изучение текстов художественных произведений с использованием теоретико-литературных понятий и с опорой на историко-литературные реалии, явления и процессы (творческая история, биография писателя, проблема авторства, историко-литературный процесс, критическая полемика, связи и переклички в литературе т.д.) Концепция фиксирует обязательное предметное содержание, отобранное с учетом определенных критериев[1].
Критерии отбора литературных произведений: · Художественное совершенство, общепризнанное и закрепленное во времени представление о высоком художественном качестве произведения, образцовом с точки зрения языка воплощении авторской идеи. · Нравственная высота авторского идеала. · Глубина и убедительность художественного воссоздания (или пересоздания) социально-исторической действительности, изображения природы и постижения внутреннего мира человека. · Актуальность как проявление тесной связи с историческими процессами, общественной жизнью, духовными исканиями современников. · Художественное постижение национального характера, отражение особенностей национальной картины мира. · Репрезентативность данного произведения для творчества автора, для историко-литературного процесса. · Жизнь произведения в других видах искусства, в научных, критико-публицистических интерпретациях, присутствие в национальной (или мировой) культурной памяти, в общественном сознании. · Плодотворная научная и методическая традиция изучения произведения. · Соответствие произведения определенному этапу литературного развития читателя-школьника.
Требования к содержательной части образовательных программ по литературе (Примерной образовательной программы, авторских программ, рабочих программ учителя) · В программе обучения должны быть представлены все этапы развития отечественной словесности: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII, XIX, XX, XXI веков; · Программа должна содержать также образцы литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора, произведений зарубежной классической литературы; · В содержании образования должны преобладать произведения классической литературы (при разработке тематического планирования на её освоение должно быть отведено не менее 75 % учебного времени); · Программа может включать произведения современных писателей (отбор материала должен осуществляться на основе широкого общественного обсуждения, с учетом опыта методического освоения этих произведений); · Построение курса изучения литературы может осуществляться на основе разных подходов: жанрового, тематического, проблемного, хронологического и их сочетания; · Обязательным является линейное строение курса обучения на заключительном этапе школьного литературного образования, что позволяет обобщить и систематизировать знания учеников на историко-литературной основе, дать научно обоснованную картину литературного процесса (отсутствие линейной, хронологической основы в освоении литературы противоречит принципу научности, историзма, разрушает системность обучения); · Допустимы варианты построения курса на историко-литературной основе. Сохраняет свое значение традиционный вариант трехгодичного курса (9-11 классы), при котором ХХ век изучается в выпускном классе. Возможен также вариант четырехлетнего курса (8-11 классы), помогающий разгрузить материал старших классов для изучения современной литературы в 11 классе. Основы историко-литературного построения курса могут быть заложены и с 7 класса (при условии учета возрастных возможностей учеников). Подобные варианты расширения историко-литературного курса вызваны объективной необходимостью: во-первых, постепенным увеличением литературного материала, во-вторых, задачей сближения и координации курса литературы с курсом истории России.
Основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста, поскольку речь идет о художественных произведениях, одним из важнейших признаков которых является эстетическая целостность. В большинстве случаев недопустимо пропускать эпизоды и фрагменты, которые на первый взгляд могут показаться неважными или «затянутыми»; исключен краткий пересказ сюжета как способ первичного предъявления текста. Некоторые произведения в силу их специфики можно изучать по фрагменту (по возможности завершенной части – главе и т.п.). Некоторые произведения (например, древнерусской литературы), трудные для чтения и восприятия современных школьников, должны изучаться в переложении. Тем не менее, они являются предметом обязательного, а не рекомендованного изучения, поскольку их отсутствие в программе серьезно затруднит создание целостной картины развития литературы. Представленные в Концепции перечни должны использоваться для составления образовательных программ (Примерной, авторских и рабочих) по литературе как для базового, так и для углубленного изучения курса. Произведения, названные в перечне безальтернативно, могут быть включены в кодификатор государственной итоговой аттестации по предмету. В рамках Концепции невозможно жестко регламентировать распределение дидактических единиц по годам обучения, так как подобная унификация противоречит принципу вариативности образования. Распределение дидактических единиц по этапам обучения должно быть выполнено в Примерной образовательной программе. Определить конкретный порядок освоения литературных произведений должен автор Программы, в соответствии с предложенной им логикой курса. Иначе невозможен системный характер обучения.
В Приложении 2 обязательное содержание литературного образования фиксируется в двух перечнях: · Перечень произведений, обязательных для изучения в 5-11 классах; · Перечень литературоведческих терминов и понятий.
Для полноценного освоения содержания предмета «Литература» необходимо следующее количество учебных часов в неделю: 5-7 классы – 3 часа; 8-11 – 4 часа; 10-11 (углубленный уровень) – 5 часов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.01 с.) |