Цели и задачи изучения литературы в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения литературы в школе



Цели:

· воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;

· целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы.

 

Задачи:

· сформировать уважение к отечественной классической литературе как уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры;

· Способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова; включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений;

· развивать способность ученика личностно осмысливать литературное произведение, воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;

· развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;

· совершенствовать речь учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формировать умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения);

· воспитывать потребность в чтении.

 

Основное содержание предмета

Содержание литературы как школьного предмета включает в себя чтение и изучение текстов художественных произведений с использованием теоретико-литературных понятий и с опорой на историко-литературные реалии, явления и процессы (творческая история, биография писателя, проблема авторства, историко-литературный процесс, критическая полемика, связи и переклички в литературе т.д.)

Концепция фиксирует обязательное предметное содержание, отобранное с учетом определенных критериев[1].

 

Критерии отбора литературных произведений:

· Художественное совершенство, общепризнанное и закрепленное во времени представление о высоком художественном качестве произведения, образцовом с точки зрения языка воплощении авторской идеи.

· Нравственная высота авторского идеала.

· Глубина и убедительность художественного воссоздания (или пересоздания) социально-исторической действительности, изображения природы и постижения внутреннего мира человека.

· Актуальность как проявление тесной связи с историческими процессами, общественной жизнью, духовными исканиями современников.

· Художественное постижение национального характера, отражение особенностей национальной картины мира.

· Репрезентативность данного произведения для творчества автора, для историко-литературного процесса.

· Жизнь произведения в других видах искусства, в научных, критико-публицистических интерпретациях, присутствие в национальной (или мировой) культурной памяти, в общественном сознании.

· Плодотворная научная и методическая традиция изучения произведения.

· Соответствие произведения определенному этапу литературного развития читателя-школьника.

 

Требования к содержательной части образовательных программ по литературе (Примерной образовательной программы, авторских программ, рабочих программ учителя)

· В программе обучения должны быть представлены все этапы развития отечественной словесности: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII, XIX, XX, XXI веков;

· Программа должна содержать также образцы литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора, произведений зарубежной классической литературы;

· В содержании образования должны преобладать произведения классической литературы (при разработке тематического планирования на её освоение должно быть отведено не менее 75 % учебного времени);

· Программа может включать произведения современных писателей (отбор материала должен осуществляться на основе широкого общественного обсуждения, с учетом опыта методического освоения этих произведений);

· Построение курса изучения литературы может осуществляться на основе разных подходов: жанрового, тематического, проблемного, хронологического и их сочетания;

· Обязательным является линейное строение курса обучения на заключительном этапе школьного литературного образования, что позволяет обобщить и систематизировать знания учеников на историко-литературной основе, дать научно обоснованную картину литературного процесса (отсутствие линейной, хронологической основы в освоении литературы противоречит принципу научности, историзма, разрушает системность обучения);

· Допустимы варианты построения курса на историко-литературной основе. Сохраняет свое значение традиционный вариант трехгодичного курса (9-11 классы), при котором ХХ век изучается в выпускном классе. Возможен также вариант четырехлетнего курса (8-11 классы), помогающий разгрузить материал старших классов для изучения современной литературы в 11 классе. Основы историко-литературного построения курса могут быть заложены и с 7 класса (при условии учета возрастных возможностей учеников). Подобные варианты расширения историко-литературного курса вызваны объективной необходимостью: во-первых, постепенным увеличением литературного материала, во-вторых, задачей сближения и координации курса литературы с курсом истории России.

 

Основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста, поскольку речь идет о художественных произведениях, одним из важнейших признаков которых является эстетическая целостность. В большинстве случаев недопустимо пропускать эпизоды и фрагменты, которые на первый взгляд могут показаться неважными или «затянутыми»; исключен краткий пересказ сюжета как способ первичного предъявления текста. Некоторые произведения в силу их специфики можно изучать по фрагменту (по возможности завершенной части – главе и т.п.). Некоторые произведения (например, древнерусской литературы), трудные для чтения и восприятия современных школьников, должны изучаться в переложении. Тем не менее, они являются предметом обязательного, а не рекомендованного изучения, поскольку их отсутствие в программе серьезно затруднит создание целостной картины развития литературы.

Представленные в Концепции перечни должны использоваться для составления образовательных программ (Примерной, авторских и рабочих) по литературе как для базового, так и для углубленного изучения курса. Произведения, названные в перечне безальтернативно, могут быть включены в кодификатор государственной итоговой аттестации по предмету.

В рамках Концепции невозможно жестко регламентировать распределение дидактических единиц по годам обучения, так как подобная унификация противоречит принципу вариативности образования. Распределение дидактических единиц по этапам обучения должно быть выполнено в Примерной образовательной программе. Определить конкретный порядок освоения литературных произведений должен автор Программы, в соответствии с предложенной им логикой курса. Иначе невозможен системный характер обучения.

 

В Приложении 2 обязательное содержание литературного образования фиксируется в двух перечнях:

· Перечень произведений, обязательных для изучения в 5-11 классах;

· Перечень литературоведческих терминов и понятий.

 

 

Для полноценного освоения содержания предмета «Литература» необходимо следующее количество учебных часов в неделю: 5-7 классы – 3 часа; 8-11 – 4 часа; 10-11 (углубленный уровень) – 5 часов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)