Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Списки основной и дополнительной литературы

Поиск

2.1 Курсовые работы по дисциплине

«Экономическая теория»

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание сту­дентами курсовых работ по экономической теории, которые являются важным зве­ном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубо­ком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному спе­циалисту в его трудовой деятельности.

Для того, чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым тре­бованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические зна­ния по общей экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе и финансово-кредитных учреждений.

При написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

• изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

• знать постановления правительства, решения сессий парламента и указы Прези­дента Российской Федерации по экономическим проблемам;

• ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической пе­чати и статистических сборниках;

• изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономи­ки», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономиче­ская школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Вестник Московского университета», «Экономист», в еженедельнике «Экономика и жизнь», «Вестник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов» и др.

Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функци­онирующего рынка пока у нас нет. Переход к рыночной экономике находится в ди­намике. Следовательно, возникает потребность обращения к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. От­сюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, час­то устаревших статей, брошюр и книг. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допуска­ет посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, при­водит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важней­ших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Как пока­зывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко при­водят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные изда­ния словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, политико-экономические и философские энциклопедии.

При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и ту же тему только один студент.

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необхо­димой литературы, подобрать ее и изучить.Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликован­ных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изу­чения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука — наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно раз­вивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концеп­циями.

При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статис­тических данных и т. п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных лист­ках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному воп­росу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно про­думанный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План — это основа работы, и от того, как он со­ставлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. В качестве примера можно привести план работы по теме курсовой работы “Налоговая система Российской Федерации: сущность, функции, динамика” (см. приложение).

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фак­тические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопро­сов темы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ, статис­тические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и со­ответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно при­ступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, ана­лизировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

• данные следует приводить к абсолютным (млн, руб., т, м, шт.) или относительным
(%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

• для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести
не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса.
Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за
несколько месяцев, а лучше за ряд лет;

• для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и
графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содер­жания того вопроса, которые они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсо­вой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

 

Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»

1. «Провалы рынка» и благосостояние в современной трансформируемой экономике.

2. Альтернативные издержки и проблема общественного выбора.

3. Американская модель экономического развития.

4. Баланс народного хозяйствования и система национальных счетов.

5. Банковская система и регулирование рынка.

6. Бюджетный дефицит и государственный долг.

7. ВВП и чистое экономическое благосостояние.

8. Вывоз капитала и его особенности на современном этапе.

9. Государственная и муниципальная формы собственности.

10. Государственное регулирование распределения доходов.

11. Государственный долг России.

12. Денежно-кредитная политика государства.

13. Деньги, и их покупательная способность в современной экономике.

14. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

15. Зависимость сбережений от параметров макроэкономической среды.

16. Занятость и рынок труда.

17. Западноевропейская модель экономического развития.

18. Значение теории эластичности.

19. Институциональные изменения переходной экономики.

20. Инструменты экономической политики государства.

21. Интеллектуальная собственность.

22.Инфляция как форма макроэкономической нестабильности.

23.Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.

24.Классификация потребностей, благ, ресурсов.

25.Конверсия военного производства: сущность, проблемы, последствия.

26.Концепции роли государства в рыночной экономике.

27.Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России.

28.Макроэкономические пропорции российской экономики.

29.Методы экономической теории.

30.Многообразие и противоречие интересов в современной экономике.

31.Модели предпринимательского поведения: классическая и инновационная.

32.Модели рыночной экономики.

33.Модель человека в экономической теории.

34.Модель экономического развития современной России.

35.Монопольная прибыль: сущность и источники.

36.Накопление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике.

37.Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние.

38.Национальное счетоводство как инструмент регулирования экономики.

39.Национальный доход и его распределение.

40.Неравенство и бедность.

41.Несовершенство рынка и необходимость его государственного регулирования.

42.Неценовая конкуренция и ее последствия.

43.Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства.

44.Ограниченность ресурсов и благ.

45.Опыт и направления приватизации в переходной экономике.

46.Опыт и проблемы антикризисного государственного регулирования в индустриально развитых странах.

47.Основные формы современной конкуренции.

48.Особенности переходной экономики России.

49.Отличительные черты современной рыночной экономики.

50.Платежный кризис как форма проявления общего кризиса экономики России.

51.Поведение фирмы в условиях монополии.

52.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

53.Потребность как материальная основа экономических интересов.

54.Предпринимательство и предпринимательский капитал.

55.Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт.

56.Причины и последствия внешнего государственного долга.

57.Процесс воспроизводства и его фазы.

58.Развитие конкурентной среды в России.

59.Различия трактовки издержек у классиков политэкономии и других экономических школ.

60.Реальные доходы и их динамика в современной России.

61.Рентные отношения в сельском хозяйстве.

62.Реформирование естественных монополий.

63.Реформирование отношений собственности в России.

64.Роль государства в перераспределении доходов.

65.Роль государства в рыночном преобразовании российской экономики.

66.Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве.

67.Рынок труда и трудовая миграция в России.

68.Сбережения населения и их влияние на уровень национального дохода.

69.Система отношений собственности в современной экономике

70.Система экономических интересов, мотивов и стимулов.

71.Собственность и многообразие ее форм.

72.Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек.

73.Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России.

74.Социально-ориентированное рыночное хозяйство.

75.Социально-экономические последствия либерализации экономики России.

76.Спрос, предложение и цена в рыночной экономике.

77.Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики.

78.Структура рыночной экономики.

79.Структура сбережений населения России.

80.Структурная перестройка национальной экономики 90-х гг. Неравномерность процессов по отдельным странам.

81.Структурные кризисы, их сущность и последствия.

82.Субъекты рынка и их характеристика.

83.Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.

84.Теоретические вопросы ценообразования на факторы производств.

85.Теории и модели экономического роста.

86.Теории макроэкономического равновесия.

87.Теория предельной полезности.

88.Теория трудовой стоимости.

89.Трактовка функций денег в различных экономических школах.

90.Трансакционные издержки и пути их снижения.

91.Транснациональный капитал и механизм его функционирования.

92.Уровень и качество жизни населения.

93.Факторы производства и факторные доходы.

94.Факторы, определяющие динамику инвестиций.

95.Фиаско, или провалы государственного регулирования.

96.Финансовая политика государства.

97.Фирма как субъект хозяйствования в условиях рынка.

98.Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.

99.Формирование доходов населения..

100.Формирование рынка земли в России.

101.Формирование рынка информационных услуг в переходной экономике России.

102.Формы собственности и формы хозяйствования.

103.Функции экономической теории.

104.Цикличность как форма развития рыночной экономики.

105.Частная собственность. Ее преимущества и недостатки. Тенденции и перспективы ее развития в России.

106.Эволюция взглядов на природу капитала.

107.Эволюция идей о предмете «Экономическая теория».

108.Экономика информации, неопределенности, риска.

109.Экономическая политика и экономические интересы.

110.Экономическая сущность прибыли.

111.Экономические законы как система.

112.Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства.

113.Экономические системы.

114.Экономические теории как отражение социально-экономического развития.

115.Экономические теории товара и денег.

116.Экономический рост и экономическое развитие.

117.Экономическое содержание и функции научно-технического прогресса.

118.Эластичность спроса и конкуренция производителей.

119.Этапы развития экономической теории как науки.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Экономическая теория: Учебник для студентов выс. учебных заведений /Под. Ред.В.Д.Камаева –10-е изд., перераб.и доп.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003-592 с.: ил.

2. Экономическая теория: Учебник.- Изд.испр.и доп./Под ред.акад.В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2004-672с.-(Высшее образование)

3. Экономика: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп./Под ред. доктора экономических наук проф. А.С.Булатова - М.: Экономистъ, 2004-896с.

4. Курс экономической теории: Учебник 5-е исправленное под редакцией проф. Чепурина М.Н., дополненное и перераб. изд.- Киров: «АСА», 2004-832 с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник 3-е изд., перераб. доп.-М.: Юрайт- Издат-во, 2004-399 с.

6. Курс экономики: Учебник/ Под. ред. Б.А.Райзберга.4-е изд., перераб.и доп.

Дополнительная:

1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник-М.: ИНФРА-М, 2003-672 с.-(серия «Высшее образование»)

2.Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» принятый Гос. Думой 10 октября 1997г., одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 г.// Человек и труд №2. 1998г., с. 9-10.

3.Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник (Перевед. с англ. под ред. Л.Л.Любимова.- М.: Аспект Пресс, 1995г.

4.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие- М.: «Изд-во «ПРИОР», Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 1999-528 с.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе –М: Дело ЛТД, 1994-720 с.

6.Макконел К.Р., Брю С.Л., Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах.: Перевод с англ. 11-го изд.-М.: Республика, 1992г.

7.Негиши Т. История экономической теории. Учебник/ Первед. С англ. Под. ред.Л.Л. Любимова и В.С. Автомова, -М.: АО «Аспект Пресс», 1995 г.

 

2.2 Курсовые работы по дисциплине

«Основы маркетинга»

 

Написанию работы следует придать определенную последовательность. Первоначально подготавливаются: введение, первая глава, вторая, иногда третья, заключение. После этого редактируется основная часть работы – главы и приложения к ним. Затем уточняется содержание введения и заключения. В последующем формируется список литературы, содержание, титульный лист.

Основная часть работы состоит из двух – трех глав. Каждая глава освещает отдельный аспект раскрываемой темы. Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем в деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем.

Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель, основные задачи работы, сформулировать практическую значимость работы, определить объект и предмет, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть ситуации, требующей решения. Цель – это идеальный образ, предвосхищающий результаты, конечный итог работы. Например, цель работы – разработать план рекламной кампании…..; или дать оценку конкурентоспособности продукции фирмы ….. и т.п. Исходя из развития цели определяются задачи работы. Это обычно делается в форме перечисления («проанализировать…», «разработать ….», «выработать …», «описать…» и т.п.). Заголовки глав и параграфов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы. Объект изучения – это лицо (лица), явление, процесс, фирма, поставщики, потребители, товары, рынки и т.п. Предмет изучения – конкретные свойства объекта, которые подлежат изучению. Например, предмет изучения – реакция потребителей на конкретные маркетинговые стимулы, или влияние новой упаковки на увеличение продаж и т.п. Описание направления реализации полученных выводов и предложений придает работе практическую значимость.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Первая глава посвящается теоретическим аспектам проблемы. В этой главе рассматриваются сущность, содержание, составные элементы изучаемого вопроса. Необходимо дать определения понятиям и терминам, используемых в работе, дать их интерпретацию и теоретическое обоснование. Целесообразно рассмотреть историю развития предмета изучения, анализ отечественного и зарубежного опыта. Эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы.

Во второй главе рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Необходимо раскрыть рассмотренные вопросы на примере конкретного рынка, предприятия, товара или группы товаров, сегмента потребителей и т.п. Для курсовой работы по дисциплине «Основы маркетинга» можно воспользоваться результатами конкретных исследований по товарам и рынкам, представленных в научной периодике или рассмотреть тему на примере наиболее известных студенту фирм и рынков. Здесь же, или в третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон деятельности, проблемные участки по которым были выявлены в практической части работы. Обоснованные выводы определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить…», «совершенствовать…» и т.д. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, планов. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы по существу изложенного материала. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом, …» или «итак, …», затем формулируется содержание самих выводов. Вывод в краткой форме должен содержать причину и следствие, выявленные в результате анализа. В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы.

Приведем пример структуры работы на тему «Конкурентоспособность предприятия розничной торговли (на примере магазина «Сандугач»):

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Теоретические подходы к конкурентоспособности предприятия

розничной торговли…………………………………………………………...6

1.1 Общая характеристика предприятий розничной торговли……..…6

1.2 Конкуренция и конкурентоспособность в маркетинговой

деятельности…………………………………………………………….….10

2. Маркетинг - эффективное средство повышения

конкурентоспособности торгового предприятия…………………..….13

2.1 Особенности использования методов маркетинга в розничной

торговле…………………………………………………………………..…..13

2.2 Анализ деятельности конкурентов розничного предприятия на

примере магазина «Сандугач»…………………………………….…….16

2.3. Разработка комплекса маркетинга розничного торгового

предприятия…………………………………………… ………………...20

Заключение……………………………………………… ………………….. 27

Список использованной литературы ………………………………………..29

Приложение………………………………………………………………………31

 

Раскрывая данную тему, прежде всего, необходимо дать характеристику предприятий розничной торговли; раскрыть понятие конкурентоспособности торгового предприятия и факторов, определяющих конкурентоспособность. Рассмотреть мероприятия маркетинговой деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность и т д. Во второй главе необходимо определить место предприятия на рынке в окружении конкурирующих фирм. Поэтому необходим анализ деятельности предприятий-конкурентов. На примере конкретного предприятия продемонстрируем использование маркетинговых стимулов и методов для воздействия на рынок и обеспечение конкурентоспособности розничного торгового предприятия. Завершает курсовую работу заключение – подведение итогов всей работы. Очень важно, чтобы на все вопросы, сформулированные в введении, были даны ответы в заключении работы.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга»

1. Система маркетинга в управлении фирмой.

2. Маркетинг промышленных товаров (на конкретном примере).

3. Маркетинг потребительских товаров (на конкретном примере).

4. Роль НИОКР в создании нового товара.

5. Создание нового товара и маркетинговая деятельность.

6. Конкурентоспособность товара и маркетинг.

7. Комплексное исследование рынка (на примере конкретного рынка).

8. Мотивационный анализ поведения покупателей.

9. Сегментация рынка (на конкретном примере).

10. Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов.

11. Оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы в маркетинговой деятельности.

12. Методы рыночного тестирования нового товара.

13. Разработка рыночной стратегии по конкретному товару.

14. Разработка программы маркетинга по конкретному товару.

15. Формирование ценовой политики в отношении конкретного товара.

16. Разработка сбытовой политики в отношении конкретного товара.

17. Разработка политики товародвижения в маркетинговой деятельности.

18. Разработка сервисной политики в отношении конкретного товара.

19. Планирование рекламной кампании в отношении конкретного товара и оценка ее эффективности.

20. Разработка политики в области формирования спроса и стимулирования сбыта.

21. Организация маркетинговой деятельности фирмы.

22. Маркетинг услуг (на примере услуг образования, здравоохранения, досуга и культуры).

23. Международный маркетинг.

24. Управление качеством товаров и маркетинг.

25. Особенности маркетинговой деятельности фирмы на рынке конкретной страны (страна - по выбору студента).

26. Реклама в маркетинговой практике.

27. Личные продажи как способ продвижения товара на рынок.

28. Наступательные и оборонительные маркетинговые стратегии.

29. Ценовые стратегии в практике маркетинговой деятельности фирмы.

30. Методы полевых исследований в маркетинге (на примере конкретного предприятия с составлением опросного листа).

31. Анализ возможностей фирмы при выборе целевого рынка (на конкретном примере).

32. Анализ конкурентоспособности товара при выборе целевого рынка (на конкретном примере).

33. Торговые марки (товарные знаки и их роль в коммуникационной политике).

34. Public relations (PR) в коммуникационной политике.

35. Анализ телевизионной рекламы продукции отечественных или зарубежных фирм.

36. Разработка оптимального ассортимента в товарной политике фирмы.

37. Маркетинговая деятельность российской фирмы (по выбору студента).

38. Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы.

39. Анализ макро- и микросреды и его значение в принятии маркетинговых решений.

40. Организация и проведение маркетинговых исследований на потребительском рынке.

41. Сегментирование и выбор целевых рынков (на конкретном примере).

42. Позиционирование в достижении конкурентных преимуществ (на конкретном примере).

43. Брендинг: становление и особенности в России.

44. Инфраструктура маркетинга: проблемы и перспективы.

45. Имидж и корпоративная культура фирмы.

46. Правовое регулирование маркетинговой деятельности.

47. Маркетинг в некоммерческой сфере.

48. Маркетинг в спорте, шоу бизнесе, сфере искусства и т.п. (по выбору).

49. Маркетинг средств массовой информации.

50. Маркетинг территорий.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

2.Андреева О.Д., Андреев А.В. Самоучитель по маркетингу. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

3.Котлер Ф., Армстронг Г.,Сондерс Д.,Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ. изд.- М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1999.

4.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под. ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

5.Маркетинг: Учебник для вузов. / Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - М.: ОАО “Изд-во “Экономика”, 1999.

Дополнительная:

1.Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

2.Маркетинг: Учебник-практикум / Ващекин Н.П., Парамонова Т.Н. и др. Под. ред.Н.П. Ващекина.- М.: Информационно-издательский центр “Информ-Знание”, 2003.

3.Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2000.

4.Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов.- Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”.- 2000.

Периодические издания: «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования» и др.

2.3 Курсовые работы по дисциплине

«Экономика предприятия»

Наряду с соблюдением основных требований к написанию теоретической части, спецификой написания практической части курсовой работы по предмету «Экономика предприятия» является составление бизнес-плана, который характеризует практическую деятельность предприятия и дает возможность студенту в полном объеме изучить основные экономические показатели деятельности фирмы в реальных рыночных условиях.

Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Бизнес-план - это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом управленческий аппарат данной компании намерен использовать эти возможности.

1. Первым разделом бизнес-плана является его краткое содержание. Цель первого раздела - дать сжатый, короткий (1-2 страницы) обзор делового предложения, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению документа.. Как правило, в этом разделе должно быть четко сказано, какая возможность для бизнеса открывается, в чем его привлекательность, кто будет во главе этого нового бизнеса и каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок и каковы имеющиеся здесь перспективы и т.п. Обычно данный раздел плана готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами, и тогда одно - два предложения из каждого раздела, несколько наиболее ярких цифр повторяются в кратком содержании бизнес-плана. Всего можно выделить следующие позиции данного раздела плана:

Цели в бизнесе. Здесь следует описать, каким бизнесом вы собираетесь заниматься. Обязательно указывается, каким образом продукт или услуга будут способствовать удовлетворению клиентов. Коротко представляется информация о технологии, торговых секретах или уникальных характеристиках, которые позволят достичь лидерства в выбранной области деятельности. Возможности для бизнеса и стратегия их реализации. Коротко описывается, какие возможности для бизнеса существуют, каким образом их можно использовать, представляется планируемая стратегия выхода на рынок. Эта информация может быть представлена как перечень ключевых фактов, условий, слабых мест в действиях конкурентов (таких, как инертность, плохой сервис и т.п.), тенденций в развитии отрасли и других доводов в пользу имеющихся возможностей для налаживания бизнеса.

Намечаемые рынки сбыта и прогноз. Кратко описывается отрасль и рынок сбыта, выделяется круг лиц, являющихся основными потребителями, предлагается способ подачи товара потребителям. В данный раздел включается информация о структуре рынка, размере и темпах роста сегментов рынка, которые должен заполнить предлагаемый бизнес, оценка объема продаж в натуральном и стоимостном выражениях, предполагаемая доля рынка, период окупаемости затрат и ценовую стратегию (включая объяснение, на что будет делаться упор _ на доступную цену, высокое качество или уникальность свойств);

Конкурентные преимущества. Необходимо рассмотреть, насколько значительно конкурентное преимущество, которое создает предлагаемый проект, как результат новаторского продукта, услуги и стратегии, лидерства по времени поставки, слабости конкурентов и других условий данной отрасли;

Прогнозируемые финансовые результаты. Обобщается экономическая и финансовая стороны деятельности (например, валовая чистая прибыль, долгосрочность прибыльности бизнеса); время, необходимое для достижения равенства доходов и расходов, а также устойчивого потока наличных средств; ожидаемую рентабельность и т.п.

Требуемая сумма инвестиций. В конце указывается денежная оценка необходимого финансирования, каким образом капитал будет потрачен, в какой форме партнер (или кредитор) получит желаемую отдачу от вложенных средств.

2. Отрасль, создаваемая компания и ее продукт или услуга. В данном разделе необходимо описать создаваемую компанию, ее продукты или услуги во взаимодействии с существующей отраслью. То есть необходимо представить информацию как о самой компании, ее продуктах или услугах, их достоинствах и преимуществах, так и о других производителях подобных товаров и услуг, дать описание того, как вы собираетесь выходить на рынок и наращивать объемы реализации своей продукции:

Описание отрасли. Следует дать картину современного состояния и перспективы развития отрасли промышленности, в которой будет оперировать предлагаемый проект. Необходимо рассмотреть ее структуру. Коротко описать емкость рынка сбыта, тенденции его роста и основных конкурентов. Причем все оценки должны быть как можно более конкретны. Дается оценка вероятности появления новых потребителей вашего продукта, законов и инструкций, конкурентов или, наоборот, исчезновения последних, короче говоря, любых других тенденций и факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на бизнес;

3. Исследования и анализ рынка. Из-за особой важности анализа рынка и сильной зависимости других частей плана от этой информации, предлагается начать подготовку бизнес-плана с этого раздела. Необходимо, чтобы информация в этой секции подкрепляла утверждение о том, что предприятие сможет рассчитывать на существенный рынок в быстро развивающейся отрасли в условиях конкуренции. Этот раздел бизнес-плана является наиболее трудным, но и одним из наиболее важных. Другие разделы зависят от анализа рынка, представленного здесь. Например, предсказываемый уровень продаж прямо влияет на такие разделы, как размер производства, план маркетинга, величину кредита или инвестиций зарубежного партнера в предприятие, которая будет необходима для его нормального функционирования.

Необходимо рассмотреть следующее:

Потребители продукта или услуги. Необходимо определить, кто является потребителем предлагаемых продуктов/услуг или кто может стать им в будущем. При этом потенциальные потребители должны быть классифицированы по относительно однородным группам в соответствии с общими идентифицированными характеристиками (например, на основе сегментов рынка). Так, детали автомобиля могут покупать его производители и ремонтники. Соответственно речь должна идти об этих двух сегментах рынка. Необходимо показать, кто и где является основным покупателем товара в каждом сегменте. Нужно показать, легко ли выйти на потребителей, как они будут покупать (через оптовиков, в розницу, через биржу и т.п.), кто именно принимает решение о покупке в их организациях и сколько на это уходит времени. Описываются особенности процесса покупки покупателями, включая то, что является для них главным при покупке (цена, качество, время поставки, послепродажное обслуживание, личные контакты или политическое давление) и почему потребители могут изменить своим традиционным продавцам. Приводятся любые заказы на продукт, контакты или письменные обязательства, которые уже есть на руках. Это наиболее сильная информация для привлечения кредитора или партнера для предприятия. Также необходимо перечислить всех потенциальных потребителей, уже выразивших заинтересованность в продукте/услуге, и объяснить почему продукт их заинтересовал; назвать также потенциальных пот



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.017 с.)