Русский язык как учебный предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык как учебный предмет



Проект

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

 

 


Преамбула

Научные основы филологического образования (русский язык и литература)

Русский язык как учебный предмет

Цели и задачи изучения русского языка в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения русского языка в школах с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических классах

 

Литература как учебный предмет

Цели и задачи изучения литературы в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения литературы в школах с параллельным изучением родной литературы и в полиэтнических классах

Программа реализации Концепции и меры государственной поддержки филологического образования

Приложение 1. Содержательное наполнение курса русского языка с 5 по 11 классы

Приложение 2. Содержательное наполнение курса литературы с 5 по 11 классы


Преамбула

Концепция школьного филологического образования (далее – Концепция) определяет подходы к изучению русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Концепция содержит характеристику школьного филологического образования в России, указывает на основные проблемы его развития и предлагает пути совершенствования изучения русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства, а также в свете культурно-исторической перспективы.

Разработка Концепции рассматривается как необходимый этап реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации в соответствии со спецификой определенной образовательной области и с учетом научно-методических традиций.

Являясь самостоятельным научно-методическим документом, Концепция выполняет также функцию связующего звена в системе научно-методической документации, создает фундамент для разработки Примерных образовательных программ по литературе и русскому языку и гарантирует их научную и педагогическую обоснованность. Она описывает методологические подходы к изучению русского языка и литературы в школе, устанавливает требования к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного общего и среднего общего образования, включая перечень обязательных для изучения дидактических единиц (авторов и их произведений, разделов науки о языке, понятий и терминов и т.д.), обеспечивает преемственность этапов филологического образования, а также предлагает способы решения ряда спорных вопросов организации обучения.

Концепция призвана способствовать сохранению целостности образовательного пространства Российской Федерации, служить защитой от антипедагогических и научно необоснованных экспериментов и волюнтаризма в системе школьного образования.

Концепция должна стать ориентиром для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, авторов учебно-методических комплектов и учебных пособий. Ее реализация позволит скоординировать профессиональные усилия ученых-филологов, издателей, методистов и учителей-предметников для повышения качества школьного филологического образования.

В перспективе Концепция вместе с аналогичными разработками в других образовательных областях, выражающими согласованную позицию профессионального сообщества, может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины.

Безусловные научно-педагогические и ценностные приоритеты разработчиков Концепции, предопределившие её содержание, могут быть выражены в следующих положениях:

· понимание школы как важнейшего социального института, формирующего гражданина России, отказ от превращения системы школьного образования в «сферу услуг», а школы – в «сервисную организацию», недопустимость сведения ее основной цели к формированию «квалифицированного потребителя», имеющего свою стоимость на мировом рынке труда;

· необходимость разумного баланса плодотворных национальных традиций в сфере образования и педагогического новаторства;

· безусловная ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры, как фундамента для дальнейшего непрерывного образования;

· обязательность единого «ядра» содержания образования в изучении русского языка и литературы как условие сохранения культурно-образовательного единства России;

· необходимость сохранения вариативности в обучении, недопустимость прямолинейной унификации методов и приемов в педагогическом процессе;

· признание самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с учетом их традиционной взаимной связи;

· неоспоримость благотворного духовно-нравственного воздействия классической литературы на формирующуюся личность школьника при изучении художественных произведений в единстве их этического богатства и эстетического своеобразия;

· необходимость сближения и координации школьных курсов истории и литературы при сохранении специфической методологии и содержания каждого из предметов;

· необходимость ценностно-смыслового восприятия русского языка как воплощения национальных идеалов и представлений о мире;

· недопустимость господства прагматического представления о чтении только как о процессе усвоения и переработки текстовой информации;

· недопустимость игнорирования диалогической и ценностно-смысловой природы чтения художественной литературы, подмены труда и творчества читателя информационными стратегиями;

· необходимость развития читательской культуры на основе национальных традиций с учетом мирового опыта;

· необходимость увеличения количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы в федеральном компоненте БУП как первичное (хотя и недостаточное) условие решения актуальных проблем школьного филологического образования;

· необходимость учета при организации обучения русскому языку и литературе национально-культурной и языковой специфики учащихся, для которых русский язык не является родным.


Научные основы филологического образования

(русский язык и литература)

Предметной областью филологического образования является филология – комплекс наук, обращенных к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению).

Филология, по мысли С.С. Аверинцева, «содружество гуманитарных дисциплин… выясняющих сущность духовной культуры человечества» через обращение к языку, письменному тексту. Традиционно закрепилось представление о том, что филологическое образование зиждется на интересе к слову как единице языка в его различных функциональных проявлениях.

Филологическое образованиепредполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира, воплощенной в эталонных текстах классической литературы, к отечественной и мировой культуре.

Филологическое образование обладает особым культуротворческим потенциалом, формирует ментальность носителя языка, национально-культурную идентичность, создает условия для личностного развития, духовно-нравственного совершенствования учеников и педагогов.

В широком смысле под филологическим образованием понимается вся деятельность участников образовательного процесса, направленная на овладение языком и приобщение к художественной литературе. Предлагаемая Концепция обращена к проблемам центральной – обязательной для всех – части филологического образования, реализуемой в учебных предметах «Русский язык» и «Литература» основной и средней школы.

Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть всеми возможностями родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации. Учащиеся, для которых русский язык не является родным, в процессе его изучения получают возможность приобщиться к истории и культуре своей «большой» родины.

Несмотря на то, что владение родным языком на бытовом уровне и частичное приобщение к национальному фольклору и литературе достигается естественным образом в результате пребывания в национальной культурной среде, обеспечить высокий уровень речевой и читательской культуры личности может только специальное изучение родного языка и освоение истории родной литературы на научной основе. Поэтому филология как образовательная область является исторически сложившейся необходимой частью обязательного общего образования в школах России.

Отечественное филологическое образование имеет прочную научную основу, сформированную не одним поколением ученых-лингвистов, литературоведов, чьи исследования обращены к языку и словесному тексту как выразителям культурного сознания нации.

Являясь методологической базой для школьных курсов русского языка и литературы, литературоведение и лингвистика определяют содержательное наполнение данных учебных дисциплин, а также дают необходимый научный инструментарий для их успешного усвоения учащимися. На этой основе сформировались и продолжают совершенствоваться предметные методики, вооружающие учителя-словесника необходимыми научно-теоретическими и практическими моделями обучения русскому языку и литературе в реальной педагогической практике. Методическая наука тесно взаимодействует с психологией и педагогикой, философией и эстетикой, культурологией и социологией, что соответствует специфике учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» и определяет характер межпредметных связей в процессе их изучения. При этом каждый из названных предметов опирается на соответствующие методические традиции и достижения научных школ.

Как и в любом предмете, основополагающими качествами полноценного изучения русского языка и литературы являются научность (достоверность и обоснованность положений, системность и упорядоченность знаний, проблематизация информации и ее поиска) и историзм, предполагающий рассмотрение явлений в исторической динамике – становлении, развитии, изменении.

Важнейшим основанием изучения русского языка и литературы является герменевтический подход, нацеливающий на понимание явлений языка и литературы, активизацию интеллектуального и духовного опыта в ходе интерпретации, учет ценностей и свободного выбора личности в процессе творческого овладения предметом.

Особое место в современном изучении и преподавании предметов занимает культурно-антропологический подход. Он предполагает осмысление роли носителей языка, субъектов речевой деятельности, понимание значимости индивидуально-личностных качеств носителей языка, роли учёных-филологов, писателей, критиков и других участников литературного процесса, осознание их вклада в сокровищницу русской и мировой культуры, требует внимания к высоким образцам человеческого служения Отечеству, творчеству и свободе, истине и справедливости.

 

Методологической основой изучения русского языка и литературы как учебных предметов в школе являются также положения общей дидактики, педагогики, возрастной психологии, определяющие современные требования к организации образовательного процесса в школе, характеру педагогического взаимодействия его участников. Обучение должно строиться на основе когнитивного и коммуникативно-деятельностного подходов, отличаться психо-физиологической сообразностью содержания, методов, приемов и форм обучения. Педагогическая направленность процесса изучения русского языка и литературы в школе прежде всего проявляется в личностно-ориентированном характере обучения: учете индивидуальности эстетического восприятия произведений искусства, максимальной опоре на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения литературы; учёте индивидуальных (в том числе и творческих) способностей при формировании языковой личности школьника, уважении к личности ученика, гуманизации учебного процесса в целом.

 

Методологические основы изучения русского языка обусловлены его определяющей ролью в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, формировании ее национального самосознания, мировоззрения, гражданской позиции и раскрытии духовного потенциала.

Изучение русского языка в школе основывается на достижениях современного языкознания и исторически сложившихся методах лингвистических исследований: структурно-семантическом, сравнительно-историческом, культурно-историческом, структурно-типологическом, семиотическом и базируется на общепризнанных в современной науке положениях.

· Изучение русского языка как сложной многоуровневой системы.

· Признание знаково-информационной природы языка, принципа обучения русскому языку как полифункциональному явлению и опора на коммуникативную функцию языка как важнейшую, выявление её роли в формировании социально-культурных и личностных качеств учащегося.

· Опора на представление о тексте как важнейшей категории лингвистики и одновременно инструмента обучения, как целостной единицы языка, речи и культуры.

· Разграничение языка как социального явления и речи как индивидуального, каждый раз нового употребления языка.

· Понимание нормативности как важного свойства развитого литературного языка.

· Понимание русского языка как развивающейся системы (синхронический и диахронический подходы в их взаимодействии).

 

Методологические основы изучения литературы обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения.

Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет специфику школьного предмета. Изучение литературы предполагает обращение к литературоведению как науке (история, теория литературы) и предполагает творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением как феноменом образного словесного постижения и преобразования мира. При этом эстетическое воздействие предполагает высокую меру воспитательного личностного влияния, реализацию познавательного, коммуникативного потенциала предмета.

Научную основу изучения литературы в школе составляют авторитетные литературоведческие исследования, опирающиеся на традиционные (структурно-типологический, историко-культурный, биографический и др.) и новые методы филологической науки.

· Изучение литературы на основе первичного эмоционального восприятия прочитанного произведения, дальнейшего развития, осмысления, уточнения и обогащения данного восприятия.

· Постижение произведения в единстве формы и содержания, «языка» (в широком понимании) и смысла, «приемов» и «материала».

· Толкование художественного образа как субъективной (авторско-читательской) версии реальности, эстетического представления о мире, формы его эмоционально-интеллектуального постижения.

· Понимание знаково-символической словесной природы образа (и литературы вообще), возможности неоднозначного толкования, поиска новых смыслов художественного высказывания и в то же время осознание необходимости корректной интерпретации образа, соотносимой с авторской позицией.

· Изучение литературного процесса на историко-хронологической основе, с учетом принципиального многообразия культурных, социально-исторических и эстетических факторов, традиций и новаций, воздействующих на развитие словесного искусства; осмысление сложной взаимосвязи литературы и истории, наряду с пониманием нелинейной, самоценной и своеобразной эволюции литературы.

· Освоение в ходе изучения литературы духовного опыта человечества и отечественных нравственно-религиозных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных систем и традиций.

· Обращение к историко-функциональному аспекту, проблемам бытия литературы во времени, в читательском восприятии. Внимание к литературной критике и публицистике, литературным спорам, к оценкам и переоценкам произведений/авторов в кино и театральном искусстве, в живописи и музыке, в массовом сознании.


 

Общие сведения о языке

Язык как средство общения. Язык и речь. Язык и культура.

Сведения о вкладе в развитие лингвистики русских и зарубежных ученых-языковедов. Культура работы со словарями и справочниками.

Слово, фразеологизм и текст как феномены русской культуры.

Фонетика, графика, орфоэпия

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Русский алфавит, его история. Орфограмма. Фонетические процессы. Фонетическая транскрипция и разбор. Смыслоразличительная функция звуков. Правописание слов, регламентированных фонетическим принципом русской орфографии. Звукопись. Орфоэпия.

Морфемика и словообразование

Морфема. Правописание слов, регламентированных морфемным принципом русской орфографии. Морфемный анализ. Смыслоразличительная функция морфемы.

Словообразовательный анализ слова. Способы словообразования. Этимологический анализ слова. Правописание слов, регламентированных историческим (традиционным) принципом русской орфографии.

Лексика и фразеология

Омонимия, синонимия, антонимия. Тематические группы слов. Многозначность. Правописание слов, регламентированных смысловым (дифференцирующим) принципом русской орфографии.

Лексический состав русского языка. Неологизмы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Фразеологизм, его структура, значение и происхождение. Особенности их употребления в устной и письменной речи.

Морфология

Словоформа и её грамматическое значение. Система частей речи.

Правописание слов, регламентированных морфологическим принципом русской орфографии.

Имя существительное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен существительных в устной и письменной речи.

Имя прилагательное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи.

Имя числительное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен числительных в устной и письменной речи.

Местоимение и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление местоимений в устной и письменной речи.

Глагол и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление глаголов в устной и письменной речи.

Причастие и деепричастие. Их грамматические признаки. Употребление причастий и деепричастий в устной и письменной речи.

Наречия и слова категории состояния. Их лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление наречий и слов категории состояния в устной и письменной речи.

Служебные части речи. Их лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление служебных частей речи в устной и письменной речи.

Синтаксис

Принципы русской пунктуации.

Грамматическая основа предложения. Способы выражения членов предложения.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Роль словосочетаний в создании связного текста.

Простое неосложнённое предложение. Актуальное членение предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление простых неосложненных предложений в устной и письменной речи.

Простое осложнённое предложение. Виды осложнений. Роль осложняющих конструкций в устной и письменной речи. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Употребление простых осложненных предложений в устной и письменной речи.

Сложное предложение. Структура сложного предложения. Типы связи частей сложного предложения. Равноправие частей сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Неравноправие частей сложноподчиненного предложения и знаки препинания в них. Виды придаточных. Взаимоотношения частей бессоюзного сложного предложения и знаки препинания в них. Структура предложений с разными видами связи и знаки препинания в них. Сложное синтаксическое целое, особенности его структуры и смысловые отношения между частями. Период. Употребление сложных предложений в устной и письменной речи.

Синтаксические конструкции с чужой речью. Постановка в них знаков препинания.

Особенности их употребления в устной и письменной речи.

Литература как учебный предмет

Учебный предмет «Литература», обращенный к эмоциональной, интеллектуальной, творческой, художественной, ценностно-мировоззренческой и духовно-нравственной сферам личности школьника, способствует формированию у подрастающего поколения качеств, необходимых для полноценной жизни в социуме, ориентации в культурном и информационном пространстве прошлого и современности. В процессе изучения литературы учащиеся накапливают необходимый эстетический и нравственный опыт познания действительности и в то же время формируют свою читательскую культуру, овладевают научным инструментарием и совершенствуют свое владение русским языком. Связи литературы с историей, лингвистикой, культурологией и другими областями знаний делают процесс изучения литературы универсальным (и уникальным) способом познания действительности как целостной, взаимосвязанной системы, меняющейся во времени.

При освоении литературы как учебной дисциплины необходимо соблюдать баланс между обязательным знанием законов литературного творчества, истории литературы и «чтением с увлечением», апеллирующим к индивидуальному вкусу, эмоциональной отзывчивости, эстетическому созерцанию и читательскому опыту школьника, реализующему нравственно-воспитательный потенциал предмета.

Наличие предмета «Литература» в обязательном перечне предметов общего образования составляет одну из самых заметных, очевидных особенностей национальной системы образования в России, обеспечивает уникальность этой системы и является проверенным средством воспитания гражданина, формирования национальной идентичности важнейшим фактором культурно-исторического единства России. Этот особый статус литературы должен быть законодательно закреплен (и защищен) на всех ступенях школьного образования.

 

Проект

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

 

 


Преамбула

Научные основы филологического образования (русский язык и литература)

Русский язык как учебный предмет

Цели и задачи изучения русского языка в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения русского языка в школах с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических классах

 

Литература как учебный предмет

Цели и задачи изучения литературы в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения литературы в школах с параллельным изучением родной литературы и в полиэтнических классах

Программа реализации Концепции и меры государственной поддержки филологического образования

Приложение 1. Содержательное наполнение курса русского языка с 5 по 11 классы

Приложение 2. Содержательное наполнение курса литературы с 5 по 11 классы


Преамбула

Концепция школьного филологического образования (далее – Концепция) определяет подходы к изучению русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Концепция содержит характеристику школьного филологического образования в России, указывает на основные проблемы его развития и предлагает пути совершенствования изучения русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства, а также в свете культурно-исторической перспективы.

Разработка Концепции рассматривается как необходимый этап реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации в соответствии со спецификой определенной образовательной области и с учетом научно-методических традиций.

Являясь самостоятельным научно-методическим документом, Концепция выполняет также функцию связующего звена в системе научно-методической документации, создает фундамент для разработки Примерных образовательных программ по литературе и русскому языку и гарантирует их научную и педагогическую обоснованность. Она описывает методологические подходы к изучению русского языка и литературы в школе, устанавливает требования к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного общего и среднего общего образования, включая перечень обязательных для изучения дидактических единиц (авторов и их произведений, разделов науки о языке, понятий и терминов и т.д.), обеспечивает преемственность этапов филологического образования, а также предлагает способы решения ряда спорных вопросов организации обучения.

Концепция призвана способствовать сохранению целостности образовательного пространства Российской Федерации, служить защитой от антипедагогических и научно необоснованных экспериментов и волюнтаризма в системе школьного образования.

Концепция должна стать ориентиром для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, авторов учебно-методических комплектов и учебных пособий. Ее реализация позволит скоординировать профессиональные усилия ученых-филологов, издателей, методистов и учителей-предметников для повышения качества школьного филологического образования.

В перспективе Концепция вместе с аналогичными разработками в других образовательных областях, выражающими согласованную позицию профессионального сообщества, может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины.

Безусловные научно-педагогические и ценностные приоритеты разработчиков Концепции, предопределившие её содержание, могут быть выражены в следующих положениях:

· понимание школы как важнейшего социального института, формирующего гражданина России, отказ от превращения системы школьного образования в «сферу услуг», а школы – в «сервисную организацию», недопустимость сведения ее основной цели к формированию «квалифицированного потребителя», имеющего свою стоимость на мировом рынке труда;

· необходимость разумного баланса плодотворных национальных традиций в сфере образования и педагогического новаторства;

· безусловная ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры, как фундамента для дальнейшего непрерывного образования;

· обязательность единого «ядра» содержания образования в изучении русского языка и литературы как условие сохранения культурно-образовательного единства России;

· необходимость сохранения вариативности в обучении, недопустимость прямолинейной унификации методов и приемов в педагогическом процессе;

· признание самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с учетом их традиционной взаимной связи;

· неоспоримость благотворного духовно-нравственного воздействия классической литературы на формирующуюся личность школьника при изучении художественных произведений в единстве их этического богатства и эстетического своеобразия;

· необходимость сближения и координации школьных курсов истории и литературы при сохранении специфической методологии и содержания каждого из предметов;

· необходимость ценностно-смыслового восприятия русского языка как воплощения национальных идеалов и представлений о мире;

· недопустимость господства прагматического представления о чтении только как о процессе усвоения и переработки текстовой информации;

· недопустимость игнорирования диалогической и ценностно-смысловой природы чтения художественной литературы, подмены труда и творчества читателя информационными стратегиями;

· необходимость развития читательской культуры на основе национальных традиций с учетом мирового опыта;

· необходимость увеличения количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы в федеральном компоненте БУП как первичное (хотя и недостаточное) условие решения актуальных проблем школьного филологического образования;

· необходимость учета при организации обучения русскому языку и литературе национально-культурной и языковой специфики учащихся, для которых русский язык не является родным.


Научные основы филологического образования

(русский язык и литература)

Предметной областью филологического образования является филология – комплекс наук, обращенных к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению).

Филология, по мысли С.С. Аверинцева, «содружество гуманитарных дисциплин… выясняющих сущность духовной культуры человечества» через обращение к языку, письменному тексту. Традиционно закрепилось представление о том, что филологическое образование зиждется на интересе к слову как единице языка в его различных функциональных проявлениях.

Филологическое образованиепредполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира, воплощенной в эталонных текстах классической литературы, к отечественной и мировой культуре.

Филологическое образование обладает особым культуротворческим потенциалом, формирует ментальность носителя языка, национально-культурную идентичность, создает условия для личностного развития, духовно-нравственного совершенствования учеников и педагогов.

В широком смысле под филологическим образованием понимается вся деятельность участников образовательного процесса, направленная на овладение языком и приобщение к художественной литературе. Предлагаемая Концепция обращена к проблемам центральной – обязательной для всех – части филологического образования, реализуемой в учебных предметах «Русский язык» и «Литература» основной и средней школы.

Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть всеми возможностями родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации. Учащиеся, для которых русский язык не является родным, в процессе его изучения получают возможность приобщиться к истории и культуре своей «большой» родины.

Несмотря на то, что владение родным языком на бытовом уровне и частичное приобщение к национальному фольклору и литературе достигается естественным образом в результате пребывания в национальной культурной среде, обеспечить высокий уровень речевой и читательской культуры личности может только специальное изучение родного языка и освоение истории родной литературы на научной основе. Поэтому филология как образовательная область является исторически сложившейся необходимой частью обязательного общего образования в школах России.

Отечественное филологическое образование имеет прочную научную основу, сформированную не одним поколением ученых-лингвистов, литературоведов, чьи исследования обращены к языку и словесному тексту как выразителям культурного сознания нации.

Являясь методологической базой для школьных курсов русского языка и литературы, литературоведение и лингвистика определяют содержательное наполнение данных учебных дисциплин, а также дают необходимый научный инструментарий для их успешного усвоения учащимися. На этой основе сформировались и продолжают совершенствоваться предметные методики, вооружающие учителя-словесника необходимыми научно-теоретическими и практическими моделями обучения русскому языку и литературе в реальной педагогической практике. Методическая наука тесно взаимодействует с психологией и педагогикой, философией и эстетикой, культурологией и социологией, что соответствует специфике учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» и определяет характер межпредметных связей в процессе их изучения. При этом каждый из названных предметов опирается на соответствующие методические традиции и достижения научных школ.

Как и в любом предмете, основополагающими качествами полноценного изучения русского языка и литературы являются научность (достоверность и обоснованность положений, системность и упорядоченность знаний, проблематизация информации и ее поиска) и историзм, предполагающий рассмотрение явлений в исторической динамике – становлении, развитии, изменении.

Важнейшим основанием изучения русского языка и литературы является герменевтический подход, нацеливающий на понимание явлений языка и литературы, активизацию интеллектуального и духовного опыта в ходе интерпретации, учет ценностей и свободного выбора личности в процессе творческого овладения предметом.

Особое место в современном изучении и преподавании предметов занимает культурно-антропологический подход. Он предполагает осмысление роли носителей языка, субъектов речевой деятельности, понимание значимости индивидуально-личностных качеств носителей языка, роли учёных-филологов, писателей, критиков и других участников литературного процесса, осознание их вклада в сокровищницу русской и мировой культуры, требует внимания к высоким образцам человеческого служения Отечеству, творчеству и свободе, истине и справедливости.

 

Методологической основой изучения русского языка и литературы как учебных предметов в школе являются также положения общей дидактики, педагогики, возрастной психологии, определяющие современные требования к организации образовательного процесса в школе, характеру педагогического взаимодействия его участников. Обучение должно строиться на основе когнитивного и коммуникативно-деятельностного подходов, отличаться психо-физиологической сообразностью содержания, методов, приемов и форм обучения. Педагогическая направленность процесса изучения русского языка и литературы в школе прежде всего проявляется в личностно-ориентированном характере обучения: учете индивидуальности эстетического восприятия произведений искусства, максимальной опоре на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения литературы; учёте индивидуальных (в том числе и творческих) способностей при формировании языковой личности школьника, уважении к личности ученика, гуманизации учебного процесса в целом.

 

Методологические основы изучения русского языка обусловлены его о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.144 с.)