Цели и задачи изучения русского языка в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения русского языка в школе



Цели:

· включение учащегося как языковой личности в культурно-языковое поле нации, общечеловеческой культуры;

· воспитание уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

· формирование личности, владеющей русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей, сохранение нормативной речевой среды и культуры, утверждение в обществе представлений о ценности образцовой речи;

· формирование знаний о русском языке как системе, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

Задачи:

· сформировать ценностное отношение к языку как хранителю культуры, научить осмысливать русский язык как феномен русской культуры;

· сформировать интерес к истории русского языка и чувство гордости за русский язык (как родной и как государственный);

· приобщить к основам культуры устной и письменной речи; обеспечить базовые умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

· передать знания о языке как знаковой системе в его устройстве, развитии и функционировании;

· научить использовать приобретённые знания для свободного владения русским литературным языком, нормами устной и письменной речи;

Критерии отбора дидактических единиц (для единиц всех уровней языка, в том числе для нехудожественных текстов):

1) соответствие учебно-методическим задачам;

2) возможность осмысления на определенном возрастном этапе;

3) универсальность языкового материала для достижения предметных и метапредметных результатов.

 

Критерии отбора художественных текстов для учебного процесса по русскому языку:

1) значимость с точки зрения лингвистических фактов;

2) соответствие языковому эстетическому идеалу;

3) аксиологическая значимость и духовно-нравственный потенциал;

4) доступность содержания дидактического материала учащимся данного возраста;

5) способность вызвать эмоциональный отклик учащихся;

6) необходимость и достаточность объема текста для одного познавательного акта на уроке русского языка.

Основное содержание предмета

На основе целей и задач обучения русскому языку и критериев отбора дидактических единиц сформулировано основное содержание предмета «Русский язык» языку на уровнях основного и среднего общего образования. Конкретные дидактические единицы уровней языка представлены в приложении № 1 (для средней школы – на базовом и профильном уровнях)

 

Общие сведения о языке

Язык как средство общения. Язык и речь. Язык и культура.

Сведения о вкладе в развитие лингвистики русских и зарубежных ученых-языковедов. Культура работы со словарями и справочниками.

Слово, фразеологизм и текст как феномены русской культуры.

Фонетика, графика, орфоэпия

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Русский алфавит, его история. Орфограмма. Фонетические процессы. Фонетическая транскрипция и разбор. Смыслоразличительная функция звуков. Правописание слов, регламентированных фонетическим принципом русской орфографии. Звукопись. Орфоэпия.

Морфемика и словообразование

Морфема. Правописание слов, регламентированных морфемным принципом русской орфографии. Морфемный анализ. Смыслоразличительная функция морфемы.

Словообразовательный анализ слова. Способы словообразования. Этимологический анализ слова. Правописание слов, регламентированных историческим (традиционным) принципом русской орфографии.

Лексика и фразеология

Омонимия, синонимия, антонимия. Тематические группы слов. Многозначность. Правописание слов, регламентированных смысловым (дифференцирующим) принципом русской орфографии.

Лексический состав русского языка. Неологизмы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Фразеологизм, его структура, значение и происхождение. Особенности их употребления в устной и письменной речи.

Морфология

Словоформа и её грамматическое значение. Система частей речи.

Правописание слов, регламентированных морфологическим принципом русской орфографии.

Имя существительное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен существительных в устной и письменной речи.

Имя прилагательное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи.

Имя числительное и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление имен числительных в устной и письменной речи.

Местоимение и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление местоимений в устной и письменной речи.

Глагол и его лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление глаголов в устной и письменной речи.

Причастие и деепричастие. Их грамматические признаки. Употребление причастий и деепричастий в устной и письменной речи.

Наречия и слова категории состояния. Их лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление наречий и слов категории состояния в устной и письменной речи.

Служебные части речи. Их лексико-грамматические признаки и разряды. Употребление служебных частей речи в устной и письменной речи.

Синтаксис

Принципы русской пунктуации.

Грамматическая основа предложения. Способы выражения членов предложения.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Роль словосочетаний в создании связного текста.

Простое неосложнённое предложение. Актуальное членение предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление простых неосложненных предложений в устной и письменной речи.

Простое осложнённое предложение. Виды осложнений. Роль осложняющих конструкций в устной и письменной речи. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Употребление простых осложненных предложений в устной и письменной речи.

Сложное предложение. Структура сложного предложения. Типы связи частей сложного предложения. Равноправие частей сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Неравноправие частей сложноподчиненного предложения и знаки препинания в них. Виды придаточных. Взаимоотношения частей бессоюзного сложного предложения и знаки препинания в них. Структура предложений с разными видами связи и знаки препинания в них. Сложное синтаксическое целое, особенности его структуры и смысловые отношения между частями. Период. Употребление сложных предложений в устной и письменной речи.

Синтаксические конструкции с чужой речью. Постановка в них знаков препинания.

Особенности их употребления в устной и письменной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.009 с.)