Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы.



 

Основными направлениями работы с последствиями психологической травмы у детей, попадаюших в СРЦ,являются:

· нормализация жизни ребенка в семье, т.е. создание стабильной и безопасной обстановки в семье (результаты работы, фокусированной на преодоление последствий травмы, будут обесцениваться, если ребенок возвращаясь домой будет попадать в ту же психотравмирующую ситуацию, например, вновь будет избит или окажется свидетелем драк между родителями)

· отработка травматического опыта и помощь ребенку в преодолении когнитивных и эмоциональных искажений и обусловленных ими поведенческих нарушений.

 

Первое направление помощи - социально-психологическая помощь ребенку и его семье - достаточно подробное освещено в пособиях, изданных Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (г.Москва):

- И.А.Алексеева, И.Г.Новосельский, Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Издание 2-е, дополненное и переработанное; Москва 2010,

- Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008)

Психологическая составляющая этой работы по отношению к детям заключается, прежде всего, в установлении отношений, которые позволяют ребенку компенсировать негативный детский опыт общения со взрослым, осуществляющим уход за ним..

Процесс формирования терапевтических отношений с детьми с такими проблемами имеет определенную динамику и занимает достаточно длительное время. В общем виде эту динамику можно описать следующим образом [Асанова, 1997].

На первом этапе основные усилия должны быть направлены на формирование у ребенка чувства безопасности во взаимодействии; это чувство включает в себя как проявление позитивного отношения к ребенку, внимание к его переживаниям и потребностям, так и снижение тревоги за счет увеличения ориентированности ребенка в том, как и для чего будет происходить процесс его взаимодействия с психологом. Психологическая работа с такими детьми должна быть особенно регулярной и постоянной (желательны одно и то же время, место, день недели и т.п.), чтобы противостоять реальному опыту ребенка, в картине мира которого позитивное отношение к нему обычно бывает непостоянным и ненадежным. Непредсказуемые изменения в графике работы (желательно, чтобы их было как можно меньше) должны быть объяснены ребенку, иначе они могут актуализировать прежние негативные ожидания.

На втором этапе работы, после установления доверительных отношений ребенок начинает проверять эти отношения, проявляя гнев, агрессию и т.п. негативные реакции и ожидая возникновения отрицательного отношения к себе. За этим может стоять желание избавиться от тревоги по поводу возникшей зависимости от психолога (другого специалиста, с которым постоянно имеет ребенок), либо злость на неполное удовлетворение потребности в привязанности, либо воспроизведение семейного сценария близких отношений. Поведение ребенка на этом этапе может принимать самые деструктивные формы, и важно, чтобы были установлены определенные границы этих проявлений. Например, ребенок может начать драться, и психолог должен не позволять ему это делать; важно, чтобы при этом ребенок понял: что бы он ни делал, его не отвергнут, хотя это не значит, что человек, работающий с ним, позволит обращаться с собой насильственным образом. Обсуждение этих эксцессов или ролевое проигрывание их на фоне устойчивых отношений с терапевтом позволяет сформировать более позитивные ожидания и достичь изменений в общении ребенка с окружающими.

Третий этап — заключительный, на этом этапе ребенок может воспринять прекращение работы как подтверждение того, что его рано или поздно бросят. Усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы подготовить ребенка к окончанию работы. Важно, чтобы ребенок понял, что завершение работы обусловлено тем, что он достиг успехов, а не тем, что он неправильно себя ведет или недостаточно хороший. Многие дети реагируют на завершение работы временным ухудшением поведения (пока я буду плохо себя вести, со мной будут общаться и работать).

Таким образом, при столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что дети могут вести себя агрессивно или избегать контактов со взрослыми не в силу «испорченности» и «неблагодарности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии с тем опытом, который они получили на более ранних этапах жизни.

Как показывает практика, никакая психологическая, педагогическая и социальная помощь не принимается ребенком и не приводит к стабильным позитивным результатам, если она не основана на устойчивых безопасных и принимающих отношениях со взрослым. В то же время именно эти отношения являются и основным «лекарством», позволяющим корректировать исходные представления ребенка о себе и мире. Ребенок научается устанавливать близкие и доверительные отношения с окружающими только в том случае, если взрослые последовательно и целенаправленно стараются установить такие отношения с ребенком, несмотря на все возникающие в ходе этого сложности.

 

Второе направление помощи – непосредственная отработка травматического опыта и помощь ребенку в преодолении когнитивных и эмоциональных искажений и обусловленных ими поведенческих нарушений.

Это направление работы содержит как индивидуальные, так и групповые формы работы и основывается, чаще всего, на доказавшим свою эффективность в научных исследованиях и клинической практике когнитивно - поведенческом подходе к лечению травмы. Он может также включать элемент арт-терапии.

Суть этого подхода заключается в создании таких условий, при которых ребенок сможет подробно рассказать о травмирующем событии, отреагировать связанные с ним эмоции и осознать обусловленные травмой искаженные мысли и установки, усиливающие, а не помогающие справляться с негативными эмоциями. Кроме того этот подход предполагает овладение ребенком навыками преодоления негативных эмоциональных состояний и обучение безопасному поведению. Фон, на который позволяет реализовать все это – терапевтические отношения (доверительные, стабильные, безопасные) между психологом, ребенком и его родителями. Можно выделить три основных части такой работы:

 

1. Подготовительный период. Включает в себя контакт, обучение ребенка распознаванию и называнию своих переживаний, для того, чтобы он впоследствии мог описать, что с ним происходит. Дети могут не иметь достаточного запаса слов, для того, чтобы выражать свои непростые переживания, что мешает возможности отреагировать и, в конечном счете, преодолеть их.

Есть несколько направлений, которые помогают ребенку обучиться и распознавать эмоции. Психолог может сам называть чувства, просит ребенка назвать их, в групповой ситуации, когда дети друг с другом делятся тем, какие чувства испытывают в различных ситауциях в повседневной жизни, отражение эмоций в игре и в арт-терапевтических занятиях. Также ребенка учат разделять чувства и мысли, для того, чтобы он мог осознать связь между тем, как он думает и что переживает, с тем, чтобы в дальнейшем обучить его управлять ими. На этом этапе ребенка также обучают навыкам релаксации, которые позволяют в дальнейшем - по мере приближения к рассказу о травме - значительно снизить тревогу, страх и др. симптоматику при актуализации травматических событий. Кроме того, ребенок и его родители получают общие знания о травме, о том, как часто такие события встречаются, как люди переживают их, какие последствия, и что может им помочь в преодолении этих последствий. Психологическое просвещение родителей по поводу травмы и ее последствий приводит к повышению родительской компетенции, позволяющей оказывать детям более адекватную поддержку.

2. Период проработки травмы. На этом этапе ребенок актуализирует свой травматический опыт. Очень важно, чтобы он имел возможность максимально подробно рассказать о том, что с ним случилось, что он думал, чувствовал, переживал. После того, как ребенок рассказал (а также написал, нарисовал и т.д.) проводится совместно с ним анализ его переживаний и мыслей. Как правило, можно выделить основные когнитивные ошибки, которые возникают у ребенка при столкновении с травмой. Они касаются, прежде всего, причин того, что произошло, кто виноват, как относятся к этим событиям окружающие, своих перспектив. Коррекция этих когнитивных ошибок и их связь с негативными эмоциями является центральным звеном работы на этом этапе.

Кроме того психолог создает условие для завершения ситуации, например помощь ребенку в разговоре с обидчиком или с другим (невиновным) родителем. По сути создается новый «сценарий» травматического события, с правильно расставленными акцентами («в сексуальном насилии виноват насильник», а не ребенок и т.п.). Так как такие воспоминания болезненны и ребенок неохотно, как правило, к ним возвращается важным условием осуществления этой процедуры является сформировавшееся доверие к специалисту и понимание ребенком (и родителями) того, для чего это делается. Возвращение к травматическим событиям может вызвать обострение симптоматики в период между встречами, и в этом отношении очень важна подготовленность ребенка к этому, поддержка его со стороны родителей и навыки релаксации.

Помимо самого переживания, связанного с травмой, у ребенка могут проявляться привычные формы поведения, в частности, связанные с избеганием не несущих угрозу ситуаций/мест, напоминающих о травме. Преодолеть эти сложности возможно в ходе процесса десенсибилизации - постепенного привыкания или снижения чувствительности к чему-либо(ребенок отказывается ходить в школу, где он подвергся насилию, несмотря на то, что знает, что больше этого в школе не повторится; тогда с ребенком можно договориться о том, что он ходит в школу сначала на час в день, потом на два и т.д.)

3. Поиск ресурсов. Заключительный этап работы предполагает помощь ребенку или подростку в осознании тех ресурсов, которые у него есть для того, чтобы справляться с трудными ситуациями сейчас и в будущем. Это касается повышения самооценки, развития коммуникативных навыков, понимания того, к кому и как ребенок или подросток может обратиться за помощью, обучения безопасному поведению, а также навыкам разрешения проблем.

Психологическая помощь детям, пережившим травматические события, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме. Групповая форма помощи травмированным детям включает в себя обязательный предварительный этап индивидуального взаимодействия специалиста с ребенком и его родителями. В норме преодоление травматического опыта у детей включает в себя работу и с детьми, и с родителями. Направление работы с родителями во многом близко к описанным выше направлениям помощи детям. С одной стороны, эта работа направлена на содействие родителям в понимании переживаний и проблем ребенка, развитие родительских навыков с другой стороны – помощь в преодолении собственных эмоций, обусловленных травматическим событием, с тем, чтобы они могли более эффективно помогать и поддерживать ребенка. Работа с родителями может осуществляться как в ходе параллельных консультаций, так и в виде сочетания отдельных консультаций для детей, консультаций для родителей и совместных детско-родительских сессий.

Когда дети живут в учреждениях постоянно, некоторые функции поддержки могут выполнять воспитатели или другие взрослые, с которым у ребенка возникли устойчивые отношения доверия.

 

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.011 с.)