Понятие хозяйственного права. Предмет хозяйственного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие хозяйственного права. Предмет хозяйственного права.



Понятие хозяйственного права. Предмет хозяйственного права.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе отношения, носящие некоммерческий характер, а также отношения связанные с государственным регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет хозяйственного праваэто регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Следовательно, в предмет хозяйственного права входят следующие отношения:

· профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

· отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и другие;

· хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

· хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

· государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Принципы хозяйственного права.

Принципы хозяйственного права – это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.

Для данной отрасли права присущи следующие принципы:

· принцип свободы хозяйственной (предпринимательской) деятельности и самостоятельности ее участников. В основу которого, положены нормы ч.1 ст.13 Конституции Республики Беларусь, где государство предоставляет равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме деятельности запрещенной законом, хотя законодательство конкретно не указывает на виды деятельности запрещенные законом;

· принцип юридического равенства форм собственности. Ст.13 Конституции Республики Беларусь гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности – государственной и частной, при этом в основу этого положено равенство всех субъектов хозяйственной деятельности в предпринимательстве;

· принцип недопущения монополизации хозяйственной деятельности и развитии добросовестной конкуренции. Данный принцип находит свое отражение в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь, основой для которого являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь ст.ст.1029 и 1030, где дается определение действий, которые классифицируются как недобросовестная конкуренция, а также определены меры ответственности за ее осуществление (далее – ГК); Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 г. (в новой редакции от 10 января 2000г.);

· принцип комплексного государственного регулирования хозяйственной деятельности. Для него характерно государственное воздействие на экономический оборот и на деятельность субъектов хозяйствования с помощью различных механизмов – политических, социальных, экономических и др. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономики в интересах человека, общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целя;

· принцип законности, в основу которого положен механизм осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не нарушая правовых основ государства, т.е. в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Метод хозяйственного права.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Таким образом, сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования.

Считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В науке, также обсуждался вопрос сближения всех методов в правовых дисциплинах, т.е. единство метода правового регулирования, в том числе и в хозяйственных отношениях, однако, в связи с тем, что хозяйственное право отрасль права, включающая в себя институты различных отраслей права, то метод ее является комплексным. Составляющими метода правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон в товарно-денежных отношениях связанных с производством продукции (работ, услуг), определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров (диспозитивные). Вертикальные общественные отношения, регулируются способами, характерными чертами которых являются властные отношения между субъектами, возникающие на основе четкого определения этих отношений в законодательстве, т.е. отношения исполнительно-распорядительного характера (императивные).

Субъекты хозяйственного права. Общие положения.

Субъекты хозяйственной деятельности - юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.

Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:

• регистрация в качестве субъекта хозяйствования;

• наличие соответствующей хозяйственной компетенции;

• наличие обособленного имущества;

• самостоятельная имущественная ответственность.

Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам, необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:

• характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;

• от формы собственности. В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;

• от правового статуса. Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;

• цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;

• от права на имущество. Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

• от распределения имущества (по вкладам или неделимое);

• от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).

Содержание хозяйственных договоров. Существенные условия.

Содержание договора составляют условия, по которым достигнуто сторонами соглашение. Эти условия носят название: существенные, обычные и случайные. Договор будет считаться заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора (ст.402 ГК).

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Закрепление в законе существующих условий, которые являются обязательным, имеет место целью единообразное осуществление конкретных договорных отношений и выступать гарантией в случае нарушения субъективных прав участников, т.к. обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона. Без существенных условий не возможно существование договора. Отдельное законодательство содержит детальные перечни существенных условий некоторых видов договоров. Так ст.17 Закона о страховании признаёт таковыми – объект страхования, размер страховой суммы, размер страховых взносов и сроки их уплаты, перечень страховых случаев, срок страхования, начало и окончание действия договора.

В хозяйственном договоре необходимо чаще всего формулировать специальный раздел – сроки. Их существует два вида: начало и окончание срока действия договора и срок исполнения обязательства.

Хозяйственные договоры являются возмездными, поэтому к их существенным условиям относится цена, которая выражается в подлежащей уплате денежной сумме или указывается способ исчисления, формулируется порядок платежа.

Важный раздел – определение места и времени исполнения обязательств. При заключении договора всегда исходят из того, что обязательства будут выполняться в соответствии с условиями договора, следовательно, необходимо вводить раздел, определяющий ответственность сторон за нарушение условий договора.

Обычными именуются условия, устанавливаемые в нормативном порядке, диспозитивными нормами и применяемыми сторонами без специальной договоренности.

Случайными условиями договора являются такие, которые изменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текст договора по усмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу.

Договор между субъектами хозяйствования заключается в письменной форме, такое соглашение сторон может быть оформлено:

· путем составления единого документа, подписанного сторонами;

· путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной и иной связи, но при этом необходимо достоверное выражение воль полномочных сторон;

· принятие к исполнению заказа, если заказчик создаёт все необходимые условия.

Говоря о структуре договора, следует отметить, что он обычно состоит из:

· преамбулы, содержащей наименование договора и его номер, место и дату подписания договора, определение сторон договора;

· предмета договора;

· сроков исполнения договора;

· цены договора;

· ответственности сторон по договору;

· форс-мажорных обстоятельств;

· порядка рассмотрения споров (где и по какому законодательству) и других.

26. Заключение и исполнение хозяйственного договора. (+28 вопр)

Мировое соглашение.

Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подгото­вить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия (санацию), либо на его ликвидацию. Осуществляется под контролем кредиторов.

Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявле­ния о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для прове­дения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

По окончании наблюдения временный управляющий представ­ляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности.

На основании представленного отчета и ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

- о введении внешнего управления;

-о признании должника банкротом и открытии конкурсного про­изводства;

-о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения наблюдение как процедура банк­ротства прекращается.

Внешнее управление — процедура банкротства, осуществляемая в целях восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия, в том числе пу­тем продажи части его имущества. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновре­менно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Не позднее одного, месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов.

К установленному сроку окончания внешнего управления собра­ние кредиторов принимает одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлени­ем платежеспособности должника и переходе к расчетам с кре­диторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о заключении мирового соглашения.

Конкурсное производство — судебная процедура ликвидации пред­приятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной про­даже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами. Целью конкурсного производства является:

соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

объявление должника свободным от долгов;

предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.

Для целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия кон­курсного производства и выявленное в ходе конкурсного производ­ства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсно­го производства.

Конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах и производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. При недоста­точности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

С момента внесения в единый государственный реестр юриди­ческих лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсно­го управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая меж­ду должником и конкурсными кредиторами на любом этапе произ­водства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурс­ных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается при­нятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно вступает в силу со дня утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от ис­полнения вступившего в силу соглашения не допускается.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управля­ющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

Функции санкций.

Санкция – конкретная мера воздействия на правонарушителя, предусмотренная условиями договора или законодательством.

Функции санкций:

1) охранительная – направлена на охрану правоотношений хозяйствования до совершения правонарушений

2) штрафная – направлена на то, чтобы нарушитель возместил причиненный ущерб

3) восстановительная – направлена на восстановление имущественного положения кредиторов

4)компенсационная(Выражается в возмещении субъекту хозяйствования ущерба, связанного с ненадлежащимисполнением обязательств другой стороной;)

Таким образом, санкции — это меры воздействия на субъекта хозяйствования, нарушившего закон,воздействующие на него как меры охраны правопорядка, побуждающие нарушителя прекратить нарушениеи предупреждающие причинение убытков, а также воздействующие на него материально.

Понятие приватизации.

Приватизация– приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности.

Объектами приватизации являются:

государственное и общественное жилье;

государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

государственное имущество, сданное в аренду;

доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:

граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

негосударственные юридические лица;

юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

Виды и функции бирж.

Основные функции товарной биржи:

· организующая - биржа устанавливает связи между продавцом и покупателем;

· ценообразующая - цены складываются в зависимости от спроса и предложения;

· страховая - покупатель застрахован оттого, что ему продадут некачественный товар. Если это произойдет, то биржа из собственных средств возмещает ущерб и взыщет после с виновной стороны;

· информационная - биржа имеет службы, помогающие выяснить цены, складывающиеся на других биржах, на мировых рынках; оказание информационных услуг клиентам;

· произведение расчетов и др.
Биржевой механизм организационно обеспечивает представление в одном месте спроса и предложения на рынке и формирование рыночной цены. Биржа призвана отстаивать наиболее выгодные условия производства и реализации товара и получение максимального дохода. Для этого биржа выполняет ряд основных и вспомогательных функций:

· совершение биржевых сделок;

· хеджирование цен (страхование от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар);

· котировка цен на товары (периодическая оценка);

· установление стандартов на биржевые товары;

· разработка типовых договоров и контрактов;

· осуществление арбитражных функций;

· ведение расчетов между членами биржи (через расчетную палату);

· информационная деятельность;

· оказание услуг клиентам.
Различают следующие виды бирж:

· товарная;

· товарно-сырьевая;

· фондовая (по продаже акций и ценных бумаг);

· валютная;

· валютно-фондовая.
Товарные и товарно-сырьевые биржи делят на специализированные и универсальные; наличные и фьючерсные (продажа товаров, которые будут произведены в будущем).

Правовой статус банков.

Центральным банком банковской системы Республики Беларусь является Национальный банк Республики Беларусь, который выполняет уникальные функции не свойственные другим банкам и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь, который в соответствии со своими полномочиями утверждает Устав Национального банка; назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождает их от должности; определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки Национального банка; утверждает годовой отчет Национального банка и др. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь участвует в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политике. Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь, как Правительство по долгам Национального банка.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Однако часть получаемой прибыли он передает в доход республиканского бюджета в размере предусмотренным Законом о бюджете Республики Беларусь, а остальную часть прибыли использует для создания резервного и иных фондов. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления, которым распоряжается в соответствии с целями деятельности Национального банка.

Целями деятельности Национального банка являются:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Национальный банк, являясь юридическим лицом, выполняет следующие функции:

· осуществляет эмиссию денег;

· регулирует денежное обращение;

· регулирует кредитные отношения;

· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

· осуществляет валютное регулирование и контроль;

· выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;

· осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;

· осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

· осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

· устанавливает порядок осуществления банковских операций;

· создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет им;

· выполняет иные функции.

Говоря о структуре Национального банка Республики Беларусь, следует упомянуть, что он представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Органами управления Национального банка является Правление (коллегиальный орган), состоящее из Председателя и десяти членов Правления, в его функции входит определение основных направлений деятельности банка и осуществление руководства и управления им, все решения принимаются в нем простым большинством голосов при условии присутствия на заседании не менее восьми членов Правления. Исполнительным органом Национального банка является Совет директоров, в его состав входят Председатель Правления, который является руководителем Совета и девяти членов, которые назначаются Правлением Национального банка.

Понятие и виды инвестиций.

Инвестиции — долгосрочное вложение капитала в отраслях экономики внутри страны и за границей.

Инвестиции – это денежные средства и иные активы, вкладываемые их владельцем (инвестором) в какое либо коммерческое предприятие, финансовые инструменты и другие объекты на заранее оговоренных условиях с целью получения прибыли.

Виды инвестиций

Существует классификация, согласно которой можно выделить формы инвестиций в зависимости от объекта:

1. Реальные. Прямые закупки основных фондов, машин, оборудования, земельных участков, помещений для производства, приобретение действующих производств, вложения средств в торговые марки, знаки, в развитие персонала и т.п.

2. Финансовые. Приобретение акций и др. ЦБ (ценных бумаг), кредитование, предоставление лизинговых услуг и т.п.

3. Спекулятивные. Цель таких инвестиций – краткосрочное обогащение из-за ожидаемого повышения цены на: валюты, драгметаллы, ЦБ.

Выделяют также типы инвестиций в зависимости от цели вложений:

· прямые – приобретение материалов, средств производства, вложения денежных финансов в бизнес с целью участия в дальнейшей предпринимательской деятельности компании;

· портфельные – вложения в ЦБ, которые формируются портфельным способом. Так инвестор сможет оперативно принимать участие в управлении компанией, иметь право голоса на заседаниях учредителей или собрании акционеров, предлагать и утверждать решения о дальнейшей политике компании;

· реальные – вложение средств в материальное производство;

· нефинансовые – инвестиции в форме открытий, патентов, ноу-хау, торговых марок. Данные формы вложений имеют свое денежное выражение и прямо либо косвенно способствуют повышению и эффективности деятельности, в которую происходит инвестирование.

· интеллектуальные – финансовые вложения в продукт интеллектуальной деятельности. Финансирование разработки ноу-хау, технологий, патентов и т.п.

По срочности виды инвестиций и их классификация:

· до 1 года;

· 1-3 года;

· от 3 и более.

Понятие хозяйственного права. Предмет хозяйственного права.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе отношения, носящие некоммерческий характер, а также отношения связанные с государственным регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет хозяйственного праваэто регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Следовательно, в предмет хозяйственного права входят следующие отношения:

· профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

· отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и другие;

· хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

· хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

· государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.081 с.)