ТОП 10:

Порядок создания субъектов хозяйствования.



Основными субъектами хозяйственной деятельности выступают коммерческие организации, которые, во-первых, имеют статус юридического лица и в этой связи являются самостоятельными субъектами права, во-вторых, в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Коммерческие организации создаются по воле их учредителей, собственника имущества или уполномоченным ими органом. Единого акта законодательства Республики Беларусь, регулирующего создание коммерческих организаций, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В зависимости от особенностей, которыми обладают коммерческие организации соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания коммерческих организаций: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный.

Независимо от способа создания коммерческой организации все они подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации (пп.1 и 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь).

После государственной регистрации имущество коммерческой организации представлено лишь уставным фондом, представляющим собой совокупность вкладов учредителей или обособленного имущества собственника. В процессе осуществления предпринимательской деятельности имущество коммерческой организации пополняется за счет получения прибыли и других источников.

Организация и управление предпринимательской деятельностью коммерческой организации осуществляют ее органы управления в соответствии с учредительными документами. В соответствии со ст. 49 ГК Республики Беларусь коммерческая организация приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами действующего законодательства и полномочиями, закрепленными учредительными документами. Кроме этого организация может приобретать права и принимать обязанности через своих участников и коммерческих представителей (ст. 185 ГК Республики Беларусь).

Индивидуализация коммерческой организации как субъекта хозяйствования осуществляется посредством регистрации фирменного наименования с указанием ее организационно-правовой формы, товарного знака, знака обслуживания, географического указания (ст.980 ГК Республики Беларусь), а также закрепления в учредительных документах места нахождения ее постоянно действующих органов.

Главным отличием коммерческих организаций от некоммерческих выступает цель деятельности – извлечение прибыли и распределение ее по усмотрению собственника имущества (ст. 46 ГК Республики Беларусь), а также ее организационно-правовая форма. Если организация создается в форме хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, цель ее деятельности определяется законодателем заранее – извлечение прибыли.

Основное место в общем объеме прав и обязанностей коммерческих организаций занимают гражданские права и обязанности, возникающие по основаниям, предусмотренными нормами статьи 7 ГК Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона о предпринимательстве в Республике Беларусь субъект предпринимательской деятельности имеет право: создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь; привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц; участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Статьей 7 указанного выше Закона установлено, что субъект предпринимательства обязан: выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров; заключать договоры с гражданами, принимаемыми на работу по найму; предусматривать в трудовых договорах оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии; уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами; соблюдать права и законные интересы потребителей; получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством; соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования; представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Важное значение в деятельности коммерческих организаций имеют права и обязанности в сфере налоговых отношений, закрепленных в ст. 21 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

В сфере предпринимательской деятельности юридическая ответственность коммерческих организаций чаще всего сопровождается применением санкций имущественного характера. Однако в нормах права предусмотрены меры ответственности в виде ограничения или лишения прав, что ведет к ограничению или прекращению правосубъектности коммерческой организации, что, впрочем, не может не затрагивать и его имущественные интересы.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов хозяйствования различают гражданско-правовую, уголовную и административную ответственность.

Прекращение деятельности коммерческой организации возможно посредством реорганизации или ликвидации.

Ликвидация влечет прекращение деятельности коммерческой организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено актами законодательства (п.1 ст. 57 ГК Республики Беларусь). Ликвидация коммерческой организации может быть добровольной и принудительной (по решению хозяйственного суда или иных органов, в том числе регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных актами законодательства).

Сущность реорганизации коммерческой организации состоит в том, что ее последствием является прекращение ее деятельности (кроме случаев выделения) с переходом прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам хозяйствования. В соответствии со ст. 53 ГК Республик Беларусь реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях и порядке, установленных законодательными актами, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.004 с.)