Понятие внешнеэкономической деятельности по законодательству Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие внешнеэкономической деятельности по законодательству Республике Беларусь.



Впервые термин «внешнеэкономическая деятельность» был законодательно закреплён в Конституции СССР 1977 года, где были зафиксированы понятия внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности с указанием их ведения на основе государственной монополии.

Попытки правового регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимались ещё на заре становления Республики Беларусь как независимого государства. Так, 25 октября 1990 года был принят Закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» (Далее – Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года), вступивший в силу 1 января 1991 года. Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года определял основы внешне экономических отношений Республики Беларусь и основывался на принципах, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете Республики, общепринятых международных нормах и правилах.

Особенностью Закона о внешнеэкономической деятельности 1990 года являлось то, что к субъектам внешнеэкономической деятельности законодатель отнёс не только государство, но и предприятия, организации, их объединения, кооперативы, иные юридические и физические лица после соответствующей регистрации. Т. е., государство шло по пути формирования рыночных отношений и вовлечения страны в мировые хозяйственные связи, признавая, что внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В ведении государства в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности находились:

разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;

установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;

заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;

защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;

установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;

определение зон свободного предпринимательства;

установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;

участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.

Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года также установил, что участники внешнеэкономической деятельности не отвечают по обязательствам государства; государство не отвечает по обязательствам участников внешнеэкономической деятельности.

Очевидно, что при таком количестве субъектов внешнеэкономической деятельности, существует большое количество форм её осуществления. Анализируя научную литературу, можно отметить, что большинство авторов выделяют следующие формы внешнеэкономической деятельности:

· внешняя торговля;

· совместные и иностранные предприятия на территории Республики Беларусь;

· совместные и иностранные предприятия за рубежом;

· научно-техническое сотрудничество (обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ);

· технико-экономическое сотрудничество (содействие в области промышленного и гражданского строительства, предоставление услуг инженерно-технического характера);

· международный туризм;

· сотрудничество в свободных экономических зонах;

· сотрудничество в банковской сфере;

· подрядное сотрудничество;

· аренда, включая лизинг;

· международные объединения и организации;

· привлечение иностранной рабочей силы;

· производственное кооперирование;

· сотрудничество на компенсационной основе;

· финансово-промышленные группы;

· прибрежная и приграничная торговля;

· другие формы экономического сотрудничества (ассоциации, торговые дома, биржи, торги и т.д.).

Следующим этапом развития национального законодательства, регулирующего внешне экономическую деятельность в Республике Беларусь, стал Закон республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговой деятельности 1998 года).Закон о внешнеторговой деятельности 1998 года определял правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.

Понимая важность и актуальность объекта правового регулирования, законодатель закрепил правовые нормы, способствующие развитию внешнеэкономических связей.

Под внешнеторговой деятельностью, как одной из основных форм внешнеэкономической деятельности, понималось - деятельность резидентов Республики Беларусь, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности 1998 года, правом осуществления внешнеторговой деятельности обладали все резиденты Республики Беларусь, если иное не предусматривалось актами законодательства Республики Беларусь, с момента их Государственной регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Нерезиденты Республики Беларусь могли осуществлять внешнеторговую деятельность в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь, выступающие в качестве стороны сделки, осуществляют внешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь.

Законы Республики Беларусь от 25 октября 1990 года и от 29 декабря 1998 года утратили силу в связи с принятием 25 ноября 2004 года Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговой деятельности).

Закон о внешнеторговой деятельности определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Упростилось понятие внешнеторговой деятельности. Теперь под ней понимают деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности.

Закон о внешнеторговой деятельности также определил методы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К ним относятся:

· таможенно-тарифное регулирование;

· нетарифное регулирование;

· запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.

Таким образом, с 1990 года Республика Беларусь прошла путь становления и развития законодательства о внешнеэкономической деятельности. Правовой вакуум в начале 90-х годов был вызван коренными изменениями в политической, экономической и общественной жизни. С появлением и развитием рыночных отношений в Республике Беларусь возник пласт новых общественных отношений, которые нуждались в правовом регулировании. Для этого был издан ряд законов и подзаконных актов, создавших в Республике Беларусь систему правового Регулирования внешнеэкономической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.009 с.)