Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Формирование основ естествознания в эпоху средневековья и Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха средневековья охватывает период с 6 в.н.э. по 14 в.н.э. Положение науки в обществе изменилось. Наука становится средством решения чисто практических задач, и занимает подчиненное положение по отношению к теологии (философское учение о Боге). Так, арифметика и астрология были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто практическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов. Поэтому говорить о развитии науки в период раннего средневековья не приходится, – есть только ее упадок. Сохраняются лишь незначительные научные знания, изложенные в сочинениях тех античных авторов, которые признавались христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители. Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия прослеживается в тенденции к систематизации и классификации знания. Очень популярным жанром в научной литературе были энциклопедии. Тем не менее успешно развивались такие области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Эти дисциплины явились промежуточным звеном между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыши будущей экспериментальной науки. Существенным фактором для становления средневекового естествознания стал отказ от античной модели совершенства – круга. Она была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной. В XI веке на основе монастырских школ возникают первые университеты (слово «университет» означает совокупность, общность), в которых, как правило, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Основными достижениями средневековой науки можно считать следующие: · Возникшие мировые религии – христианство и ислам – явились естественным завершением античности с ее уничижительным отношением к человеку-рабу. Важнее, чем человек, было место человека в иерархии общественных отношений. «Место красило человека». Во вновь возникших религиях человек – каждый! –высшее творение Бога. На протяжении многих веков церковь имела монополию на ученость и образование. Из церковных школ выросли первые европейские университеты, обучавшие семи свободным искусствам. · Объем знаний (в рамках религиозных организаций), который позволил науке вначале выжить, а затем начать новый подъем. · Разработка важнейших технических изобретений, оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие науки (это водяной и ветряной двигатели, механические часы, компас, порох, бумага, очки). · Огромное влияние на развитие мировой культуры оказали Библия и Коран, явившиеся в эпоху средневековья основой для решения политических, правовых, экономических и морально-этических проблем.
Эпоха Возрождения охватывает период с XV по XVII вв. Важной чертой данной эпохи явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал ГУМАНИЗМ (новое понимание места и роли человека в объективном мире). Человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы. Эта мысль была чужда Древней Греции, т.к. для нее природа – это то, что существует само по себе, что никем не создано. Более того, для античной науки небесные тела – нечто принципиально отличное от земного мира, это божественные существа, и создать их с помощью орудий и небесного материала было бы равносильно бросить вызов богам: кощунственная для античности мысль. Для средневековья в возможности создания светил нет ничего кощунственного: светила мыслятся как созданные, – только не человеком, а Богом. Возрождение делает следующий шаг от средневековой эпохи, уравнивающей всех людей. Здесь уже человек чувствует себя божественным, он творец, вставший на место Бога. По-иному относится Возрождение и к деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщает человека к сущности природы, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая, по сути, сродни воздержанию. Возрождение придает человеческой деятельности оттенок сакральности (священности): человек не просто удовлетворяет свои земные нужды, он творит мир, красоту, самого себя. Поэтому в эпоху Возрождения идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Изобретатель, мастер, художник, архитектор и ученый – профессии часто неразделимые. В наивысшей степени эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи. Создавая вещи, так же как Бог создавал мир, божественный Леонардо опирался на законы построения этих вещей. Величайшим достижением эпохи Возрождения стала гениальная идея Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрологии, а также идея о рядовом месте Земли во Вселенной. Это пока еще были, скорее, гениальные догадки, требовавшие как естественнонаучного, так и философского обоснования. Именно эти космические проблемы станут ключевыми в ходе научной революции XVI-XVII веков, создавшей современную науку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.011 с.) |