Вопрос 2. Формирование основ естествознания в эпоху средневековья и Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Формирование основ естествознания в эпоху средневековья и Возрождения.



Эпоха средневековья охватывает период с 6 в.н.э. по 14 в.н.э. Положение науки в обществе изменилось. Наука становится средством решения чисто практических задач, и занимает подчиненное положение по отношению к теологии (философское учение о Боге). Так, арифметика и астрология были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто практическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Поэтому говорить о развитии науки в период раннего средневековья не приходится, – есть только ее упадок. Сохраняются лишь незначительные научные знания, изложенные в сочинениях тех античных авторов, которые признавались христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители.

Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия прослеживается в тенденции к систематизации и классификации знания. Очень популярным жанром в научной литературе были энциклопедии.

Тем не менее успешно развивались такие области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Эти дисциплины явились промежуточным звеном между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыши будущей экспериментальной науки.

Существенным фактором для становления средневекового естествознания стал отказ от античной модели совершенства – круга. Она была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной.

В XI веке на основе монастырских школ возникают первые университеты (слово «университет» означает совокупность, общность), в которых, как правило, было три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Основными достижениями средневековой науки можно считать следующие:

· Возникшие мировые религии – христианство и ислам – явились естественным завершением античности с ее уничижительным отношением к человеку-рабу. Важнее, чем человек, было место человека в иерархии общественных отношений. «Место красило человека». Во вновь возникших религиях человек – каждый! –высшее творение Бога. На протяжении многих веков церковь имела монополию на ученость и образование. Из церковных школ выросли первые европейские университеты, обучавшие семи свободным искусствам.

· Объем знаний (в рамках религиозных организаций), который позволил науке вначале выжить, а затем начать новый подъем.

· Разработка важнейших технических изобретений, оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие науки (это водяной и ветряной двигатели, механические часы, компас, порох, бумага, очки).

· Огромное влияние на развитие мировой культуры оказали Библия и Коран, явившиеся в эпоху средневековья основой для решения политических, правовых, экономических и морально-этических проблем.

 

Эпоха Возрождения охватывает период с XV по XVII вв.

Важной чертой данной эпохи явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал ГУМАНИЗМ (новое понимание места и роли человека в объективном мире). Человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы.

Эта мысль была чужда Древней Греции, т.к. для нее природа – это то, что существует само по себе, что никем не создано. Более того, для античной науки небесные тела – нечто принципиально отличное от земного мира, это божественные существа, и создать их с помощью орудий и небесного материала было бы равносильно бросить вызов богам: кощунственная для античности мысль.

Для средневековья в возможности создания светил нет ничего кощунственного: светила мыслятся как созданные, – только не человеком, а Богом.

Возрождение делает следующий шаг от средневековой эпохи, уравнивающей всех людей. Здесь уже человек чувствует себя божественным, он творец, вставший на место Бога.

По-иному относится Возрождение и к деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщает человека к сущности природы, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая, по сути, сродни воздержанию. Возрождение придает человеческой деятельности оттенок сакральности (священности): человек не просто удовлетворяет свои земные нужды, он творит мир, красоту, самого себя.

Поэтому в эпоху Возрождения идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Изобретатель, мастер, художник, архитектор и ученый – профессии часто неразделимые. В наивысшей степени эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи. Создавая вещи, так же как Бог создавал мир, божественный Леонардо опирался на законы построения этих вещей.

Величайшим достижением эпохи Возрождения стала гениальная идея Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрологии, а также идея о рядовом месте Земли во Вселенной. Это пока еще были, скорее, гениальные догадки, требовавшие как естественнонаучного, так и философского обоснования. Именно эти космические проблемы станут ключевыми в ходе научной революции XVI-XVII веков, создавшей современную науку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.007 с.)