Вопрос 4. Модели развития научного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Модели развития научного знания.



Сложилось три основных модели общего хода развития науки:

1. Кумулятивная.

2. Революционная.

3. Ситуационная (кейс-стадис).

1. Кумулятивная модель

Долгое время была господствующей в науке. Ее авторы – ученые Мах и Дюгем (конец XIX в.). Развитие науки идет за счет накопления знаний. Новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Поэтому предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. В силу этого значение имеют только те знания, которые соответствуют современным теориям, отвергнутые идеи признавались ошибочными и отбрасывались.

2. Революционная модель

Автор ее Томас Кун. Основал свои взгляды в работе «Структура научных революций» (1967 г.).

Рассматривал развитие науки не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний соответствующей эпохи. Ввел понятие «парадигма» (образец). В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования.

 
 
Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

 


К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д.

Развитие, приращение научного знания внутри парадигмы, получило название «нормальной науки». Смена парадигмы есть научная революция. Смена парадигм не носит линейного характера.

Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях противодействия сторонников прежней парадигмы. Поэтому смена парадигмы возможна только со сменой поколения ученых.

Научные революции делятся на 3 типа:

1) Частные – микрореволюции, затрагивающие одну область знаний.

2) Комбинированные – революции, затрагивающие несколько областей знаний.

3) Глобальные – всеобщие революции. Радикально меняющие основание науки и научную картину мира.

Т. Кун считает, что в истории развития науки было 3 глобальных революции: аристотелевская (VI-IV в. до н.э.), ньютоновская (XVI-XVIII вв.) и эйнштейновская (конец XIX- нач. XX вв.).

3. Ситуационная модель (кейс – стади)

Сложилась в 70 ых ̅годах ХХ в. Основное внимание уделяется отдельным событиям, фактам из истории науки, которые произошли в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистской, линейной модели развития науки.

В «кейс-стади» ставится задача понять прошлое событие не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. Каждый факт, каждое событие рассматривается как результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других.

Это новый поворот исследования, более характерный для гуманитарных наук.

В «кейс-стади» элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, находящемуся вне его, а, наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом, через общение с другим особенным событием. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, т.е. наблюдается сосуществование разных теорий и парадигм.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое наука? Что такое естествознание?

2. Чем отличается наука от других форм общественного сознания?

3. В чем сходство и различие естественнонаучного и гуманитарного знания?

4. Чем классификация отличается от перечисления?

5. Что изучает естествознание в природе, в человеке?

6. Гуманный и гуманитарный: в чем сходство и различие? Правильно ли говорят: «гуманитарная помощь»?

7. Чем знание отличается от опыта?

8. Отличие эмпирического знания от теоретического?

9. Чем отличается объяснение от понимания?

10. Какая модель развития научного знания характерна для начального этапа развития науки?

11. Каковы итоги каждой (из 3 х) глобальных научных революций?

12. Почему наука исторически начинается с естествознания, а не с гуманитарного знания?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.)