Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Соотношение естественно-научного и гуманитарного знания.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Впервые проблема различения «наук о природе» и «наук о духе» была поставлена во второй половине XIX в. такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и философия жизни (Вильгельм Дильтей). Аргументы в пользу обособления двух типов научного знания: ОБЪЯСНЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Все в природе жестко обусловлено объективными закономерностями. А сведение явлений природы к их законам и причинам возникновения и существования есть ОБЪЯСНЕНИЕ – главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе имеют дело с внутренним для нас предметом. Явления духа даны нам непосредственно в наших переживаниях. Поэтому дела человеческие подлежат ПОНИМАНИЮ, т.е. также познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение или эстетическое чувство. Поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой. К размышлению: можно ли наукам о природе обойтись без наук о духе? Что возникает раньше? Объяснение, понимание или описание? Если логически верно восстановить историю человеческих теоретических знаний, мы увидим, что ауторефлексия (понимание себя, своего места в мире) предшествует или сопровождает сканирование природы и ее строгое логическое объяснение. Науки недаром возникли много веков спустя философии, религии, искусства. Только дифференцирование Я и не-Я может помочь человеку выделить целостные природные объекты. Иначе будут считываться только отдельные элементы мира, а не целостные срезы этого мира. Видеть целое – задача теоретизирующего ума. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для наук о природе характерен метод ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ (выделяющий общее в вещах), для наук о духе ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (подчеркивающий неповторимость, уникальность явлений). Цель науки о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под найденное обобщение (генерализацию), тем фундаментальнее данный закон. (Так, на нашей планете обитает 1,5 млн видов животных, однако механизм передачи наследственных признаков у всех один и тот же). На поиск таких универсальных обобщений и ориентированы естественные науки. Единичные объекты или отдельные особи не имеют для них значения. Гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь каждый объект ее исследования для культуры имеет большее значение, чем атом для физика-экспериментатора, или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть, но оно должно быть представлено только в неразрывной связи с индивидуальным. ОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ Под ценностями понимают общественную или личную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты, истины. Значимость тем выше, чем больше эффект связывания вещей, процессов и явлений в единое системное целое. Центрирующим звеном ценностных ориентаций выступает человек. Ценностная составляющая знания существенна в основном для гуманитариев и менее выражена в естественных науках. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, т.е. преставление о центральном месте человека в мироздании в целом. Характерен для гуманитарных наук. В них человек по-прежнему находится в центре внимания, представляя собой главную ценность, чего не скажешь об естественнонаучном знании, изгнавшем ранее присущий ему антропоцентризм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.006 с.) |