Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Начало науки. Первые научные программы античности.

Поиск

Истоки науки появились в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. в недрах философии. В накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик – деятельность по получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания.

Цель греческой науки – постижение истины ради самой истины. Эта наука – системна и рациональна.

Рациональность характеризуется следующими критериями:

· универсальность, т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.д.;

· согласованность или непротиворечивость;

· простота – хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

· объяснительный потенциал;

· наличие предсказательной силы.

Если конкретизировать эти критерии, то получим такой образ (один из многих) рационального: ясность и общее согласие относительно понятий и суждений, обоснованность суждений фактами и наблюдениями, логическую связность и последовательность, воспроизводимость образцов действия или рассуждения, общепринятость норм и правил поведения. Таким образом, общий смысл рациональности зависит от принятых (явно или неявно) установок данной культуры.

 

Первая научная программа – математическая, ее представителями являлись Пифагор, а позднее Платон.

Одним из основных положений программы Пифагора является учение о числе как основе Вселенной. По этой теории все в мире может быть определено числами, сведено к правильным геометрическим фигурам – многогранникам (так, огонь состоит из пирамид, воздух – из восьмигранников, вода – из двадцатигранников и т.д.). Даже звук может быть выражен числом, поскольку удары молотков разного веса по наковальне дают различную высоту тона, а вес молотков можно измерить.

Пифагор рассматривал целые числа как божественные, а среди них неделимую единицу как основу всего. Мир состоит из пяти элементов (стихий): земли, воздуха, воды, огня и эфира. Земля имеет шарообразную форму.

Средством очищения души от духовной грязи Пифагор и его ученики считали музыку и математику. Математика связывалась с музыкой гармонией чисел. Именно пифагорейцами было введено правило «золотой пропорции».

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который выдвинул учение о бессмертных формах вещей, называемых «идеями». Идеи вечны и являются бытием, а материя и пространство – небытие. Чувственный мир при этом занимает промежуточное положение между бытием и небытием, поскольку чувства преходящи, зависят от пространства и времени.

Мир Платона – фантастический мир идей, образов, по отношению к которому материальный мир всего лишь отражение, тень мира идей.

Платон принимал взгляды Пифагора на значение чисел и идеальных пропорций. Он придавал божественное значение звездам, Солнцу, Луне, планетам.

Космос появился, по Платону, в результате творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

Философу не была чужда и изобретательская деятельность. Так, например, он построил своеобразный будильник, применив принцип реле. Попадавшая в сосуд по каплям вода, дойдя до определенного уровня, с силой прорывалась в другой, нижний по отношению к первому сосуд. Вытесненный воздух проходил по трубе в статую флейтиста, который издавал достаточно громкий звук.

Вторая научная программа античности – атомизм, основателями ее явились Левкипп и Демокрит.

С точки зрения атомизма основой всего сущего являются неделимые частицы – атомы, двигающиеся в пустоте. Ничто не возникает из ничего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение вещей – это распадение на части, в пределе – на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Атомизм мы называем физической программой, т.к. наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического (то есть природного) мира. Что же такое объяснение? Объяснение понимается атомистами как указание на причины всех возможных изменений в природе – перемещение, последовательность соединения, форма атомов.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности.

Аристотель пытался найти компромисс между двумя предыдущими программами.

Ключом к пониманию мира он считал физику, однако в понятие «физика» он вкладывал иной смысл. В его «Физике» нет математических формул, приборов и экспериментов. Под физикой он понимал природу, поведение тел в естественном состоянии. Аристотель в своих исследованиях пытался отыскать «природу», естественный характер вещей.

Материя, с точки зрения этого философа, – это исходный субстрат каждой вещи. Она состоит из четырех стихий: земли, огня, воздуха и воды. К ней добавляется и пятая – эфир. Первые четыре стихии переходят одна в другую, образуя вещества. Пятая стихия – эфир – вечна и неизменна. Мир неоднороден. В подлунном мире вещи возникают, разрушаются и исчезают. Небесный, надлунный мир – мир небесных сфер – вечен, неизменен и нерушим.

Стержнем физических представлений Аристотеля является его учение о движении и пространстве. Под движением он понимал количественное или качественное изменение.

Вклад Аристотеля в биологию считается даже большим, чем в физику. Он собрал и классифицировал огромный материал по анатомии животных, определил жизнь как способность к самообеспечению, независимому росту и распаду. Вместе с тем Аристотель отвергал идею эволюции и считал, что все виды животных неизменны.

Выдающимся достижением Аристотеля является создание им формальной логики, которая поставила науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата.

Будучи учеником Платона, Аристотель тем не менее отвергал ряд принципиальных позиций в мировоззрении своего учителя («Платон мне друг, но истина дороже», – говорил Аристотель). В отличие от Платона, он считал, что материальный мир реально существует, истинным бытием обладают конкретные вещи, а не платоновские «идеи». Мир рассматривал как естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом.

Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики а рамках физики; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного созидательного компонента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.012 с.)