Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика общенаучных методов

Поиск

 

НАБЛЮДЕНИЕ, т.е. преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека – ощущения и восприятия. В ходе наблюдения возможно получение информации только о внешних, поверхностных сторонах и признаках изучаемых объектов.

Итогом научных наблюдений является описание наблюдаемого объекта, фиксируемое в виде текстов, рисунков, схем, графиков, диаграмм.

С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным путем использования различных технических устройств, приборов, измерительных инструментов. Техническая оснащенность процедуры наблюдения, с одной стороны, колоссально увеличила ее возможности, а с другой – породила серьезную проблему достоверности знания, получаемого с помощью приборов.

Одно дело наблюдать в телескоп планеты или звезды, и совсем другое – «наблюдать» какой-либо квантовый объект (электрон или протон). Всякое взаимодействие нашего макроприбора с микрообъектом нарушает его состояние. В результате мы получаем сведения о квантовом явлении, искаженные вмешательством прибора. Поэтому в квантовой физике «наблюдаемое» и «наблюдатель» неотделимы друг от друга. Разумеется, квантовые объекты существуют «сами по себе» и без всяких наблюдателей. Однако описание их свойств невозможно без точного указания на тот класс приборов, в котором эти свойства регистрируются. И в разных классах приборов эти свойства будут различны (в одних – волновые, в других – корпускулярные). Квантовая система становится объектом наблюдения только в том случае, если указан точный способ измерения ее свойств.

ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, в которой устанавливается отношение одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения).

Измерительные процедуры могут опережать теоретическое объяснение: измерять температуру тел научились гораздо раньше, чем поняли физическую природу теплоты.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – способ активного целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент включает в себя процедуры наблюдения и измерения, но не сводится к ним.

Главной задачей эксперимента является проверка различных гипотез и предсказаний теории.

Экспериментальный метод возник в XVII в. в физике (Г. Галилей, У. Гильберт), затем распространился на все области естествознания. Разнообразные виды научных экспериментов составляют экспериментальную базу естествознания. Эксперимент является как ведущим методом, так и одним из решающих критериев подтверждаемости научного знания.

АНАЛИЗ – общенаучный метод познания, который представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

СИНТЕЗ – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое. Выводы из аналитических рассуждений и являются синтезом.

ИНДУКЦИЯ – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (от частного к общему, от сложного к простому)

ДЕДУКЦИЯ – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях (помните Шерлока Холмса?) (от простого к сложному).

АНАЛОГИЯ – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобретательности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство». Она может давать лишь предположительные знания.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначительных для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в рамках исследования.

В рамках обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне мышления фактически нет средств различия абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых.

На теоретическом же уровне абстрагирование – лишь начальный шаг, после которого начинается процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод замещения изучаемого объекта подобным ему. Данные, полученные при изучении модели, затем с некоторыми поправками переносятся на реальный объект.

Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно, либо затруднено.

Моделирование – универсальный метод. Он может использоваться в системах самых разных уровней. Обычно выделяют такие типы моделирования, как предметное, математическое, логическое, физическое, химическое, компьютерное и др.

Все перечисленные методы относятся к общенаучным и применяются во всех областях научного знания.

Кроме них существуют и специально-научные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков, к примеру, метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.22.49 (0.006 с.)