Вопрос 2. Методы и концепции познания в химии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Методы и концепции познания в химии.



Химические знания до определенного времени накапливались эмпирически (опытным путем), пока не назрела необходимость в их классификации и систематизации, т.е. в теоретическом обобщении. Основоположником системного освоения химических знаний явился Д.И.Менделеев. Он исходил из принципа, что любое точное знание есть система. Такой подход позволил ему в 1869 г. открыть периодический закон и разработать Периодическую систему химических элементов. В его системе основной характеристикой элементов являются их атомные веса.

Периодический закон Д.И. Менделеева сформулирован в следующем виде: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».

В современном представлении (исходя из строения атома) периодический закон Д.И. Менделеева формулируется таким образом:

Строение и свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов и определяются периодически повторяющимися однотипными электронными конфигурациями их атомов.

 


Современная химическая наука опирается на ряд основных химических законов:

· Закон сохранения массы (масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции);

· Закон сохранения энергии (при любых взаимодействиях, имеющих место в изолированной системе, энергия этой системы остается постоянной и возможны лишь переходы из одного вида энергии в другой);

· Закон постоянства состава (любое химически индивидуальное соединение имеет один и тот же количественный состав независимо от способа его получения);

· Закон кратных отношений (если два элемента образуют друг с другом несколько химических соединений, то массы одного из элементов, приходящихся в этих соединениях на одну и ту же массу другого, относятся между собой как небольшие целые числа);

· Закон объемных отношений (при одинаковых условиях объемы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу и к объемам образующихся газообразных продуктов реакции как небольшие числа);

· Закон Авогадро (в равных объемах любых газов, взятых при одной и той же температуре и при одинаковом давлении, содержится одно и то же число молекул).

Современная картина химических знаний строится из четырех концептуальных систем, которые схематично можно представить следующим образом.

4. Эволюционная химия (наст. время)

3. Учение о химических процессах

(1970-е гг.)

2. Структурная химия

(1950-е гг.)

1. Учение о составе

(1660-1800 гг.)

 

 

Первая концептуальная система – учение о составе вещества.

 

Научное определение химического элемента сформулировал английский физик и химик Р. Бойль. Необходимо было понять разницу между смесями веществ и т.н. чистыми составляющими этих веществ. Первым был открыт химический элемент фосфор (в 1669 г.), потом кобальт, никель и др. Само название «элемент» дает указание на структурное исследование вещества.

Открытие А.Лавуазье кислорода и установление его роли в образовании различных химических соединений позволило отказаться от теории флогистона (огненная материя).

В Периодической системе Д.И.Менделеева насчитывалось 62 элемента, в настоящее время – 118 элементов. Может быть открыто еще 50! Их удельное содержание в природе неравномерно. Так. 98,6% массы физически доступного слоя Земли составляют всего восемь химических элементов: кислород - кремний - алюминий - железо - кальций - натрий - калий – магний. Кислород – это самый распространённый на Земле элемент; в виде соединений составляет около1/2 массы земной коры; входит в состав воды (88,8% по массе) и многих тканей живых организмов (около 70% по массе). Свободный кислород атмосферы (20,95% по объёму) образовался и сохраняется благодаря фотосинтезу. Кислород (или обогащённый им воздух) применяется в металлургии, химической промышленности, в медицине, кислородно-дыхательных аппаратах. Жидкий кислород — компонент ракетного топлива.

В современной химии концепция химического элемента выступает как проблема рационального использования химических элементов.

Д.И.Менделеев доказал, что свойства химических элементов зависят от места данного элемента в периодической системе, определяемого зарядом ядра атома. Наиболее активными с химической точки зрения являются элементы, имеющие минимальную (из возможных) атомную массу при 6-7 электронах на внешнем электронном уровне (фтор, хлор, кислород). Они стремятся достроить свою электронную оболочку, присоединив недостающее число электронов. Активными являются также металлы, обладающие большой атомной массой и имеющие 1-2 электрона на внешнем электронном уровне (барий, цезий), стремящиеся их отдать для его достройки. Важным является понятие валентности – способности атома к образованию химической связи. Химические связи представляют собой обменное взаимодействие электронов.

В результате химических и физических открытий изменилось классическое определение молекулы. Молекула понимается как наименьшая частица вещества, которая в состоянии определить его свойства и существовать самостоятельно. Расширились представления о классе молекул, сюда включают ионные системы, атомные и металлические монокристаллы и полимеры.

С открытием физиками природы химизма (как обменного взаимодействия электронов) химики по-иному стали рассматривать химическое соединение.

Химическое соединение – это качественно определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых за счет обменного взаимодействия (химической связи) объединены в частицы – молекулы, комплексы, монокристаллы.

Химическое соединение – понятие более широкое, чем «сложное вещество», которое должно состоять из двух и более разных химических элементов. Химическое соединение может состоять и из одного элемента (это молекулы Н2, О2, графит, алмаз и другие кристаллы без посторонних включений в их решетку).

Вторая концептуальная система – структурная химия.

Структурная химия представляет собой уровень развития химических знаний, на котором доминирует понятие «структура», т.е. структура молекулы, макромолекулы, монокристалла.

Структура – это устойчивая упорядоченность качественно независимой системы, каковой является молекула. Возникновение структурной химии привело к возможности целенаправленного качественного преобразования веществ, для создания схемы синтеза любого химического соединения. Еще в 1857 г. немецкий химик Ф.Кекуле показал, что углерод четырехвалентен и это дает возможность присоединить к нему до четырех элементов одновалентного водорода:

Азот может присоединить до трех одновалентных элементов, кислород до двух.

Эта схема Кекуле натолкнула исследователей на понимание механизма получения новых химических соединений. Русский химик А.М. Бутлеров заметил, что в таких соединениях большую роль играет энергия, с которой вещества связываются между собой. В настоящее время структура молекулы понимается как ее пространственная и энергетическая упорядоченность.

Появление этой теории превратило химию из науки аналитической, занимающейся изучением состава готовых веществ, в науку систематическую, способную создавать новые вещества и новые материалы. За вторую половину XIX века число изученных органических соединений за счет вновь синтезированных возросло с полумиллиона до двух миллионов.

Но дело в том, что структурная химия ограничена рамками сведений только о молекулах вещества, находящегося в дореакционном состоянии. Этих сведений недостаточно для того, чтобы управлять процессами превращения вещества. Тем не менее, современная структурная химия достигла больших результатов: большая часть лекарственных препаратов – это продукты органического синтеза. Самым последним ее достижением является открытие совершенно нового класса металлоорганических соединений, которые за свою двухслойную структуру получили название «сэндвичевых соединений». Молекула этого вещества представляет собой две пластины, между которыми находится атом какого-либо металла. Наиболее изученным из них является ферроцен, у которого катион железа Fe2+ координируется между двумя пятичленными ароматическими кольцами. Еще более поразительной и необычной является структура молекул, существующих в непрерывном перестроении. Такова, в частности, молекула бульвалена С10Н10. Его можно представить в виде шара, по поверхности которого с огромной скоростью перемещаются 10 атомов углерода и 10 атомов водорода, имитируя таким способом симметрию молекулы или компенсируя отсутствие симметрии, что необходимо для устойчивого состояния данной структуры. Эта молекула представляет собой своеобразную постоянно протекающую химическую реакцию.

Проблемы структурной неорганической химии - это по существу проблемы химии твердого тела.

Современные структурные теории твердого тела сегодня дают соответствующие рекомендации для решения очень важных проблем: получение материалов с высокой механической прочностью, термической стойкостью и долговечностью в эксплуатации; создание методов получения кристаллов, содержащих заранее запроектированные дефекты решетки (чтобы получить материалы с заданными электрофизическими и оптическими свойствами). Суть этих рекомендаций во многом сводится к воздействию на процессы выращивания кристаллов различных добавок, подобных тем, которые издавна применяются для легирования сталей.

 

Третья концептуальная система – учение о химических процессах.

Одним из основоположников этого направления в химии стал русский ученый химик Н.Н. Семенов лауреат Нобелевской премии, основатель химической физики. В своей Нобелевской лекции 1965 г. он заявил, что химический процесс – то основное явление, которое отличает химию от физики, делает ее более сложной наукой. Химический процесс становится первой ступенью при восхождении от таких относительно простых физических объектов, как электрон, протон, атом, молекула, к живой системе, потому что любая клетка живого организма, по существу, представляет собой своеобразный сложный реактор. Это – мост от объектов физики к объектам биологии.

Большинство химических реакций трудно контролируемы: в одних случаях их просто не удается осуществить, в других – трудно остановить (например, горение, взрывы), в третьих случаях невозможно предсказать выход побочных продуктов.

Методы управления химическими процессами подразделяется на:

· Термодинамические

· Кинетические

Каждая химическая реакция в принципе обратима, но на практике равновесие смещается в ту или иную сторону, что зависит от природы реагентов и от условий процесса. Есть реакции, которые не требуют особых средств управления: кислотно-основное взаимодействие (нейтрализация), реакции, сопровождающиеся удалением готовых продуктов в виде газов или в форме осадков. Но существует немало реакций, равновесие которых смещено влево, к исходным веществам. И чтобы их осуществить, требуются особые термодинамические рычаги – увеличение температуры, давления и концентрации реагирующих веществ.

Термодинамическое воздействие влияет на направленность химических процессов. Управлением скоростью химических процессов занимается химическая кинетика, в которой изучается зависимость протекания химических процессов от различных структурно-кинетических факторов: строения исходных реагентов, их концентрации, наличия в реакторе катализаторов и других добавок, способов смешения реагентов и др.

Применение катализаторов в химических реакциях послужило основанием коренной ломки всей химической промышленности. Благодаря им стало возможным ввести в действие в качестве сырья для органического синтеза парафины и циклопарафины, до сих пор считавшиеся «химическими мертвецами». Катализ находится в основании производства маргарина, многих пищевых продуктов, а также средств защиты растений. Почти вся промышленность основной химии (производство неорганических кислот, оснований и солей) и «тяжелого органического синтеза», включая получение горюче-смазочных материалов, базируется на катализе. Последнее время тонкий органический синтез также становится все более каталитическим. 60 - 80 процентов всей химии основаны на каталитических процессах. Химики не без основания говорят, что некаталитических процессов вообще не существует, поскольку все они протекают в реакторах, материал стенок которых служит своеобразным катализатором. Но сам катализ долгое время оставался загадкой природы, вызывая к жизни самые разнообразные теории, как чисто химические, так и физические.

Четвертая концептуальная система – эволюционная химия.

Химики давно пытались понять, каким образом из неорганической безжизненной материи возникает органическая как основа жизни на Земле.

Каким образом без участия человека получаются новые химические соединения, более сложные, чем исходящие вещества?

В настоящее время еще нет единой логически последовательной картины, как из первичной «суперкапли материи» под названием Вселенная после Большого Взрыва (Big Bang) возникла жизнь. Но уже многие элементы этой картины ученые представляют и считают, что так все и происходило на самом деле. Одним из элементов этой единой картины эволюции является химическая эволюция. Пожалуй, химическая эволюция – это один из аргументированных элементов единой картины эволюции хотя бы потому, что допускает экспериментальное моделирование химических процессов (чего, например, нельзя сделать в отношении условий, аналогичных тем, что были вблизи «большого взрыва»). Химическая эволюция прослеживается вплоть до элементарных кирпичиков живой материи: аминокислот, нуклеиновых кислот.

 

И.Берцелиус первым установил, что основой живого является биокатализ, т.е присутствие различных природных веществ в химической реакции, способных управлять ею, замедляя или ускоряя ее протекание.

Система и концепции эволюционной химии стали формироваться в 60-70-е годы XX века и в своей основе отвечают давней мечте химиков освоить и перенять опыт лаборатории живого организма, понять, как из неорганической (косной) материи возникает органическая, а затем и живое вещество – жизнь. Здесь опять можно упомянуть И. Берцелиуса, а дополнительно немца Ю. Либиха, француза М. Бертло.

 

В эволюционной химии существенное место отводится проблеме «самоорганизации» систем. Возникновение биологической эволюции можно объяснить концентрацией на Земле необходимых химических элементов. При каких же условиях они могли возникать?

Земля является неотъемлемым элементом звездных систем, и именно в звездах, их недрах, разогретых снова (после Big Bang температура Вселенной начала стремительно падать) до миллиардов градусов, и были произведены ядра химических элементов, следующих за гелием. Без звезд во Вселенной так бы вечно и существовала водородо-гелиевая плазма, в которой организация жизни, очевидно, невозможна (на современном уровне понимания этого явления).

В недрах звезды могут образоваться из водорода и гелия многие элементы Периодической системы, но только вплоть до элементов группы железа, обладающего наибольшей энергией связи, приходящейся на одну частицу. Более тяжелые элементы образуются в других более редких процессах, а именно при взрывах сверхновых звезд и частично новых, и поэтому в природе их мало.

Как, при каких условиях происходят взрывы сверхновых?

Отметим интересное, парадоксальное, на первый взгляд, обстоятельство. Пока вблизи центра звезды идет горение водорода, температура там не может подняться до порога гелиевой реакции. Для этого необходимо, чтобы горение прекратилось, и ядро звезды начало остывать! Остывающее ядро звезды сжимается, при этом повышается напряженность поля тяготения и выделяется гравитационная энергия, которая нагревает вещество. При повышенной напряженности поля необходима более высокая температура, чтобы давление могло противостоять сжатию, и гравитационной энергии оказывается достаточно, чтобы обеспечить эту температуру. (Аналогичный парадокс мы имеем при снижении космического аппарата: чтобы перевести его на более низкую орбиту, его надо притормозить, но при этом он оказывается ближе к Земле, где сила тяжести больше, и скорость его возрастет. Остывание увеличивает температуру, а торможение увеличивает скорость! Такими кажущимися парадоксами полна природа, и далеко не всегда можно доверяться «здравому смыслу»).

После начала горения гелия расходование энергии идет очень быстрыми темпами, так как энергетический выход всех реакций с тяжелыми элементами намного ниже, чем при реакции горения водорода и, кроме того, общая светимость звезды на этих этапах значительно возрастает. Если водород горит миллиарды лет, то гелий миллионы, а все остальные элементы — не более тысяч лет. Когда в недрах звезды все ядерные реакции затухают, ничто уже не может препятствовать ее гравитационному сжатию, и оно происходит катастрофически быстро (как говорят, коллапсирует). Верхние слои падают к центру с ускорением свободного падения (величина его на многие порядки превосходит земное ускорение падения из-за несопоставимой разности масс), выделяя огромную гравитационную энергию. Вещество сжимается. Часть его, переходя в новое состояние высокой плотности, образует звезду-остаток, а часть (обычно большая) выбрасывается в пространство в виде отраженной ударной волны с огромной скоростью. Происходит взрыв сверхновой звезды. На какой стадии эволюции звезды остановится сжатие и что будет представлять собой остаток сверхновой, все эти варианты зависят от ее массы. Если эта масса менее 1,4 солнечной, это будет белый карлик, звезда с плотностью 109 кг/м3, медленно остывающая без внутренних источников энергии. От дальнейшего сжатия ее удерживает давление вырожденного электронного газа. При большей массе (примерно до 2,5 солнечной) образуется нейтронная звезда (их существование предсказано великим советским физиком, нобелевским лауреатом Львом Ландау) с плотностью примерно равной плотности атомного ядра. Нейтронные звезды были открыты как так называемые пульсары. При еще большей исходной массе звезды образуется черная дыра — безудержно сжимающийся объект, который не может покинуть ни один объект, даже свет. Именно при взрывах сверхновых происходит образование элементов тяжелее железа, для которых нужны чрезвычайно плотные потоки частиц высокой энергии, чтобы были достаточно вероятны многочастичные столкновения. Все материальное в этом мире является потомками сверхновых, в том числе и люди, поскольку атомы, из которых мы состоим, возникли когда-то при взрывах сверхновых.

Таким образом, звезды являются не только мощным источником энергии высокого качества, рассеяние которой способствует возникновению сложнейших структур, включающих и жизнь, но и реакторами, в которых производится вся таблица Менделеева — необходимый материал для этих структур. Взрыв заканчивающей свою жизнь звезды выбрасывает в пространство огромное количество разнообразных элементов тяжелее водорода и гелия, которые смешиваются с галактическим газом. За время жизни Вселенной закончили свою жизнь очень многие звезды. Все звезды типа Солнца и более массивные, возникшие из первичного газа, уже прошли свой жизненный путь. Так что сейчас Солнце и ему подобные звезды — это звезды второго поколения (а может быть, и третьего), существенно обогащенные тяжелыми элементами. Без такого обогащения вряд ли около них могли бы возникнуть планеты земного типа и жизнь.

Преимущественными химическими элементами и в настоящее время являются водород и гелий. Относительно малого содержания тяжелых элементов, впрочем, оказалось достаточным для образования жизни (по крайней мере, на одном из островков Вселенной вблизи «рядовой» звезды, Солнца — желтого карлика). Помимо уже указанного нами ранее, надо помнить, что в открытом космическом пространстве присутствуют космические лучи, по сути являющиеся потоками элементарных частиц, в первую очередь, электронов и протонов разных энергий. В некоторых областях межзвездного пространства имеются локальные области повышенной концентрации межзвездного вещества, получившие название межзвездных облаков. В отличие от плазменного состава звезды, вещество межзвездных облаков уже содержит (об этом свидетельствуют многочисленные астрономические наблюдения) молекулы и молекулярные ионы. Например, обнаружены межзвездные облака из молекулярного водорода, очень часто присутствуют в спектрах поглощения такие соединения, как ион гидроксила ОН, молекулы СО, молекулы воды и др. Сейчас число обнаруженных в межзвездных облаках химических соединений составляет свыше ста. Под действием внешнего облучения и без него в облаках происходят разнообразные химические реакции, зачастую такие, которые невозможно осуществить на Земле по причине особых условий в межзвездной среде. Вероятно, примерно 5 миллиардов лет назад, когда образовалась наша солнечная система, первичным материалом при образовании планет были такие же простейшие молекулы, которые сейчас мы наблюдаем в других межзвездных облаках. Другими словами, процесс химической эволюции, начавшийся в межзвездном облаке, затем продолжился уже на планетах. Хотя сейчас в некоторых межзвездных облаках обнаружены достаточно сложные органические молекулы, вероятно, химическая эволюция привела к появлению «живого» вещества (т. е. клеток с механизмами самоорганизации и наследственности) уже только на планетах. Очень трудно представить организацию жизни в объеме межзвездных облаков.

Рассмотрим планетную химическую эволюцию на Земле.

Первичная атмосфеpa Земли содержала в основном простейшие соединения водорода Н2, H2О, NH3,CH4. Кроме этого, атмосфера была богата инертными газами, прежде всего гелием и неоном. В настоящее время обилие благородных газов на Земле ничтожно мало, что означает, что они в свое время переместились в межпланетное пространство. Наша современная атмосфера имеет вторичное происхождение. Первое время химический состав атмосферы мало отличался от первичной. После образования гидросферы из атмосферы практически исчез аммиак NH3, растворившийся в воде, атомарный и молекулярный водород улетучился в межпланетное пространство, атмосфера была насыщена преимущественно азотом N. Насыщение атмосферы кислородом происходило постепенно, сначала благодаря диссоциации молекул воды ультрафиолетовым излучением Солнца, затем, и главным образом, благодаря фотосинтезу растений.

В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал, иллюстрирующий, каким образом такие простые вещества, как вода, метан, аммиак, окись углерода, аммонийные и фосфатные соединения превращаются в высокоорганизованные структуры, являющиеся строительными кирпичиками клетки. Американские ученые Кельвин, Миллер и Юри провели ряд опытов, в результате которых было показано, как в первичной атмосфере могли возникнуть аминокислоты. Ученые создали смесь газов — метана СН4, молекулярного водорода Н2, аммиака NH3 и паров воды Н2O, моделирующую состав первичной атмосферы Земли. Через эту смесь пропускали электрические разряды, в результате в исходной смеси газов были обнаружены глицин, аланин и другие аминокислоты. Вероятно, существенное влияние на химические реакции в первичной атмосфере Земли оказывало Солнце своим ультрафиолетовым излучением, которое не задерживалось в атмосфере в связи с отсутствием озона.

Немаловажное значение на химическую эволюцию оказали не только электрические разряды и ультрафиолетовое излучение Солнца, но и вулканическое тепло, ударные волны, радиоактивный распад калия К (доля энергии распада калия примерно 3 млрд. лет назад на Земле была второй, после энергии ультрафиолетового излучения Солнца). Например, газы, выделяющиеся из первичных вулканов (O2, СО, N2, Н2O, Н2, S, H2S, СН4, SО2), при воздействии различных видов энергии реагируют с образованием разнообразных малых органических соединений, типа: цианистый водород HCN, муравьиная кислота HCO2H, уксусная кислота H3CO2H, глицин H2NCH2CO2H и т. д. В дальнейшем, опять же при воздействии различных видов энергии, малые органические соединения реагируют с образованием более сложных органических соединений: аминокислоты

В процессе самоорганизации предбиологических систем шел отбор необходимых элементов для возникновения жизни и ее функционирования. Из 118 химических элементов, открытых к настоящему времени, многие принимают участие в жизнедеятельности живых организмов, но только шесть из них – углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера – составляют основу живых систем, из-за чего они и получили название органогенов. Весовая доля этих элементов в живом организме составляет 97,4%.

Кроме того, в состав биологически важных компонентов живых систем входят еще 12 химических элементов: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт, бор. Еще около 20 элементов участвуют в жизнедеятельности живых систем в зависимости от среды обитания и состава питания.

Все элементы, участвующие в построении живых систем и их функционировании, распределены по всей поверхности Земли. Таким образом, жизнь на Земле возникала в любом месте, где для этого создавались благоприятные условия.

Как природа из такого ограниченного количества химических элементов и химических соединений образовала сложнейший высокоорганизованный комплекс – биосистему?

В 1969 г. появилась общая теория химической эволюции и биогенеза. Пока только эта теория в состоянии определить новую концептуальную систему, которая выходит за пределы учения о составе, структурной химии и учения о химических процессах.

Сущность этой теории состоит в том, что химическая эволюция представляет собой саморазвитие каталитических систем и, следовательно, эволюционирующим веществом являются прежде всего катализаторы.

Процесс саморазвития химических катализаторов двигался в сторону их совершенствования, шел постоянный отбор все новых катализаторов с большей реактивной активностью. Тогда химическую эволюцию можно представить как развитие самоуправления реактивностью различных химических соединений через включение различных катализаторов и выключением их. Обратим внимание на термин «самоуправление»: для объяснения превращения вещества в живое вещество и появление жизни саморегуляция изнутри особо важна. Саморегуляция реактивности при одном и том же химическом составе сложной молекулы оказывается возможной именно благодаря наличию или отсутствию разных катализаторов.

Основной закон химической эволюции (открытый А. Руденко) гласит, что эволюционные изменения катализатора происходят в том направлении, где проявляется его максимальная активность. Саморазвитие, самоорганизация и самоусложнение каталитических систем происходят за счет энергии базисной реакции. Поэтому эволюционируют каталитические системы с большей энергией.

Теория развития каталитических систем открывает следующие возможности:

· Выявлять этапы химической эволюции и на этой основе классифицировать катализаторы по уровню их организации;

· Использовать принципиально новый метод изучения катализатора;

· Дать конкретную характеристику пределов химической эволюции и перехода от химогенеза (химического становления) к биогенезу.

На своем высшем эволюционном уровне химическая наука углубляет представления о мире. Концепции эволюционной химии являются убедительным аргументом, подтверждающим научное понимание происхождения жизни во Вселенной.

Жизнь полностью зависит от сохранения условий ее функционирования, а это напрямую зависит от самого человека. Видимо, одним из проявлений природы стало и появление человека как самосознающей себя материи. На определенном этапе он может оказывать ощутимое воздействие на среду собственного обитания, причем как позитивное, так и негативное.

Вопросы для самопроверки

1. От каких факторов зависят свойства веществ?

2. Реакционная способность веществ, от чего она зависит?

3. В чем суть теории флогистона?

4. Кто является основоположником системного подхода в развитии химических знаний? Какую систему он построил?

5. Какие элементы называют органогенами и почему?

6. Какова взаимосвязь химии с физикой и биологией?

7. Каковы потенциальные возможности химии?

8. Какие концептуальные системы химии Вы знаете?

Пригодится для тестирования:

§ Постоянная Планка: h=6,63х10-34Дж/Гц

§ Атомная единица массы: а.е.м. = 1,66х10-27кг

§ Элементарный электронный заряд: е = 1,602х10-19Кл

§ Нормальное атмосферное давление: р = 1,01325х105Па

§ Нормальная термодинамическая температура: Т = 273,15К

§ (или температура Цельсия: t = 0оС)

§ Молярный объем идеального газа при нормальных физических условиях 22,4 л/моль

· Моль(м) – количество вещества, содержащее столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в 0,012 кг углерода 12С.

·

· Водородный показатель реакции среды ph:

· Нейтральная среда ph = 7

· Кислая среда ph < 7

· Щелочная среда ph > 7


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.68.214 (0.06 с.)