Вопрос 4. Неклассический период естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Неклассический период естествознания.



 

В конце 90 ых гг. XIX в. – нач. ХХ началась следующая революция в естествознании (новая глобальная научная революция). Началась она в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменив философские, методологические, гносеологические и логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.

Революция в естествознании сопровождалась рядом научных открытий:

· электромагнитных волн (Г.Герц)

· коротковолнового электромагнитного излучения (К.Рентген)

· радиоактивности (А. Беккерель)

· электрона (Дж. Томсон)

· светового давления (П.Н. Лебедев)

· идеи кванта (М.Планк)

· теории относительности (А.Эйнштейн)

· процесса радиоактивного распада (Э.Резерфорд) и др.

В период с 1913 по 1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

Это – первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания.

Второй этап научной революции начался в середине 20 х гг. ХХ века и связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новую квантово-релятивистскую физическую картину мира.

На исходе третьего десятилетия ХХ в. практически все главнейшие постулаты, выдвинутые классической наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы. Физический мир, увиденный глазами физика ХХ века, напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль.

Началом третьего этапа революции было овладение атомной энергией в 40 е годы XX века и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. В этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле.

С середины ХХ века наука окончательно слилась с техникой, приведя к научно-технической революции.

Итак, результатом революции в естествознании явилась квантово-релятивистская картина мира, а также утверждение неклассического стиля мышления (на смену созерцательности пришел деятельный стиль мышления).

Особенности неклассической науки:

1) Отказ от признания механики в качестве ведущей науки, замена ее квантово-релятивистскими теориями.

Механистичность и метафизичность классической науки сменилась новыми позитивистскими установками:

- классический механический детерминизм, абсолютно исключающий элемент случайного из картины мира, сменился современным вероятностным детерминизмом, предполагающим вариативность картины мира;

- пассивная роль наблюдателя и экспериментатора в классической науке сменилась новым деятельностным подходом, предполагающим влияние исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты;

- стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением о необходимости только полезного, позитивного знания;

- научное знание более не понимается как абсолютно достоверное, но только как относительно истинное, существующее во множестве теорий.

2) Развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи доказывают не случайность, а неизбежность появления Жизни и Разума во Вселенной; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной.

3) Закончилось противостояние науки и религии. Наука стала религией ХХ века.

С середины ХХ века наука и ее идейные сторонники (сциентизм) стали получать в свой адрес многочисленные критические оценки со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями. Она отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощает средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Рушатся традиционные цели и ценности. Мир потерял веру во всемогущество науки. Стал развиваться антисциентизм. Современная наука переживает кризис, выход из которого предполагает принципиальное обновление науки, которое будет, очевидно, достигнуто в XXI веке.

Вопросы для самопроверки

1) Соотношение науки и естествознания.

2) Что такое рациональность?

3) Знания о природе и человеке в античном мире.

4) Соотношение знания и веры в эпоху средневековья.

5) Законы механики И.Ньютона

6) Исаак Ньютон и завершение научной революции.

7) Основные итоги научной революции XVI-XVII веков.

8) Неклассическая наука и ее основные черты.

9) В чем заключается кризис современной науки?

Пригодится для тестирования:

Законы И. Ньютона:

1.
Закон инерции Закон 1. Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.
Законы механики И.Ньютона

 

 

Закон ускорения. Закон 2. Изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

 


 

Закон равного противодействия. Закон 3. Действительно есть всегда равное противодействие, иными словами: взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны.


 
 
Закон всемирного тяготения. Закон 4. Сила тяготения проявляется между любыми материальными телами независимо от их конкретных свойств; она пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.



ТЕМА 3. Развитие взглядов на строение материи
и современная физика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.007 с.)