Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Неклассический период естествознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце 90 ых гг. XIX в. – нач. ХХ началась следующая революция в естествознании (новая глобальная научная революция). Началась она в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменив философские, методологические, гносеологические и логические основания науки в целом, создав феномен современной науки. Революция в естествознании сопровождалась рядом научных открытий: · электромагнитных волн (Г.Герц) · коротковолнового электромагнитного излучения (К.Рентген) · радиоактивности (А. Беккерель) · электрона (Дж. Томсон) · светового давления (П.Н. Лебедев) · идеи кванта (М.Планк) · теории относительности (А.Эйнштейн) · процесса радиоактивного распада (Э.Резерфорд) и др. В период с 1913 по 1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это – первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания. Второй этап научной революции начался в середине 20 х гг. ХХ века и связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новую квантово-релятивистскую физическую картину мира. На исходе третьего десятилетия ХХ в. практически все главнейшие постулаты, выдвинутые классической наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы. Физический мир, увиденный глазами физика ХХ века, напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль. Началом третьего этапа революции было овладение атомной энергией в 40 е годы XX века и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. В этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. С середины ХХ века наука окончательно слилась с техникой, приведя к научно-технической революции. Итак, результатом революции в естествознании явилась квантово-релятивистская картина мира, а также утверждение неклассического стиля мышления (на смену созерцательности пришел деятельный стиль мышления). Особенности неклассической науки: 1) Отказ от признания механики в качестве ведущей науки, замена ее квантово-релятивистскими теориями. Механистичность и метафизичность классической науки сменилась новыми позитивистскими установками: - классический механический детерминизм, абсолютно исключающий элемент случайного из картины мира, сменился современным вероятностным детерминизмом, предполагающим вариативность картины мира; - пассивная роль наблюдателя и экспериментатора в классической науке сменилась новым деятельностным подходом, предполагающим влияние исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты; - стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением о необходимости только полезного, позитивного знания; - научное знание более не понимается как абсолютно достоверное, но только как относительно истинное, существующее во множестве теорий. 2) Развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи доказывают не случайность, а неизбежность появления Жизни и Разума во Вселенной; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной. 3) Закончилось противостояние науки и религии. Наука стала религией ХХ века. С середины ХХ века наука и ее идейные сторонники (сциентизм) стали получать в свой адрес многочисленные критические оценки со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями. Она отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощает средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Рушатся традиционные цели и ценности. Мир потерял веру во всемогущество науки. Стал развиваться антисциентизм. Современная наука переживает кризис, выход из которого предполагает принципиальное обновление науки, которое будет, очевидно, достигнуто в XXI веке. Вопросы для самопроверки 1) Соотношение науки и естествознания. 2) Что такое рациональность? 3) Знания о природе и человеке в античном мире. 4) Соотношение знания и веры в эпоху средневековья. 5) Законы механики И.Ньютона 6) Исаак Ньютон и завершение научной революции. 7) Основные итоги научной революции XVI-XVII веков. 8) Неклассическая наука и ее основные черты. 9) В чем заключается кризис современной науки? Пригодится для тестирования: Законы И. Ньютона: 1.
ТЕМА 3. Развитие взглядов на строение материи
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.01 с.) |