Конвергирующие технологии. Перспективы развития науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвергирующие технологии. Перспективы развития науки.



За последние столетия техника оказала решающее воздействие на социально-экономический строй человеческого общества.

За последние десять лет исследования в области философии науки и технологии в их междисциплинарном и трансдисциплинарном контекстах обзавелись новым концептом: «Конвергирующие технологии». Несколько раньше, в середине 90-х, на само явление растущей конвергенции в сложных высокотехнологичных системах обратил внимание выдающийся американский социолог М. Кастельс. Заметим, что конвергенция (объединение, сближение) в этих системах удивляет тем, что объединяются именно биологический, то есть живой, и технический уровни систем! Конвергирующие технологии оказываются результатом объединения четырех составляющих: информационной, биологической, нанотехнологии и когнитивных наук (латинская аббревиатура этих четырех составляющих NBIC).

Говорят о парадигме конвергенции и необходимости ее философского осмысления. Когнитивная наука – это наука о процессах познания (область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей). Когнитивные науки включают в себя следующие дисциплины: эпистемологию, когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейробиологию, компьютерную науку. Основания этой когнитивной науки были заложены математиком А. Тьюрингом. Томас Гоббс в свое время сказал о том, что мышление есть вычисление, и именно эти слова оказываются практически подтверждаемыми в разработках Тьюринга.

Когнитивные науки представляют собой по сути междисциплинарный синтез различных наук, объединенных единой проблематикой «сознание – мозг – язык». Информационное общество подходит к своему завершению, и на смену ему вызревает новый этап развития человека, основанный не на владении информацией, а на знании (власти над понятиями). Знания в отличие от информации практически ориентированы, и неадекватное их воплощение в ультрасовременных технологиях может привести к трагедиям.

Когнитивные технологии стали развиваться позднее, чем информационные, био- и нанотехнологии. Но уже сегодня без них невозможно представить себе прогресса экономики, медицины, современного быта человека. Это технологии интерфейсов, контроля внимания, технологии в области эргономики, виртуалистики, другие, дающие многомиллиардные эффекты.

В когнитивной науке ставится задача разработки технологии получения и применения знаний, обсуждается, как трансформировать обучение из процесса передачи информации в умение хорошо думать. Анализируя изменения научного знания, исследователи говорят о формировании коммуникативной науки, В докладе Р. Шенка на IV Международной конференции по когнитивной науке были высказаны предложения по трансформации системы образования, основанные на достижениях когнитивной науки в понимании природы мышления. В его программе выделено двенадцать фундаментальных когнитивных процессов: моделирование, эксперимент, прогноз, оценка, диагноз, планирование, причинность, суждение, переговоры или умение договариваться, влияние, командная работа, описание. Этим принципам следует учить всех, как основам образования, начиная с самого раннего возраста.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема создания механизмов конвергенции технологий и науки, а также механизмов внешней конвергенции общества с наукой и технологией, бизнесом и производством, которые будут в полной мере соответствовать сложившимся в современном мире условиям.

Важнейший философский аспект когнитивных исследований связан с антропологической проблематикой, актуализацией проблемы природы человека в контексте современных NBIC-технологий. Междисциплинарные исследования природы человека получили новый импульс развития в свете новых технологий. В обществе, живущем в эпоху глобального цивилизационного кризиса, для которого экологическая проблема стала проблемой выживания, в котором технонаука и особенно NBIC-технологии становятся силой, способной коренным образом изменить природу человека и его жизнедеятельность. Сегодня в связи с конвергентными технологиями, которые являются огромной преобразующей силой, возник вопрос о том, до какого предела мы готовы пойти в этих преобразованиях, когда они касаются самого человека? Возникла проблема, обозначенная как постчеловеческое будущее, где обсуждаются последствия искусственного изменения природы человека, в том числе его когнитивного аппарата - вопрос, в котором затронуты не только сфера самопознания и саморазвития, но и самосохранения.

«Субъекты, не сумевшие совладать с возрастающим инструментальным могуществом, выбраковываются из дальнейшего эволюционного процесса, подорвав основы своего собственного существования» (Назаретян А.П. Универсальная перспектива творческого интеллекта в свете постнекласической методологии//Вызов познанию: стратегии развития в современном мире. М.2004. С.428).

Конвергирующие технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в адекватном гуманитарном осмыслении в широком смысле этого слова. Соответственно, возникает необходимость в разработке (на партнерской основе) социо-гуманитарных проблем конвергентных технологий, сделать основной упор на возникающие в контексте NBIC-процесса экономические, образовательные, управленческие, правовые и этико-экологические аспекты этих проблем. Заметим, что эти элементы являются по сути гуманитарными. Гуманитаризации сегодня явно не хватает любому даже выдающемуся техническому специалисту.

Эксперты ЕС считают стратегию развития современной цивилизации излишне технократичной (хотя она и ориентирована на улучшение человеческого качества) и полагают необходимым (сохраняя ее ядро) расширить, интегративно дополняя ее социальными, антропологическими, философскими, экологическими образами и моделями.

Существенно, что эта разработка не может происходить иначе как в форме живой проектно-ориентированной совместной деятельности. Все выпускники современных вузов, в особенности магистры, в проектной обучающей деятельности должны получать системные гуманитарные навыки, ибо только такая форма наиболее адекватна современности. Проектирование в условиях обучения конвергентности позволяет уже на стадии образования обучить сопряжению всех технических составляющих с развитием социогуманитарного знания, с возникновением новой единой парадигмы мышления.

По сути речь идет о повышении эффективности имеющихся и конструировании новых креативных коммуникативных практик в синергетической системе «Человек – техническая реальность – Человек»

Заключение

Главной задачей настоящего учебного пособия является формирование у магистрантов философского типа мировоззрения в процессе изучения курса «Философские проблемы науки и техники», основу которого составляет современная картина мироустройства в свете последних достижений и основных принципов познания.

Научное познание представляет собой процесс движения от незнания к знанию, к раскрытию всеобщих связей явлений природы, принципов их взаимодействия и развития. В общем процессе познания каждая из наук дает представление о какой-то одной из сторон различных явлений природы, и только на базе достижений всех наук складывается относительно объективный и системный взгляд на окружающую человека действительность, и осознание ответственности и места человека в этом мире.

Изложенные в данном учебном пособии теории современной науки направлены на то, чтобы помочь магистрантам критически оценить ориентиры для осознания ими своей личной причастности к делам всего человеческого рода и собственной роли в общечеловеческой судьбе. Развить способности, используя интегральный опыт универститета как самоорганизованного ученого сообщества, чтобы не бояться решать задачи самоорганизованных систем с обратной связью на архетипы инженеров, способных на создание систем, интегрируемых во вселенную.


Список литературы

Основная литература

  Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 395 с.    
  Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд.– СПб.: Питер, 2010. – 560 с.    
  Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник.- М.: Гардарики, 2007. – 335 с.    
  Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А.. Философия науки и техники: учебное пособие. - М.: Контакт—Альфа, 1995.—384 с.    
  Кравченко А.Ф. История и методология науки и техники: учебное пособие. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005.—360 с.    
  Канке В.А. Философия для технических специальностей: учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.—395 с    
  Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. - М.:Юнити, 2005    
  Котенко В.П. История и философия технической реальности. М.: Академический проект; Трикста, 2009    
  Аль-Ани М.Н. Философия техники: учебное пособие. – СПб 2004.    
2 Дополнительная литература  
2.1 Учебные и научные издания  
1. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце 19 – начале 20 столетий (сравнительный анализ). - М.: Изд. Дом «Логос», 2008    
2. Лебедев С.А. Философия науки: терминологический словарь. М.: Академический Проект, 2011. – 269 с. -    
3. Тавризян М.Г. Философы XX века о технике и «технической цивилизации»: научное издание. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 216 с.    
4. Павленко А.Т. Возможность техники: научное издание. - М.: Алетейя, 2010    
5. Митчем К. Что такое философия техники? Научное издание. - М.: Аспект Пресс, 1995    
6. Тоффлер. Футурошок. СПб: Лань, 1997    
7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.      
8. Ясницкий Л H. Современные проблемы науки: учебное пособие / Л. Н. Яс­ницкий, Т. В. Данилевич. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 294 с.      
9. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989. – № 2.      
10. Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). – М.: Наука, 1997.      
11. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. – Л.: Наука, 1988    
12. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: REFL-book, 1994    
13. Мэмфорд Л. Миф машины //Утопия и утопическое мышление. М., 1991    
14. Наука и техника (§ 10) в кн.: В.М. Шемякинский. Философия и наука: учебное пособие. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. – С. 50-60.      
15. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Дегуманизация искусства. – М., 2000    
16. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Издательство «Весь мир», 2002    
17. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. – М., 1995    
18. Ясперс К. Современная техника // Смысл и назначение истории. – М., 1994    
19. Пантин В.И. философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века / В.И. Пантин. В.В. Лапкин. – Дубна, Феникс+, 2006. – 448 с.      
20. Назаретян А.П. Универсальная перспектива творческого интеллекта в свете постнекласической методологии//Вызов познанию: стратегии развития в современном мире. М.2004. – С. 394-434.    
21. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика – психология – прогнозирование); 2-е изд. - М.: Мир, 2004. – 367 с    
  Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с    
  Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков, сост.. вступ. статья…В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. – 1008 с    
2.2 Периодические издания  
  Вопросы философии
  Философские науки
  Новости науки и техники: новые технологии
  Наука и жизнь
  Социологические исследования (СОЦИС)
  В мире науки
  Знание - сила
  Природа и человек. ХХI век  
  Химия и жизнь ХХI век  
Возможно найти по ссылке  
  Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.: Ссылка: http://www.knigafund.ru/books/149280    
  Рузавин, Георгий Иванович. Р83 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г.И. Рузавин. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 304 с Ссылка: http://www.knigafund.ru/books/149281    
  Гусейханов М. К. Г96 Концепции современного естествознания: Учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 540 с. Ссылка: http://www.knigafund.ru/books/149120    
Авторами учебного пособия были использованы следующие учебные пособия других авторов: Концепции современного естествознания / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-е изд., доп., перераб. – М., 2006. – 319 с.; Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.; Касперович Г.И. Основы современного естествознания. Учебное пособие. – Минск, 2009. – 307 с.; Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.; Концепции современного естествознания. Серия «высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.; Рычков, А.В. История науки: консп. лекций / А.В. Рычков. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 60 с. В.Н.Кукьян, О.А.Резник. Философия здоровья.- Учебное пособие. - Пермь, 2004.-100с. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.; Хата З. И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: Фаир- пресс, 2001. – 208с.; Петрушин В.И, Петрушина Н.В. Валеология. – М.: Гардарики,2002. – 431. Дополнительная использованная литература: 1. Маркузе Г.Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова.- М: ООО "Издательство ACT", 2002. – 526 с. – (Philosophy). 2. Эко У. Средние века уже начались. – Иностранная литература. 1994. N 4. C. 258 – 267. 3.Ортега-и-Гассет, Хосе. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. – М.: Весь мир, 2000. – С. 164-232.  
           

Вопросы к экзамену (вариант)

1. Основные понятия дисциплины: философия, наука, техника.

2. Из истории философских проблем науки и техники: Аристотель, его Метафизика и Никомахова этика. (Характеристика произведения, основные идеи)

3. Реализм, номинализм и эмпиризм в средневековой христианской философии

4. Значение гуманизма и натурфилософии эпохи Возрождения

5. Коперник, Галилей и Ньютон в науке Нового времени.

6. Методы научного познания.

7. Философские проблемы классической механики Ньютона

8. Эмпиризм (Ф. Бэкон: Новый Органон.)

9. Рационализм (Р. Декарт) в новоевропейской философии. Рассуждение о методе. Основные идеи.

10. Кант о научном и философском познании. Критический поворот философствования

11. Техника как момент и состояние человеческой деятельности, как искусность, ее инструментальный уровень и основные противоречия развития техники.

12. Учение о технике в трудах философов второй половины XX века (К. Ясперс, Ф. Г. Юнгер, М.Хайдеггер).

13. Этические проблемы технизации современного общества.

14. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.

15. Наука и глобальные проблемы современного человечества. Плюсы и минусы глобализации.


Важнейшие термины и понятия

А

Абстрагирование – способ образования научных понятий путем мысленного отвлечения от несущественных для данной теории свойств, связей и отношений изучаемого объекта.

Автотрофы – организмы, осуществляющие питание за счет фотосинтеза.

Адаптация – приспособление функций и строения организмов к условиям существования.

Адроны – общее название элементарных частиц, подверженных сильному взаимодействию.

Акклиматизация – приспособление живых организмов к изменившимся географическим условиям существования.

Аксиома – положение, которое принимается без доказательств.

Алхимия – этап в развитии научного знания, предшествующий химии; ставила своей задачей превращение простых металлов в золото и серебро посредством особого вещества – «философского камня».

Аминокислоты – класс органических соединений, служащих основным элементом построения растительных и животных белков.

Амфибионты – организмы, приспособленные к обитанию в двух средах: в воде и на суше.

Анализ – метод научного познания, состоящий в мысленном или фактическом разложении объекта на составные части.

Анаэробы – организмы, живущие в отсутствие свободного кислорода (многие бактерии, некоторые черви и моллюски).

Аннигиляция – превращение частицы и античастицы при их столкновении в другие частицы, фотоны и мезоны больших энергий.

Античастица – элементарная частица, масса и спин которой точно равны массе и спину данной частицы, а электрический заряд, магнитный момент равны по величине, но противоположны по знаку (позитрон античастица электрона).

Антропогенез – учение о происхождении человека.

Антропология -наука опроисхождении и эволюции человека и его рас.

Антропоиды – человекообразные обезьяны.

Атмосфера – газообразная оболочка Земли и других небесных тел: планет, Солнца, звезд.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойст, состоит из ядра и электронной оболочки.

Аэробы – организмы, которые могут существовать только при наличии свободного молекулярного кислорода (почти все животные, растения, а также многие микроорганизмы).

 

Б

Бактерии – группа микроскопических, в основном одноклеточных организмов, обладающих клеточной стенкой, но не имеющих ядра, размножающихся делением.

Барионы – «тяжелые» элементарные частицы – адроны с массой, не меньшей массы протона и с полуцелым спином.

Белки – высокомолекулярные органические вещества, состоящие из аминокислот и составляющие основу жизнедеятельности всех организмов.

Биогеоценоз – сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов с неживыми компонентами – условиями обитания.

Биокатализаторы – вещества, присутствие которых обуславливает ускорение или торможение свойственных живой материи химических процессов.

Бионт – организм, приспосабливающийся в ходе эволюции к обитанию в определенной среде.

Биосфера – область активной жизни, в которой живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему.

Биота – исторически сложившаяся совокупность растений и животных на определенной территории.

Биоценоз – совокупность животных, растений и микроорганизмов, населяющих участок среды с однородными условиями жизни, например, луг, болото.

Бифуркация – разветвление в определенной точке в траектории движения системы.

Близкодействие – передача взаимодействия от тела к телу, от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме.

Бозон – элементарная частица с целочисленным спином.

 

В

Валеология – наука о здоровье.

Вакуум – особое состояние электромагнитного поля при отсутствии реальных частиц.

Верификация – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментами.

Виртуальные частицы – теоретически вычисленные элементарные частицы, непрерывно возникающие и исчезающие в очень короткие промежутки времени.

Вирус (от лат. virus - яд) мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Резко отличаются от других форм жизни, являются внутриклеточным паразитом.

Г

Галактика – гигантские скопления звезд и их систем (Млечный Путь, так называется наша галактика).

Гелиоцентризм – теория, согласно которой Солнце является центральным телом Солнечной системы, вокруг которого обращаются планеты. Автор ее – Н. Коперник, а экспериментально доказал – Г. Галилей.

Ген – материальный носитель наследственности, единица наследственной информации, способная к воспроизведению и расположенная в хромосоме.

Генезис – процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления.

Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

Геном – совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данной животной или растительной клетки.

Географический детерминизм – учение, согласно которому географическая среда оказывает решающее воздействие на развитие общества.

Геоцентризм – теория, указывающая на центральное положение Земли во Вселенной (например, теория Аристотеля-Птолемея).

Гетеротрофы – организмы, питающиеся органическими веществами. К ним относятся грибы, многие микроорганизмы, все животные и люди.

Глобальный эволюционизм – представление о всеобщем характере эволюции во Вселенной, подтверждаемое теорией Большого взрыва и неравновесной термодинамикой в физике, концепциями предбиологической эволюции в химии, эволюционной генетикой, биологией и др.

Гомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций организма животного и человека, направленных на сохранение динамического состояния его внутренней среды (температура тела, кровяного давления и др.).

Гравитация – всемирное тяготение, универсальное взаимодействие между любыми видами физической материи.

 

Д

Дальнодействие – представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на любое расстояние без каких-либо посредствующих звеньев.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному.

Детерминизм – философская концепция, признающая причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Дискретность – прерывность.

Дискурс – всякое высказывание, предполагающее говорящего и слушающего и намерение первого определенным образом воздействовать на второго.

Дифракция – отклонение волн, возникающих при их распространении в неоднородных средах.

 

Е

Евгеника – учение о наследственном здоровье человека; о возможных методах влияния на эволюцию человечества для совершенствования его природы.

Естественная среда – среда обитания человека, включающая неживую и живую природу.

Естественный отбор – особый механизм отбора живых организмов в природе, приводящий к избирательному уничтожению не приспособившихся организмов, к изменению окружающей среды.

Естествознание – система наук о природе.

 

Ж

Живое вещество – в концепции В.И. Вернадского – совокупность всех живых организмов на Земле, включая человечество.

Живая материя – совокупность организмов, отличающихся от неживых систем рядом признаков, таких, как обмен веществ, размножение, развитие на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Живая материя тесно связана с неживой.

 

З

Закон – необходимая, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, предметами или их свойствами.

 

И

Изменчивость – превращение организмов под влиянием внешней среды.

Изомеры – химические соединения, одинаковые по молекулярной массе и составу, но различающиеся по строению.

Изотропность – независимость свойств среды (вещества) от направления.

Имманентный – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.

Импульс – физическое понятие, характеризующее количество движения.

Ингредиент – составная часть какого-либо соединения.

Индетерминизм – философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе или познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индивид – особь, каждый самостоятельно существующий организм.

Индукция – способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Инерциальные системы – системы отсчета, движущиеся друг относительно друга равномерно и прямолинейно.

Инерция – свойство материальных тел сохранять свой покой или равномерное движение при отсутствии внешних воздействий на них. При действии на тело внешней силы изменение состояния покоя или движения происходит постепенно, тем медленнее, чем больше масса этого тела.

Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, а также процесс, ведущий к такому объединению.

Ион – электрически заряженная частица, образующаяся при потере или приобретении избыточных электронов атомами или группами атомов.

Ионизация – превращение атомов и молекул в ионы.

Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.

 

К

Катаболизм – совокупность реакций обмена веществ в организме, заключающихся в распаде сложных органических веществ.

Катализ – возбуждение химических реакций или изменение скорости их протекания посредством добавления особых веществ – катализаторов, не участвующих непосредственно в реакции, но изменяющих ее ход.

Квазары – космические объекты, обладающие интенсивным радиоизлучением и чрезвычайно малыми условными размерами.

Квант – понятие, введенное М. Планком для обозначения элементарной дискретной порции энергии.

Кварк – теоретически вычисленная элементарная частица с дробным электрическим зарядом, соединяясь между собой, образуют адроны.

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов.

Континуум – непрерывное, связанное, целостное единство точек, чисел или физических величин.

Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

Корпускула – очень малая частица вещества.

Космогония – учение о происхождении и эволюции космических тел и их систем.

Космология – учение о Вселенной как целом, основанное на исследовании той ее части, которая доступна для астрономических наблюдений ее изучения.

Космос – синоним астрономического определения Вселенной. Выделяют ближний космос, исследуемый с помощью космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос – мир звезд и галактик.

Креационизм – направление в биологии, считающее, что возникновение мира, жизни, человека есть результат божественного творения, отрицающее изменение видов в их историческом развитии.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

 

Л

Лабильность – неустойчивость, изменчивость.

Ламаркизм – концепция исторического развития органического мира, созданная Ж.Б. Ламарком, согласно которой все виды животных и растений постоянно изменяются под воздействием меняющихся условий жизни.

Ландшафт – природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир – находятся в сложном взаимодействии, образуя единую систему.

Лептоны – наиболее легкие элементарные частицы со спином ½, не участвующие в сильном взаимодействии.

Липиды – группа органических веществ, входящих в состав всех живых клеток, включающая жиры и жироподобные вещества.

Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, располагающаяся на мантии.

 

М

Мальтузианство – теория, согласно которой бедственное положение людей обусловлено действием закона абсолютного перенаселения, т.е. тем, что численность населения растет быстрее, чем количество средств к существованию.

Мантия Земли – оболочка «твердой» Земли, располагающаяся между земной корой и ядром Земли.

Мезоны – неустойчивые, самопроизвольно распадающиеся элементарные частицы с нулевым или целым спином, принадлежащие к классу адронов.

Метаболизм – обмен веществ.

Метагалактика – вся известная в настоящее время часть Вселенной со всеми находящимися в ней галактиками, квазарами и другими объектами.

Метод – совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой изучаемого объекта.

Микробы – общее название всех микроорганизмов – бактерий, дрожжевых и плесневых грибов, исключая микроскопические водоросли и простейшие организмы.

Микрочастица – частица малой массы (элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы). Движение микрочастиц описывается квантовой механикой.

Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

Мутагены – физические и химические факторы, вызывающие мутации.

Мутация – внезапно возникающее естественное или искусственное изменение наследственных структур, ответственных за хранение генетической информации и ее передачу.

 

Н

Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Наука – это определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей по добыванию, накоплению и проверке знаний.

Научная революция – радикальное изменение всех элементов научного знания (методов, теорий, норм, программ и т.д.), приводящее к смене научной картины мира, к смене научной парадигмы. В истории науки принято выделять три научных революции: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Эти революции разбивают историю науки на три больших периода: (VI в до н.э. - XVI в. н.э.) – до классический, (XVII – XIX вв.) – классический и (ХХ в.) неклассический (постнеклассический).

Неевклидова геометрия – геометрия, отличная от евклидовой, описывающая поверхности, обладающие кривизной (например, геометрия Лобачевского, геометрия Римана).

Нейтрон – электрически нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

Нелинейность – понятие, обозначающее процессы, описываемые нелинейными уравнениями. Понятие нелинейности используется для указания на многовариантность, альтернативность и необратимость возможных путей эволюции сложных самоорганизующихся систем.

Ноосфера – сфера разума, область активного проявления научной мысли как главного фактора воздействия человека на окружающий мир.

Нуклон – обще название протона и нейтрона – частиц, из которых построены атомные ядра.

 

О

Озон – соединение из трех атомов кислорода, образуется в атмосфере при электрических разрядах во время грозы или под действием ультрафиолетовых лучей.

Окружающая среда – явление более широкое, чем географическая среда; включает, помимо поверхности

з емли, ее недр, часть Солнечной системы, попадающую в сферу деятельности человека, а также материальный мир, созданный человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов, охватывающее все изменения от момента зарождения до окончания жизни.

Органогены – химические элементы, входящие в состав органических веществ (углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера).

 

П

Панспермия – гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких зародышей жизни.

Парадигма – понятие современной науки, введенное американским ученым Т. Куном и означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. К парадигмам в истории науки относят аристотелевскую динамику, ньютоновскую механику и др. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

Планета – несамосветящееся небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.

Полиморфизм – наличие в пределах одного и того же вида животных или растений особей, резко отличающихся друг от друга.

Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая некоторую территорию, относительно изолированная от других и обладающая определенным генофондом; рассматривается как элементарная единица эволюции.

Прокариоты – организмы, лишенные оформленного ядра (вирусы, бактерии, сине-зеленые водоросли).

Пульсары – космические источники радио-, оптического, ренгеновского, гамма- излучения, приходящего на землю в виде периодически повторяющихся импульсов.

Пространственно- временной континуум – целостное, непрерывное единство пространственных и временных координат.

Протон – положительно заряженная частица



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.167.73 (0.154 с.)