![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моделирование сезонных и циклических колебаний временных рядовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эконометрики для моделирования сезонных и циклических колебаний используют методы: 1. расчет значений сезонной компоненты и построение аддитивной или мультипликативной модели; 2. использование фиктивных переменных и др.
Расчет значений сезонной компоненты и построение аддитивной и мультипликативной модели
Аддитивная модель
используется, если амплитуда сезонных колебаний не меняется со временем. В случае если амплитуда со временем существенно изменяется в ту или иную сторону применяется мультипликативная модель
Построение моделей рассмотрим на примерах.
Пример 30. Имеются данные об объемах продаж некоего товара поквартально, (табл. 62). Необходимо построить модель временного ряда и провести прогнозирование. Решение. 1. Для выбора аддитивной или мультипликативной модели построим график объема продаж – рисунок 15. Рисунок 15.
По графику видно, что амплитуды колебаний приблизительно равны, поэтому будем строить аддитивную модель Таблица 62
2. Проведем выравнивание фактического временного ряда методом средних скользящих за 4-х летний период (столбец 5).
3. Приведем полученные средние в соответствии с фактическими моментами времени, для чего найдем средние значения из двух последовательных скользящих средних – центрированные скользящие средние (столбец 6).
4. Найдем отклонения
Таблица 63
В моделях с сезонной компонентой все сезонные влияния взаимопоглощаются, т.е. в аддитивной модели сумма сезонных компонент по всем периодам должна быть равна нулю. В нашем случае, это не так -
где, Рассчитаем скорректированную сезонную компоненту:
Сумма всех скорректированных компонент равна нулю. Добавим значения 5. Исключим влияние сезонной компоненты как 6. Используя аналитическое выравнивание ряда Подставим по порядку в полученное уравнение значение 7. Чтобы найти уровни ряда полученные по аддитивной модели прибавим к значениям ряда
Рисунок 16. Ряд 1 – фактическое потребление, ряд 2 – тренд 8. Случайную компоненту
В аддитивной модели случайная компонента равна абсолютной ошибке. Для оценки качества модели рассчитаем сумму квадратов абсолютных ошибок и сравним с общей сумой квадратов отклонений. В аддитивной модели случайная компонента равна абсолютной ошибке.
Аддитивная модель объясняет 9. Проведем прогнозирование на следующий квартал.
Прогнозное значение объема продаж в следующем, 13-м квартале
Рассчитаем значение трендовой компоненты по полученному уравнению тренда: 13-й квартал является I-м кварталом года, для первых кварталов значение сезонной компоненты Получаем: Прогноз объема продаж на 13-й квартал составил 893,6 тыс.руб. Пример 31. Имеются данные об объемах продаж некоего товара поквартально, (табл. 64). Необходимо построить модель временного ряда и провести прогнозирование. Решение. 1. Для выбора аддитивной или мультипликативной модели построим график объема продаж – рисунок 17. Рисунок 17. Таблица 64
По графику видно, что амплитуды колебаний имеют тенденцию к увеличению, поэтому будем строить мультипликативную модель 2. Проведем выравнивание фактического временного ряда методом средних скользящих за 4-х летний период (столбец 5). 3. Приведем полученные средние в соответствии с фактическими моментами времени, для чего найдем средние значения из двух последовательных скользящих средних – центрированные скользящие средние (столбец 6). 4. Найдем отношения
Таблица 65
В мультипликативной модели сумма значений сезонной компоненты по всем кварталам должна быть равна числу периодов в цикле. Для нашей задачи число периодов равно 4-м. у нас же
где, Рассчитаем скорректированную сезонную компоненту:
Сумма всех скорректированных компонент равна 4. Добавим значения 5. Исключим влияние сезонной компоненты как 6. Используя аналитическое выравнивание ряда
Подставим по порядку в полученное уравнение значение 7. Чтобы найти уровни ряда полученные по мультипликативной модели умножим уровни ряда
Рисунок 5. Ряд 18 – фактическое потребление, ряд 2 – тренд 8. Случайную компоненту
Для оценки качества модели рассчитаем сумму квадратов абсолютных ошибок и сравним с общей сумой квадратов отклонений. Абсолютные ошибки в мультипликативной модели рассчитаем как:
Мультипликативная модель объясняет 9. Проведем прогнозирование на следующий квартал. Прогнозное значение объема продаж в следующем, 13-м квартале
Рассчитаем значение трендовой компоненты по полученному уравнению тренда: 13-й квартал является I-м кварталом года, для первых кварталов значение сезонной компоненты Получаем: Прогноз объема продаж на 13-й квартал составил 1377,83 тыс.руб.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.0 (0.009 с.) |