Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таганрогский институт управления и экономики↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Факультет управления Кафедра управления «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _____________/_________/ «____»___________20___ г. Регистрационный №__________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ базовая часть обязательных дисциплин профессионального цикла.
Общая трудоемкость 3 ЗЕ, 108 часов,
Автор программы: преподаватель Шиндина Лилияна Дмитриевна Электронный адрес: l.shindina@tmei.ru
Рекомендована кафедрой Управления Дата, протокол № _ _ ________________ И.А. Янкина подпись заведующего кафедрой Согласована с руководителем ООП _________________ И.М. Калякина Дата_., подпись руководителя ООП Утверждена Советом факультета управления Дата _ _ _________________ Л.Д.Шиндина подпись ученого секретаря
Таганрог Лист изменений РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ Наименование дисциплины по учебному плану Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» Направленность (профиль) «Менеджмент» Утверждена 31.08.2015протоколом №1 советом факультета управления (дата утверждения) (номер протокола) (название факультета)
1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины – формирование основополагающих представлений о теоретических основах управления, закономерностях и современных тенденциях развития теории управления. Задачи дисциплины Задачами дисциплины являются изучение основных теоретических вопросов и ознакомление с российским и зарубежным опытом управления организациями: ¾ формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления; ¾ знакомство с научными разработками и прогрессивными теориями управления; ¾ анализ современных проблем и путей их решения в области теории и практики управления; ¾ анализ отечественного опыта работы руководителей в организациях на макро- и микроуровнях управленческой иерархии; ¾ изучение зарубежного опыта и возможностей его использования в российской теории и практике; ¾ изучение существующих методик по совершенствованию управления современными организациями; ¾ развитие навыков работы с нормативными правовыми актами и специальной литературой; ¾ формирование навыков профессиональной управленческой деятельности. Тем самым дисциплина "Основы теории управления" вносит важный вклад в общую профессиональную подготовку бакалавра менеджмента.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы теории управления» входит в базовую часть обязательных дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки (38.03.03) – «Управление персоналом» (бакалавриат). Изучение курса «Основы теории управления» базируется на знаниях, полученных студентами в рамках изучения дисциплин учебного плана бакалавриата. Изучение курса «Основы теории управления» базируется на знаниях, полученных студентами в рамках изучения дисциплин «Введение в специальность», «Основы управления персоналом», «Организационное поведение», «Организационная культура», «Конфликтология», «Социология», «Психология». Для успешного освоения дисциплины «Основы теории управления» студент должен: − иметь определенный уровень входных знаний – знать основные категории управления, теории организационной культуры и организационного поведения; − владеть основными методами; − понимать социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Основы теории управления» должны быть сформированы следующие компетенции: 1. Готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7); 2. Способностью использовать нормативные, правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты (ОПК-8); 3. Знанием основ организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально – стоимостного метода) владением методами построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-34) В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать: ¾ основные понятия управления и теоретические основы управления; ¾ основные дискуссионные вопросы, касающиеся теории, методики и организации управления; ¾ принципы и функции управления; ¾ специфику организации системы современного управления; ¾ особенности теории управления в странах мира; ¾ специфику управления в России; ¾ задачи управления по совершенствованию организации хозяйственной деятельности; ¾ особенности практической реализации управленческих решений; ¾ тенденции развития современного управления в российской экономике; ¾ роль управления персоналом в успешном функционировании предприятия (организации); ¾ основные технологии управления развитием персонала; ¾ теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией персонала; ¾ основы разработки и реализации кадровой политики и стратегии управления персоналом. уметь: ¾ эффективно применять средства управленческого воздействия; ¾ оценивать состояние организации управления и профессионализм управленческого звена; ¾ разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность; ¾ сравнивать зарубежные модели управления и определять возможности их использования в российской практике; ¾ подготавливать условия для реализации на практике принципов современного управления; ¾ анализировать периодическую литературу по проблемам управления; ¾ определять воздействие на систему управления факторов внутренней и внешней среды; ¾ осуществлять практическую реализацию управленческих решений; ¾ решать возникающие в сфере управления проблемы в режиме реального времени; ¾ разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала организации; ¾ использовать полученные знания в реализации профессиональных навыков. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы (количество часов по РУП)
5. Содержание разделов дисциплины. (см. Приложение 2)
Тема 12. Стили руководства Определение понятия «стиль руководства». Научные подходы к анализу стилей руководства: личностный подход; поведенческий подход; ситуационный подход. Теория «X и Y» Мак-Грегора. Автократичный стиль (теория X) и его отличительные черты. Демократичный стиль (теория Y) и его особенности. Базовые системы стиля руководства (классификация Лайкерта): эксплуататорско-авторитарная; благосклонно-авторитарная; консультативно-демократическая; основанная на участии. Параметры классификации поведения руководителя в двухмерной трактовке стилей руководства: по степени внимания к формированию структуры деятельности; по вниманию к подчиненным. Концепция подхода к эффективности руководства Р.Блейка и Дж.Мутона. Управленческая решетка. Достоинства и недостатки различных стилей руководства. В результате изучения этой темы студент должен: - знать определение понятия «стиль руководства»; научные подходы к анализу стилей руководства; теории автократичного и демократичного стиля руководства; классификаци Лайкерта; концепция (матрица, управленческая решетка) Р.Блейка и Дж.Мутона; - уметь выделять достоинства и недостатки различных стилей руководства; анализировать примеры стилей руководства и выделять их характерные черты.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Перечень образовательных технологий: В процессе освоения дисциплины «Основы теории управления» используются следующие образовательные технологии: Следующие методы обучения: − Лекции (17%); − Семинары (15%) в том числе интерактивные занятия; − Решение конкретной ситуации (20%); - Выполнение контрольной работы (5%); − Самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение теоретических источников, интерпретация концепций и их применения результатов, в том числе: а) Подготовка к анализу ситуаций (10%); в) Подготовка и прохождение тестового контроля (5%); е) Подготовка к экзамену (28%). 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7.1. Задание для подготовки к семинару-дискуссии по теме «Сущность и содержание управления. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление» В ходе выполнения и обсуждения задания студент обобщает, закрепляет и систематизирует свои знания по теме ««Сущность и содержание управления. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление», а также представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучающимися. В результате выполнения задания студент овладевает практическими навыками работы с Интернет-источниками, закрепляет знания по данной теме, развивает творческий подход к изучению темы, а также аналитическое и креативное мышление. В ходе выполнения индивидуальной работы студент должен подробно письменно ответить на вопросы каждого задания и обосновать своё мнение. В процессе подготовки ответа на задания необходимо пользоваться не только лекционным материалом, но и рекомендованной учебной, научной и методической литературой. Таким образом, данное задание ориентировано на формирование надёжной практической базы и после успешного выполнения индивидуального задания студент должен овладеть следующими компетенциями: 1. Готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7); 2. Способностью использовать нормативные, правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты (ОПК-8); 3. Знанием основ организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально – стоимостного метода) владением методами построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-34) В результате подготовки данного задания и выступления на семинаре студент должен: ¾ усвоить определения менеджмента и управления, выделять их специфические отличия; общие функции и роль «теории управления» в системе экономических дисциплин; знать понятие организации, ее элементы и характеристики; определения организации как сложной организационно-производственной системы управления; понятия внешней и внутренней среды, их взаимосвязи; факторы внешней и внутренней среды; ¾ закрепить навыки выделения технического, социального, рыночного, информационного, имущественного аспекта управления; научиться разбираться в методологических основах управления; определять элементы и характеристики организации; выделять и описывать системные признаки организации; находить взаимосвязи между системой управления и внешней средой; определять факторы внутренней и внешней среды; систематизировать функции управления. Студент получает задание, выложенное в образовательной среде MOODLE http://moodle.tmei.ru/course/view.php?id=244 и готовит письменные ответы на следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте термины «менеджмент» и «управление» в различных трактовках. 2. Выделите специфические отличия между терминами «менеджмент» и «управление», подберите примеры из жизни, которые иллюстрируют эти отличия. 3. Опишите методологические основы изучения дисциплины «Основы теории управления», перечислите основные цели и функции данной дисциплины. 4. Назовите этапы принятия решения в управлении. Приведите конкретные примеры с выделением и обоснованием этапов принятия решения в управлении.
Задание 1. Выбрать один из представленных для изучения методов активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей (номер метода выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки – от 0 до 9). 2. Подготовить реферат о данном методе, который должен содержать титульный лист, оформленный в соответствии с действующими стандартами; план реферата, текст с подробным изложением рассматриваемых ответов; заключение, содержащее выводы по результатам рассмотренных в индивидуальном задании проблем и вопросов, список литературы, объем реферата – 10-12 страниц А4 формата, полуторный интервал, 14 шрифт, поля по 2 см). 3. Изложить суть рассматриваемого метода, принципы его применения, достоинства и недостатки, сферу наиболее эффективного использования. 4. Подготовить примеры управленческих проблем (2 примера) для иллюстрации и апробации данного метода. 5. Решение одной проблемы с помощью рассматриваемого метода должно быть описано в реферате (описание проблемы, ожидаемые результаты ее решения, технология применения метода, его преимущества и недостатки). 6. Второй пример управленческой проблемы должен быть использован в ходе защиты реферата. Заранее готовится раздаточный материал (описание проблемы, инструкции, схемы и т.д.) для использования его студентами группы в процессе обсуждения и решения предлагаемой проблемы на практическом занятии, проводимом в соответствующие с учебным планом сроки. 7. Сделать выводы о практической значимости данного метода и сфере его применения, выявить и описать возможные сложности в его применении, а также необходимые условия для получения эффективного результата в решении управленческих проблем.
В результате выполнения творческого задания студент должен знать: - основные методы активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей; - целесообразность применения данных методов в зависимости от типа решаемой проблемы и специфики коллектива; - достоинства и недостатки изучаемых методов; - принципы использования данных методов в управленческой деятельности. В результате изучения творческого задания студент должен владеть: - методами активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей; - навыками проведения ситуационного анализа. В результате изучения творческого задания студент должен уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с решением проблемной ситуации в управлении; - анализировать проблему, выделять факторы внешней и внутренней среды организации, влияющие на решение данной проблемы; - разрабатывать варианты решения проблемы организации, используя изучаемые методы активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей; - оценивать предполагаемую эффективность применения методов в решении управленческих проблем. Выполнение творческого задания по теме «Методы активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей в управлении» оцениваются по следующим критериям: − полное изложение ответа по каждому заданию – 1 балл; − соответствие содержания ответа поставленному вопросу – 1 балл; − умение использовать для ответа на вопросы задания информацию по ранее изученным темам, материалов из смежных дисциплин и научных источников, реальные примеры – 2 балла; − правильность оформления, соблюдение объема – 1 балла; − способность аргументированно обосновать свою точку зрения во время обсуждения результатов – 2 балла; − способность организовать обсуждение и апробацию метода с группой студентов – 2 балла. Минимум для получения зачета по данному заданию – 5 баллов. Максимум – 9 баллов. Задание представлено в образовательной среде MOODLE http://moodle.tmei.ru/course/view.php?id=1986.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО/ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 8.1. Фонд оценочных средств включает: 1) Комплект из 3 вариантов профессиональных ситуаций для анализа. 2) Задание на написание на написание контрольной работы по теме «Эволюция управленческой мысли в России и за рубежом» (10 тем). 3) Творческое задание «Методы активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей в управлении». 4) Задание для подготовки к семинару-дискуссии по теме «Сущность и содержание управления. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». 5) Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения (26 вариантов) и методические указания по их выполнению. 6) Перечень вопросов к экзамену по дисциплине (30 вопросов). 8.2. Критерии оценивания 1) Итоговый тест по дисциплине считается успешно пройденным, если набранная сумма равна 5,5 баллов и более. Максимально возможная сумма баллов за прохождение итогового теста – 10 баллов (пропорционально набранным в результате компьютерного тестирования баллам). 2) Выполнение анализа профессиональных ситуаций оценивается по следующим критериям: − соответствие содержания ответа поставленному вопросу – 1 балл; − логичность и последовательность изложения ответа – 0,5 балла; − умение использовать для ответа на вопросы задания информацию по ранее изученных темам, материалов из смежных дисциплин и научных источников – 1,5 балла; − обоснованность выводов – 1 балл; − правильность оформления, соблюдение объема – 0,5 балла. − способность аргументированно обосновать свою точку зрения во время обсуждения результатов – 1,5 балла. Кейс считается принятым, если набранная сумма равна 3,5 баллам и более. Максимально возможная сумма баллов за ситуацию – 6 баллов. В течение семестра необходимо выполнение анализа не менее 3-х профессиональных ситуаций (минимальное количество баллов – 10, максимальное – 18 баллов). 3) Выполнение творческого задания по теме «Методы активизации мышления и систематизированного поиска нестандартных идей в управлении» оцениваются по следующим критериям: − полное изложение ответа по каждому заданию – 1 балл; − соответствие содержания ответа поставленному вопросу – 1 балл; − умение использовать для ответа на вопросы задания информацию по ранее изученным темам, материалов из смежных дисциплин и научных источников, реальные примеры – 2 балла; − правильность оформления, соблюдение объема – 1 балла; − способность аргументированно обосновать свою точку зрения во время обсуждения результатов – 2 балла; − способность организовать обсуждение и апробацию метода с группой студентов – 2 балла. Минимум для получения зачета по данному заданию – 5 баллов. Максимум – 9 баллов. 4) Подготовка рефератов по теме «Эволюция управленческой мысли в России и за рубежом. Феномен управления в истории» и защита в форме доклада на семинарском занятии оценивается по следующим критериям: ¾ степень раскрытия сущности вопроса, полнота и логичность изложения в соответствии с поставленной в реферате проблемой – 2 балла; ¾ соответствие содержания реферата выбранной теме – 1 балл; ¾ умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) – 1,5 балла; ¾ правильность оформления, соблюдение объема реферата – 1 балл. ¾ способность полно и аргументированно обосновать свою точку зрения, умение вести дискуссию во время презентации реферата в форме доклада – 2,5 балла. Минимум для получения зачета по данному заданию – 4,5 балла. Максимум – 8 баллов. 5) Подготовка к семинару-дискуссии по теме «Сущность и содержание управления. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление» оценивается по следующим критериям: ¾ полнота раскрытия предложенных вопросов – максимум 2 балла; ¾ свободное владение материалом, способность приводить примеры по рассматриваемым вопросам – максимум 1 балл; ¾ конкретные и полные ответы на дополнительные вопросы аудитории – максимум 1 балл; Минимум для получения зачета по данному заданию – 3 балла. Максимум – 5 баллов. 6) Экзамен по дисциплине оценивается по следующим критериям: − полнота раскрытия предложенных вопросов – максимум 10 баллов; − свободное владение материалом, способность приводить примеры по рассматриваемым вопросам дисциплины – максимум 15 баллов; − конкретные и полные ответы на дополнительные вопросы экзаменатора – максимум 15 баллов; − способность раскрыть междисциплинарные связи экзаменационных вопросов – максимум 10 баллов. Экзамен считается успешным, если набранная сумма баллов равна от 27 и более. Максимально возможная сумма баллов за экзамен – 50. Суммарный рейтинг студента по итогам освоения дисциплины рассчитывается суммированием баллов по каждой единице фонда оценочных средств и должен находиться в пределах 55-100 баллов. 8.3. График контроля (из календарно-тематического плана-графика)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Рекомендуемая литература Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
11 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (общие указания по освоению дисциплины) АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ дисциплины «Основы теории управления»
Дисциплина «Основы теории управления» является дисциплиной базовой части Блока 1 подготовки студентов по направлению 38.03.03 – «Управление персоналом», программы академического бакалавриата, направленность (профиль) «Менеджмент». Дисциплина реализуется на факультете управления ТИУиЭ кафедрой управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника: ОПК 7, ОПК 8; ПК- 34. Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: общую теорию управления, закономерности управления различными системами, управление социально-экономическими системами (организациями), динамику групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельную работу студента. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме деловой беседы, собеседования, презентации творческого задания, промежуточная контрольная работа и рубежный контроль в форме экзамена. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Приложение 2. (Приложение к п.5) Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий Заочная форма обучения Всего 3 ЗЕ / 108 часов Контактная работа с преподавателем 10 часов, в том числе интерактивных занятий 4 часа. Самостоятельная работа 96
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» Направленность (профиль) «Менеджмент»
Уровень высшего образования - бакалавриат Квалификация - бакалавр
Фонд оценочных средств разработан _________________ ст.преподавателем Шиндиной Л.Д.
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры управления протокол № 1 от 26.08.2015 г.
Зав. кафедрой управления _________________ д.с.н., доц. И.А. Янкина Таганрог 2016
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Таганрогский институт управления и экономики» Кафедра управления
|
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.013 с.)