Взаимодействие оратора и аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие оратора и аудитории



Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего.

1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие:

– заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем);

– искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду);

– дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата);

– обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);

– артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя.

2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по степени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, труднее найти то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления

3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко, не следует отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к ней и полностью отвергает «озвучивание» написанного заранее текста.

Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д. И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.

4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает» визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности речи говорящего.

Так, успешность взаимодействия обеспечивается зрительным и голосовым контактом со слушателем.

При зрительном контакте (а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытные ораторы бессознательно стремятся смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, то есть обратная связь отсутствует. В этом случае рекомендуется смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного человека на другого, но таким образом, чтобы у слушателей не возникло ощущение «бегающего» взгляда. Задерживать взгляд нужно настолько, чтобы ощутить контакт с конкретным собеседником. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно.

Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и при необходимости записывать.

Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки.

► Какими, с вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают?

► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?

 

Виды дискуссионной речи

К особым видам публичных выступлений следует отнести разнообразные жанры дискуссионной речи. Когда мы говорим о взаимодействии оратора и аудитории в монологической речи, мы лишь подразумеваем обратную связь. Она может быть не оформлена в виде устных или письменных речевых высказываний, ее бывает трудно отследить, проанализировать. Подлинное взаимодействие возможно, конечно, лишь в диалоге: в беседе или в разных видах дискуссии.

Диалогическое общение – это первичная форма речевого взаимодействия, и помощь в овладении искусством диалога – одна из важных задач риторики. Так, признанным мастером беседы признан древнегреческий философ Сократ, видевший свое предназначение в том, чтобы помочь собеседнику прийти к истине с помощью вопросно-ответного диалога – беседы. Беседа предполагает взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами. Афористичность, изящество, легкость, уместная шутка, тонкость намека, точность и смысловая емкость – вот что отличает искусство беседы. Метод Сократа и сегодня не утратил своей актуальности, а многоликий феномен беседы реализуется в разных стилях и жанрах. Это, например, беседа врача и пациента, родителей и детей, журналиста и интервьюируемого, собеседование при приёме на работу или в учебное заведение, светская беседа и т. д.

Однако непрестанный поиск истины порождает и разнообразные формы дискуссионной речи. Человек, стремящийся познать окружающий мир и самого себя, всегда хочет, сопоставив своё мнение с чьим-то другим, найти либо подтверждение своей позиции, либо оспаривание её, что, в свою очередь, порождает столкновение, борьбу мнений. Итак, спор (или дискуссионная речь) – это публичная речь, в рамках которой происходит столкновение разнообразных или противоположных точек зрения. В табл. 8 представлен один из возможных вариантов классификации дискуссионной речи.

Таблица 8

Виды дискуссионной речи  
Термины Сущность понятия Примеры коммуникативных ситуаций
Прения Разновидность спора, диалогический жанр публицистики, используемый в академическом и политическом красноречии; публичное обсуждение какого-либо вопроса с выражением разных точек зрения Обсуждение устава учреждения Обсуждение законопроекта в парламенте
Дискуссия Разновидность публичного спора, целью которого является поиск истины, нахождение правильного решения через выяснение и сопоставление разных позиций и мнений Деловое совещание по принятию решения о перспективах развития предприятия
Диспут Публичный спор на заданную научную или иную общественно значимую тему, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения Телепрограммы: «Гордон-Кихот» (1 канал), «Культурная революция» (т/к «Россия 2»)
Полемика Спор в печати или устной публичной речи, в котором присутствует конфронтация, противоборство идей, мнений, целью которого является победа над оппонентом Телепрограммы: «К барьеру» (НТВ) «Три угла» т/к «Россия1»)
       

 

Умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является показателем наивысшего ораторского мастерства. И вот почему. Монологическая речь в целом подразумевает бОльшую степень подготовленности выступающего. А вот в дискуссии, как бы тщательно к ней ни готовиться заранее, элемента спонтанности не избежать. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и т. д.

Научиться этому непросто: здесь недостаточно изучить стратегические и тактические приемы ведения спора – очень многое завит от психологических способностей человека и его личных качеств. Хотелось бы отметить также, что к участникам дискуссионной речи значительно усиливаются и этические требования. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда этические нормы в дискуссионных жанрах грубо нарушаются. Вспомним парламентские выступления, которые нередко заканчиваются оскорблениями оппонента (а иногда и рукоприкладством). Или многочисленные телевизионные ток-шоу, где обсуждения серьезных тем сопровождаются криком, перебиванием друг друга и даже сквернословием. То же самое наблюдается в ситуациях бытового диалогового общения.

Поэтому в заключение напомним некоторые этические правила ведения спора.

1. Не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости.

2. Следует помнить, что спор предполагает наличие, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – определенной общности исходных позиций сторон.

3. Оппонентам нужно четко определить предмет дискуссии и в продолжение спора не упускать из вида главных положений.

4. Следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту, выслушивать мнение противника, сохраняя самообладание и сдерживая негативные эмоции.

5. Определенность позиций, взглядов участников спора не исключает гибкости тактических приемов (так, иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться собственных промахов и ошибок).

► Возможна ли, на ваш взгляд, победа в споре и при этом сохранение гармоничных отношений между его участниками?

 

Рекомендуемая литература

1) Введенская Л.А., 2002 Гл. 5 Основы ораторского искусства  
2) Ипполитова Н.А. Гл. 7 Гл.8. Культура устной и письменной речи Жанры устной и письменной речи  
3) Максимов В.И. Гл. 2 § 5 Гл. 3 Гл. 4 Гл. 5 Функциональные стили речи Ораторская речь Логические и психологические приемы полемики Деловая беседа  
4) Сидорова М.Ю., 2005 Лекция 7 Лекция 8 Лекция 12 Публицистический стиль Язык средств массовой информации (СМИ) Устная публичная речь. Тренировка навыков правильного произношения. Умение держать себя перед аудиторией  
5) Черняк В.Д. Гл. XI Современная коммуникация и правила речевого общения  
6) 6) Учебное пособие-словарь.Терминологическо-понятийное поле «Публицистический стиль. Основы публичной речи»
       

Лекция 10

Тема: Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль

План лекции

10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных

стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними

10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их

воплощения

10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их воплощения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.016 с.)