Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значения глагольных приставокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура же следующего средстваречевой деятельности – предложения – проста, мудра, универсальна, объективна. И удивительна. Прежде всего потому, что позволяет всего лишь пятью компонентами, известными всем ещё со школы (см. рис.6), отразить любое событие, ситуацию. Так, субъект (подлежащее) взаимодействует (сказуемое) с некоей системой окружающего мира – человеком, предметом, животным и пр. (дополнение) или воздействует на него; и субъект, и объект обладают определенными качествами (определение). Причём качества могут быть одинаковыми, но вот степень их выраженности – разной. Мы можем точно охарактеризовать и саму ситуацию: когда, с какой целью, где и т. п. она осуществлялась (обстоятельство). 2. Вербальное средство устного взаимодействия Интонация – явление понятное, но не совсем; изученное, но не полностью, как не совсем познан и изучен сам человек, обладающий своей неповторимой интонацией, всегда узнаваемой. В устной речи она выполняет ряд важных функций: • различает коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и др.; • оформляет текст в единое целое и в то же время расчленяет его на части: слова, фразы и др.; • придаёт особую окрашенность текстам разных функциональных стилей; • является фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя и т. д. Интонация сродни темпераменту человека: темперамент – изначальная постоянная характеристика человека, и интонация – проявление природного «Я». Именно поэтому мы точно слышим фальшивую интонацию, неискренность. Интересно, что основную информацию при общении с близкими людьми, в ситуации неформального общения, мы «считываем» именно с интонации (так ответили 100% респондентов одного из проведенных нами исследований). Интонация складывается из множества факторов, многие из которых могут быть зафиксированы и измерены при помощи определенных приборов (см. табл. 11). Таблица 11 Структура интонации
3. Невербальные средства устного взаимодействия – это следующие жестикулярно-мимические средства: а) мимика – движение лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам настроениям; искусство выражать чувства и мысли движениями мышц лица (прищуренные глаза и сомкнутые губы – выражение гнева, широко раскрытые глаза и приоткрытый рот – выражение удивления); б) молчание, в т. ч. пауза – временный перерыв в звучащей речи, вызываемый разными причинами; в) жесты – движение туловища, головы, рук и пр., сопровождающее, усиливающее или заменяющее речь; основные разновидности жестов представлены в таблице 12. Таблица 12 Виды жестов
4. Невербальные ( или паралинвистические) средства письменного взаимодействия – это различные графические средства, используемые в письме наряду с буквами. В первую очередь следует назвать знаки препинания, отступы и пробелы, а также использование различных шрифтов. Кроме того, в письменной речи могут употребляться цифры, формулы, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы и т. д. Способы речевой деятельности – это коммуникативные действия, реализация мыслительных способностей человека. Выделяют следующие основные способы речевой деятельности: 1) говорить (говорение) – словесное, устное выражение мыслей, чувств, эмоций; 2) слушать (слушание) – словесное, устное восприятие мысли; 3) писать (письмо) – передача информации при помощи графических средств (букв, знаков препинания, отступов, пробелов и т.п.); 4) читать (чтение) – письменное, графические восприятие мысли. Рассмотрим каждую из коммуникативных способностей более подробно. 1. Говорение. Рождаемая в момент произнесения речь, несомненно, отличается от заранее написанного, а затем озвученного текста. Чем же? Дело в том, что в устной речи, как правило, процессы мышления (обдумывания предмета речи), говорения и рефлексии (саморедактирования) протекают почти синхронно. Это создаёт для говорящего определённые трудности в выборе языковых средств выражения мысли, поэтому он допускает оговорки, нарушения языковых норм, «скачки мысли», использует паузы для обдумывания, для акцентирования внимания адресата на чем-то основном. В устной речи сосуществуют речевые клише (стандартные фразы в стандартных ситуациях) и необычные (окказиональные) обороты; речевая избыточность (тавтологии, плеоназмы, уточнения, повторы) и в то же время лаконизм, неполнота выражения мысли. Экспрессивность и выразительность устной речи обеспечивается не только (и не столько) вербальными средствами, сколько интонацией, мимикой, жестикуляцией. Устная речь может быть неподготовленной, то есть спонтанной, частично-спонтанной и подготовленной. Так, ответ на семинарском занятии может быть «импровизацией», или продуманной речью, или озвученным, но заранее написанным текстом. Однако последний вариант вряд ли можно назвать устной речью. Это, скорее, чтение вслух (то есть другой вид речевой деятельности). 2. Слушание. Слушание (да и слышание) является одной из основных способностей человека, поскольку ориентировано на восприятие, понимание, осмысление и освоение новой информации. Слушающий испытывает особые трудности при восприятии монологического текста, так как должен не только понять чужой текст, но и усвоить его логику. Правда, при этом можно игнорировать текстовые нюансы, обращая внимание на тему и основную мысль высказывания – это так называемое глобальное слушание. В отличие от него, детальное слушание заставляет глубже осмыслять содержание текста: выделять главную и дополнительную, интересную и не очень, знакомую и новую информацию, последовательность её подачи и языковые особенности её оформления. В зависимости от ситуации и целей общения выделяются ещё два вида слушания: 1) М олчаливое нерефлексивное слушание, при котором слушающий, неравнодушно воспринимая информацию, произносит малозначащие реплики типа да; конечно; я понимаю, а также выражает свое отношение к высказываемому при помощи жестов и мимики; 2) Н емолчаливое рефлексивное слушание, при котором слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание: приведите примеры; что Вы под этим подразумеваете? и т. п.; перефразирует услышанную мысль: итак, вы предлагаете следующее…; другими словами, твоя позиция -… и т. п.; сопереживает собеседнику: мне кажется, ты расстроен…; слышу радость в Вашем голосе и т. п. Н.А. Ипполитова1 советует развивать умение слушать, рекомендуя для этого соблюдать следующие правила хорошего слушателя: · Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доброжелательно. · Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний. · Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему. · Не превращайте слушание в собственное говорение. · Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п., сигнализируя ему о своем внимании и понимании. · Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи. · Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресованную лично вам, а не другим собеседникам. 3. Письмо. Этот способ речевой деятельности обладает рядом особенностей, главные из которых отражены в таблице 13. Таблица 13
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.008 с.) |