Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их

Поиск

Воплощения

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1

Таблица 1

Основные стилеобразующие черты публицистического стиля

Функция Соответствующие функции стилеобразующие черты Сущность понятия
  Информативная Документальность Отражение новых социально значимых сведений о действительности: фактов, событий, процессов и др.
Достоверность Соответствие действительности, объективность. Ссылка на источник информации.
Оперативность Сочетание новизны сообщаемой информации и быстроты её речевого оформления
Доступность Ориентация на понятную массовому адресату или целевой аудитории форму изложения информации
ВОЛЮНТАТИВНАЯ Выразительность Коммуникативно-целесообразное проявление авторской индивидуальности в тексте
Тенденционзность Выражение в тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность
Полемичность Выражение противоборства идей, мнений, суждений; спор при обсуждении каких-либо проблем
Призывность Выражение в тексте побуждения к действию

 

Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось выше, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2

Таблица 2

Основные жанры публицистики

Типы жанров Жанры
Информационные Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блицопрос, пресс-конференция, некролог
Аналитические Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол, диспут
Агитационные Брошюра, листовка, плакат, дебаты
Художественно-публицистические Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

 

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

1. В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

2. Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

3. Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.

4. Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы[34] (примеры см. в табл. 3). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражениеточки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, п. 10.3.).

Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему?

Дело в том, что заметку типа Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа (АиФ, 2009, № 35) может написать (а точнее, составить) любой начинающий журналист. А вот указание авторства в художественно-публицистическом или аналитическом произведении обязательно (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним).

В целом же выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с обиходно-разговорным и художественным стилями.

5. Говоря об оценочности и тенденциозности публицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д.

В публицистике(в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей: а) газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль; б) подстиль радио- и тележурналистики; в) ораторский подстиль.

Однако эта классификация вызывает серьёзные возражения.

Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях, сколько в канале передачи информации. Далее. При подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее об этом см. в п. 8.3.).

Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистический подстиль. Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь – газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала:

  • экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;
  • чёткая структурно-смысловая организация текста, при которой предпочтение отдаётся не широкому, всестороннему освещению проблемы, а выбору одного из её аспектов;
  • особая роль заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, рекламная функция и др.);
  • активное использование языковых средств, типичных для других функциональных стилей (обиходно-разговорного, научного, художественного).

Однако следует помнить, что в периодических изданиях размещаются и иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др.), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты.

Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блиц-опросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника.

Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией. Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи с читателем, называется разговорностью[35].

Все вышеназванные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности отражены в табл. 3.


Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.007 с.)