Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры



Само слово культура пришло к нам из латинского языка, и его первоначальное значение – возделывать почву. Ноначиная с ХVIII в. его стали употреблять для характеристики человека, отличающегося изяществом манер, воспитанностью, эрудированностью: его называли культурным. Главным образом так характеризовали аристократов, чтобы подчеркнуть их отличие от «некультурного» простого народа. Однако позже, став термином, это слово приобрело обобщённое, внеклассовое значение.

Культура – это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию. Другими словами, культура – это то материальное и духовное, что создано человеком (в отличие от природных вещей и явлений). Многогранный феномен культуры изучает специальная наука культурология. Кроме научного определения, существует множество кратких характеристик культуры, данных известными деятелями прошлого. Вот некоторые из них: «Культура есть рост мира» (А. Блок); «Культура – производительное существование» (Б.Пастернак); «Культура – это язык, объединяющий человечество» и «среда, растящая и питающая личность» (П.Флоренский[12]).

Применительно к предмету «Русский язык и культура речи» наиболее актуальны следующие составляющие культуры:

· это специфическое свойство, отличающее человека от других живых существ;

· это способ адаптации человека к миру: к природе, к миру вещей и к миру людей;

· это определённый уровень развития общества, а также творческих способностей человека, который выражается в создаваемых им материальных и духовных ценностях, в типах и формах организации человеческой жизни и деятельности;

· это исторически сложившаяся система этических и эстетических ориентиров: предпочтений, норм и запретов;

· это сфера применения и раскрытия духовного и творческого потенциала человека и в то же время совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни;

Что же понимается под совокупностью достижений? Это материальные (вещественные) и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: технические устройства, архитектурные сооружения, выведенные породы животных и сорта растений, идеи и научные теории, произведения искусства, правила и навыки поведения в обществе и многое другое. Обобщённо говоря, в культуре есть две стороны: объект деятельности и сама деятельность, а любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

Каково же предназначение культуры – её функции? Ответ на этот вопрос содержится в табл. 1

Таблица 1

Основные функции культуры

Функции Комментарий
Коммуникативная Культура даёт нам представление об устройстве окружающего мира – о том, из каких взаимосвязанных элементов он состоит
Аккумулятивная Культура является особым способом фиксации социального опыта в виде разного рода текстов: философских, художественных, публицистических и т. д.
Аксиологическая Культура содержит образцы, помогающие нам понять, как следует относиться к тому, что нас окружает – к миру вещей и к миру людей
Когнитивная Культура, давая нам образцы прекрасного в виде произведений искусства, помогает и понимать это прекрасное. Она учит нас регулировать своё поведение в обществе в соответствии с общепринятыми нормами

 

Очевидно, что главные функции культуры совпадают с основными функциями языка и речи (подробнее о них см. лекцию № 1, п. 1.4.).

Любой из нас одновременно является как «потребителем» культуры, так и её «производителем». Первое очевидно: в роли «потребителя» мы используем в своей повседневной практике выработанные культурой нормы и правила, руководствуясь нормами морали, следуя правилам этикета, соблюдая нормы литературного языка и т. д. В роли же «производителя» культуры мы не только порождаем новые культурные объекты, но и воспроизводим, так или иначе интерпретируем, оцениваем то, что уже создано другими. Так, например, далеко не каждый способен создать произведение искусства: написать роман, сочинить песню, изваять скульптуру, однако все мы слушаем музыку, поём песни, читаем романы, любуемся мраморным изваянием и т. д.

Во всех вышеназванных случаях можно говорить о деятельности человека в сфере культуры. Таким образом, живя в мире культуры, мы оставляем после себя созданные своим трудом вещи и сооружения, произведения искусства, идеи, тексты и т. д., общаясь тем самым и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. В этом состоит непрерывность и преемственность культуры.

Как же обеспечивается преемственность культуры?

Во-первых, передачей знаний, умений и навыков от учителя к ученику в рамках процесса образования. Во-вторых, передачей опыта через устную и письменную традицию: через систему норм поведения, предписаний и запретов. И, наконец, путём наследования системы идеалов и ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями, имеют форму философских и религиозных концепций и реализуются в произведениях искусства.

Однако если существует культура, то присутствуют и явления, тем или иным способом связанные с ней или противопоставленные ей. В первую очередь это цивилизация. Само слово цивилизация пришло из французского языка, где обозначало идеальное устройство общества. Иногда термины цивилизация и культура употребляются как синонимичные, и это имеет своё объяснение: оба они указывают на уровень развитости общества. Однако между ними существуют принципиальные различия, поскольку цивилизация воплощает технологический аспект культуры, включающий в себя прежде всего научно-технический прогресс и создаваемые человечеством материальные (а не духовные!) ценности. Следовательно, сущность цивилизации заключается в непрерывной смене технологий для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека. Правда, в историческом аспекте термин цивилизация означаетещё испецифику, качественную характеристику (своеобразие умонастроения большинства людей, ведущих идей, достижений в области искусства и т. д.) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития, и в этом своём значении он наиболее близок к термину культура.

Таким образом, культура и цивилизация соотносятся между собой как целое (культура) и его часть (цивилизация). Краткая характеристика других смежных с культуройпонятий представлена в таблице 2.

Таблица 2

Явления, смежные с понятием культура

Термин Сущность понятия
Масскультура   Культура, преобладающая среди широких слоёв населения данного общества
Псевдокультура Сознательная подделка под культуру, пропагандируемая с целью внедрения чуждых национальному менталитету ценностей
Антикультура Совокупность идей, представлений, норм и образцов поведения, идущих вразрез с общепринятой культурой общества
Субкультура Часть общественной культуры, отличающейся от доминирующей языком, манерой поведения и т. д, а также её носители (байкеры, металисты, рэперы и др.)
Окончание табл. 2          
Контркультура 1) То же, что антикультура 2) Разновидность субкультуры, не просто отличающаяся от традиционной, противоречащая её ценностям (например, скинхеды)
             

 

► Почему Ю.М. Лотман назвал культуру «формой общения между людьми»?

► Приведите примеры явлений в области литературы и искусства, которые можно расценить как проявления псевдокультуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.)