Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составляющие коммуникативной ситуацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теперь рассмотрим составляющие коммуникативной ситуации более подробно. 1. В характеристике участников речевого взаимодействия прежде всего целесообразно учитывать количественную характеристику адресата. С этой точки зрения различают общение: а) межличностное – при соотношении «субъект речи: адресат» равном «1:1», примером чего может служить беседа двух влюблённых или, скажем, собеседование работодателя и соискателя вакансии и др.; б) групповое, или коллективное – при соотношении «1:2 и больше»; типичные ситуации: застольная беседа, обсуждение новой темы на вузовском семинарском занятии и др.; в) массовое – при соотношении «1:100 и больше»; наглядные примеры: вузовская лекция, выступление на многолюдном митинге или, скажем, телевизионное обращение президента страны к согражданам. В каждом из этих случаев и говорящий, и адресат ведут себя по-разному. Так, в условиях группового и особенно массового общения отдельный человек (индивид), как правило, поддается влиянию «толпы» (например, невольно начинает шуметь на лекциях вместе с другими или покупать те же товары, что и остальные). На особенности речевого поведения оказывают влияние самые разные факторы (социальные, культурные, личностные и др.). Формальные характеристики участников общения принято называть постоянными и переменными речевыми ролями. Примеры постоянных речевых ролей: пол, возраст; социальный статус (начальник/ подчиненный, высокий/средний/низкий уровень дохода и пр.); образовательный уровень, в том числе тип речевой культуры; речевая компетентность. Примеры переменных (ситуативных) речевых ролей: пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий, друг и т.д. Каждая из постоянных или переменных ролей соответствующим образом отражается в речи, предопределяя выбор языковых средств. Культура речевого поведения предполагает знание стереотипов поведения людей той или иной социальной группы в конкретной ситуации общения. Это позволяет нам предвидеть реакцию собеседника и даже его возможную реплику, а в связи с этим откорректировать свою речь, выбрав нужный способ воздействия. Для соблюдения этических и коммуникативных норм требуется, чтобы участники речевого взаимодействия соответствовали своим ситуативным речевым ролям и тем самым оправдывали ожидания партнеров. Поэтому необходимо выработать такой навык общения, как умение легко переключаться с одной ситуативной роли на другую при изменении условий взаимодействия. К примеру, на службе женщина – это начальник или подчиненный, но в домашней обстановке она должна оставаться женой и матерью. В противном случае возникает коммуникативный барьер, неадекватное, неточное понимание друг друга, неправильная интерпретация слов и поведения собеседника и, как следствие, коммуникативная неудача. Конкретная ситуация и социальные роли участников коммуникации предопределяют их взаимоотношения между собой. Исходя из этого выделяют следующие виды общения: 1) Официальное общение, предполагающее соблюдение всех правил и формальностей, предусмотренных социальными ролями. Примером официального общения может служить защита диплома или диссертации, деловые переговоры, взаимодействие преподавателя и студентов (учеников) на учебном занятии. 2) Неофициальное, то есть неформальное, частное общение, например, встреча бывших одноклассников или однокурсников, застольная беседа, смс-общение. В рамках неофициального общения иногда выделяют его особую разновидность, которую называют непринуждённым общением. Именно для непринуждённого общения характерна минимальная забота о выборе языковых средств и даже некоторая фамильярность, бесцеремонность. Разумеется, это возможно только в тех случаях, когда между участниками речевого взаимодействия существуют близкие и (или) родственные отношения. Так могут общаться между собой, например, друзья, одноклассники или однокурсники, члены семьи, соседи и т. д. В любой ситуации (но особенно в ситуации неофициального общения) большую роль играют и эмоционально-волевые отношения между участниками речевого акта. Имеет значение, испытывают ли партнеры взаимную симпатию, или же, напротив, недолюбливают друг друга; подвержены ли каким-то страхам перед собеседником (собеседниками), перед предметом речи и пр. Все вышеперечисленные факторы накладывают отпечаток на выбор способов и средств общения и в конечном итоге определяют его результативность. 2. Внешниеобстоятельства речи – это в первую очередь место, время и продолжительность речевого взаимодействия. Представим себе такую ситуацию. На учебные занятия студенты-вечерники приходят после работы, уставшие, а занятия длятся более трёх часов. Внимание слушателей ослаблено, а их дискомфортное состояние к тому же иногда усугубляется душной аудиторией с плохой акустикой. Конечно же, эффективность взаимодействия в таких условиях будет низкой. Следующий фактор – дистанция в общении, которое может быть контактным (осуществляемым непосредственно, «здесь и сейчас») или дистантным (осуществляемым опосредованно). Контактное общение отличает сиюминутность и гибкость речевого взаимодействия. В этих условиях возможна непосредственная обратная реакция собеседника (ответная реплика или конкретное действие), поэтому важно «чувствовать» аудиторию, направлять и умело корректировать процесс общения. Дистантный вид общения предполагает пространственную (разговор по телефону, общение в чатах) или временную (обмен письмами, документооборот, чтение книг, журналов, газет, объявлений и т. д.) отдаленность. Как мы видим, при дистантном общении широко используются технические средства связи. Коммуникативную ситуацию характеризуют также – приватность ( осуществление речевого взаимодействия без свидетелей ), примером чего являетсяобщение двух коллег без присутствия посторонних, беседа подруг и т. д.; как правило, именно без свидетелей происходит непринуждённое общение; – публичность ( осуществление речевого взаимодействия в присутствии посторонних лиц); типичные ситуации: награждение работников на собрании трудового коллектива, диалог с кондуктором в общественном транспорте и т. д. 3. На эффективность общения влияют коммуникативные установки партнеров, в том числе личная заинтересованность в результате, настроенность на взаимопонимание т. п. Очевидно, например, что речевое поведение человека, вступающего в речевой контакт по собственной инициативе, и того, кто действует по чьему-либо побуждению, просьбе будет различаться (даже при равных прочих обстоятельствах). Но в любом случае этические принципы должны гармонировать с требованиями целесообразности выбора способов, средств и приёмов общения. Итак, именно целями речевого взаимодействия определяется коммуникативная стратегия общения. Типичными являются стратегические (т. е. главные) коммуникативные цели, отражённые в таблице 4. Таблица 4
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.007 с.) |