Повышение коммуникативной компетентности родителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение коммуникативной компетентности родителя



ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЯ

 

Программа

 

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ЛАЗАРЕВА О.Г.

 

САРАТОВ 2000

 

 

Для того, чтобы выявит и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

Курт Левин

 

 

Изучение социального поведения - попытка понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других.

Гордон Олпорт

 

 

Социально-психологический тренинг как групповая форма психологической работы с клиентом.

СПТ - один из видов активного обучения, в котором принцип активного обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением (в широком смысле) и поведением других участников группы. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера, членов группы, просмотра видеоматериалов.

В группах СПТ клиенты являются активными участниками, которых руководитель поощряет рассматривать себя как субъектов (творцов) собственных изменений.

Потенциальное преимущество условий группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих сходные проблемы или переживания. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с разными стилями отношений среди равных партнеров. У участников возникает ощущение комфортности, когда они находятся с равными партнерами.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

1.Приобретение психологических знаний - взглядов различных психологических школ на личность человека и процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия и приемы эффективного общения.

2.Приобратение умений и навыков общения - в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт: при активном слушании и т.п., т.е. тактик общения.

3.Коррекция (развитие,формирование) коммуникативных установок, таких,как партнерство - позиция силы,искренность - манипуляция, вовлеченность - избегание общения, настойчивость - соглашательство, т.е. стратегий общения.

4.Формирование адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения.

5.Развитие, коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных проблем.

Психологический механизм социально-психологического тренинга заключается в следующем: атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор эмоциональных и поведенческих стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможность других, более продуктивных подходов в общении, приобрести новые навыки взаимодействия.

Социально-психологический тренинг может быть использован как социально-психологическая технология в профессиональной подготовке, как технология группового консультирования и психотерапии.

Гибкость этой формы групповой терапии делает ее пригодной для большого континента людей, имеющих различные психологические затруднения и позволяющей ей использовать широкий спектр теоретических и методических программ вмешательства в психологические процессы.

Центральное теоретическое положение о единстве тела и сознания основывается на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным.

Психотехнологии, используемые в данной программе отвечают следующим требованиям:

- комплексность,ситемность,целостность

Психотехнологии работают на следующих уровнях:

- физическом и психофизическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций),

- психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия,достижение целей интеграции личности),

- разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеграции, социальной адаптации, включенностив общественные связи и отношения),

- разрешение проблем самоактуализации личности (расширение личностной свободы выбора, открытие внутренних энергетических, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов, глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность),

- удовлетворение потребности личности в трансцендировании, психодуховном измерении личности,определение основных вопросов человеческого бытия.

- адаптивность психотехнологий в социальном пространстве,

которая обеспечивается следующими факторами:

- достаточная предыстория использования в трансформации и интеграции личности,

- тесная связь с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются человеком в повседневной жизни без достаточного теоретического обоснования,

- высокая мера научности в теоретическом и методологическом отношениях,

- высокий динамизм, открытость и тесная связь с практикой.

- обеспечение свободы и безопасности клиента,

- экологичность,

- необходимость,

- психотехнология должна формировать умения и навыки,необходимы и достаточные для решения личностных проблем самостоятельно самим клиентом,

- безопасность на физическом, психологическом, социальном, духовном уровнях.

 

Целевые группы.

Тренинговая программа формирует участника - родителя-воспитателя в соответствии с определенными теоретическими положениями избранного нами подхода. Однако, личностные черты участника могут влиять на выбор теории, соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

Принцип "здесь и теперь" ориентирует членов группы на анализ сиюминутных переживаний.

Наиболее удачные кандидаты для участия в СПТ - это психически здоровые люди: те, чья психологическая защита низка, а способность к научению в отличие от других высока. Практически для участия в СПТ подходят люди со средним уровнем интеллекта.

К неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под воздействием критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми; лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокоения; люди со значительными психическими отклонениями - психически незрелые, нечувствительные к другим и неспособные к самоконтролю - неблагоприятно влияют на групповой процесс.

Группы СПТ - небольшие временные объединения людей, имеющие назначенного руководителя и общую цель, которая достигается посредством построения неструктурированного взаимодействия участников "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, так и в достаточно малых. Считается, что четыре человека - минимум для жизнеспособной группы. Удобной для работы группой считается группа, состоящая из шести - десяти участников. "Правило восьми" утверждает, что для группы СПТ оптимальным является состав из 8 участников + руководитель.

Такая группа достаточна для того, чтобы способствовать близости участников и созданию в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, и для того, чтобы группа была динамической и предлагала разнообразный опыт взаимодействия.

Длительность занятия является существенным фактором, влияющим на их эффективность. Например, при 90-минутном занятии каждому члену группы предоставляются оптимальные 10 минут группового времени + 10 минут руководителю.

Программа "Повышение коммуникативной компетентности родителя-воспитателя" рассчитана на 5-дневный курс занятий длительностью 180 минут с одним перерывом.

Руководство группой.

Профессиональная обязанность руководителя - гарантировать благополучие каждого члена группы.

Поведение руководителя группы является не директивным. Он направляет внимание на взаимодействие членов группы. Руководитель группы не столько специалист, лечащий клиента, сколько равный партнер, формирующий спонтанные взаимоотношения "Я-ты", не обремененные традиционными правилами и ограничениями.

Необходимо подчеркнуть, что чем более эффективно поведение участников, тем менее активен руководитель.

Назначенный руководитель имеет большое влияние в группе. Предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. Поэтому руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости от него и сообщать участникам уверенность в их способности самостоятельно принимать правильные решения.*

В группе руководитель обычно играет четыре поведенческие роли:эксперта, катализатора, дирижера, и образца участника.

Эксперт. Почти в каждом групповом взаимодействие у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, понять, как оно влияет на содержание образа "Я" и на сложившиеся обстоятельства.

Вмешательство руководителя может принимать форму предложения участникам взглянуть на их собственное поведение:

" Что здесь происходит?"

"Что вы хотите сделать прямо сейчас?"

"Я удивляюсь, почему Н. ничего не сказал?"

Для расширения осознания группы ее участниками руководитель может высказать свое мнение о том, что группа, кажется, игнорирует его присутствие, или задать вопрос, не является ли возмущение одного из участников отражением психического состояния всей группы.

В качестве катализатора руководители привлекаю внимание группы к текущим задачам и чувствам участников и побуждает группу к действиям. Он как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхностность в выражении чувств и побуждает к близости.

Руководитель старается высвободить индивидуальный и групповой терапевтический потенциал как средство достижение изменения в личностных структурах участников.

В роли дирижера группового поведения руководитель старается облегчить участникам взаимопередачу информации и вопросов об их эмоциональном состоянии, поддерживает попытки участников исследовать проблемы и обсуждать возникающие у них мысли и чувства, защищать участников от воздействия на них неприемлемых для данной группы форм поведения, выравнивать вклад участников в групповое взаимодействие.

Руководитель группы выступает как образец участника. Активное участие и содействие руководителя помогает всем членам группы почувствовать уважение. Именно реализация открытости и аутентичности при самораскрытии руководителя и вмешательство в групповую ситуацию косвенно дает возможность членам группы наблюдать высокий уровень межличностного функционирования и обучаться ему.

Способность руководителя быть понятным, открытым, заботливым и эффективным передается участника как умения выполнения определенный действий с гарантией достижения желаемых результатов.

 

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ.

Социально-психологический тренинг профессиональной подготовки родителей-воспитателей охватывает целый ряд проблем, которые встают перед родителями, принимающими на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Мы не ставим перед собой задачу всестороннего анализа проблем семейного воспитания ребенка. Задача нашей работы - облегчить родителю и другим членам семьи понимание своей роли в жизни воспитанника, а также помочь родителю определить, каковы его личные шансы на реализацию себя в качестве родителя-воспитателя, какой вклад лично вы можете внести в воспитание социально полезного члена общества.

Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в условиях принимающей семьи не похоже ни на какое другое воспитание (воспитание родных детей, воспитание в государственном учреждении, опекуном).

Перед родителем-воспитателем стоит сложнейшая задача: донести до сознания ребенка установку на бережное отношение к семье на протяжении всей жизни, ответственность за семью и перед семьей, утвердить в сознании ребенка идеал семейных отношений.

Успех решения этой задачи зависит от многих факторов: от предыдущего опыта ребенка, от того, как сложатся его отношения в принимающей семье, от того, насколько положительный опыт семейных отношений производит принимающая семья.

Эффективно осуществлять воспитание станет интеллигентный, образованный, деликатный родитель, ибо деликатность в семейных отношениях важнее и нужнее, чем в любой иной области человеческих взаимоотношений. Большое значение имеет способность родителя к самооценке, обаяние, умение вызывать симпатию, способность произвести хорошее впечатление. Он должен уметь слушать и говорить, быть сдержанным и красноречивым, он должен быть терпеливым, но эмоциональным человеком с дипломатическими способностями. Возможно ли претворить в жизнь этот идеал?

Основными составляющими модели поведения родителя-воспитателя, обеспечивающими успешное достижение поставленных целей являются:

Положительный настрой воспитателя. Объединение усилий всех членов семьи в воспитании ребенка. Интенсивное сотрудничество с воспитанником, включение его в семейные отношения. Сохранение дистанции. Родитель и воспитанник при всей своей близости в процессе семейного воспитания, в личных отношениях посторонние люди. Соблюдать дистанцию в отношениях с ребенком необходимо, чтобы избежать возникновения оборонительной реакции, мотивированную чувством личной неприкосновенности. Эмоциональная поддержка ребенка чрезвычайно важна для облегчения включения его в семейные отношения, для того, чтобы ребенок нашел свое место в семье и смог реализовать себя в качестве воспитанника.

Для успешного воспитания ребенка в принимающей семье необходима прежде всего воспитательная уверенность родителя, то есть уверенность в правильности своих воспитательных принципов и своей способности справиться с любой ситуацией в семейном воспитании. Эту уверенность обеспечит родителю-воспитанию высокий уровень коммуникативной компетентности в отношениях с детьми. На это направлены наши занятия.

Наши занятия направлены на формирование такой уверенности.

 

Дети и их родители редко бывают привязаны друг к другу так крепко, преданно и постоянно, как этого хотелось. Значительно чаще они не ладят между собой, конфликтуют и ссорятся. Хотя такие конфликты и не украшают жизнь, они никого не удивляют. Родители борются с ними по мере собственных сил и возможностей.

Ваша проблема может быть личной: "У сына, по-видимому, совсем нет уверенности в себе". Она может быть настолько значительной, что в ее решение оказываются вовлечены окружающие - школа, милиция: " Ребенок ушел из дома".

Любая ситуация заставляет вас беспокоиться о том, чем все это кончится, что он или она сделает в следующий раз, и, возможно, задуматься над тем, как вы будете жить с этим человеком дальше.

В нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда ребенок пропускает занятия в школе, курит или как-то иначе плохо себя ведет. Родители считают, что проблема заключается в поведении ребенка, а ее решение в том, чтобы заставить его вести себя иначе, каким-то образом изменить ребенка.

Помимо переживаний, связанных со всеми этими болезненными мыслями, родители чувствуют себя совершенно бессильными что-либо сделать со сложившейся ситуацией. Они испробовали все, что могли и лишь обнаружили, что ни одно из средств не принесло положительных изменений: Они пытались дисциплинировать ребенка: "За это тебе придется сидеть дома". Они использовали "поощрения": "Я разрешу тебе пойти на прогулку". Они использовали обычные для родителей требования и распоряжения: "Не смей себя так вести со своей матерью". Испробовали строгий надзор: "Я буду провожать тебя в школу". Они решили, что их ребенок нуждается в понимании и любви и пытались поговорить с ним по душам. Они ходили с ребенком на консультации к специалистам.

В результате у родителей возникло ощущение, что поскольку ни одно из допустимых обществом средств воздействия не сработало, что-то не так должно быть в них самих: Что я сделал не так, где допустил ошибку? Я должен был больше уделять ему внимания. Я не должна была устраивать свою личную жизнь.

Все это создает для родителя крайне болезненную ситуацию. Она травмирует переживаниями озабоченности, беспомощности, унижения, вины. Совсем не обязательно так мучить себя.

Но позитивные стороны есть даже в этой болезненной ситуации. Чем тяжелее для вас проблема с вашим ребенком, тем больше сил и энергии вы готовы вложить в ее разрешение и в изменение исходной ситуации. Именно эти отрицательные переживания и отчаяние могут побудить вас опробовать новый подход к проблеме, благодаря которой вы сможете приобщиться к менее ограниченному и более счастливому образу жизни как для вас, так и для вашего ребенка.

Легче будет справиться с этой проблемой, если посмотреть на нее, как на возможность изменить что-то в собственной жизни, расширить ее границы, научиться лучше заботиться о ней.

Вы можете улучшить свою ситуацию и в то же самое время сделаете максимум возможного, чтобы обеспечить вашему ребенку наилучшие условия для развития другим путем.

Главное, что может сделать этот тренинговый курс - побудить вас как родителя увидеть в некой конкретной проблеме и в ваших взаимоотношениях с ребенком в целом не столько доказательство каких-то изъянов или ошибок ребенка, сколько влияние, побуждающее вас к развитию и изменению и одновременно предоставляющее вам возможность для этого.

Этот подход может привести к существенному и положительному изменению в ваших взаимоотношениях с ребенком.

 

 

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

 

Введение.

СПТ как форма обучения.

Принятие групповых правил.

Знакомство. Упражнение "Снежный ком".

Постановка целей.

Освоение навыков саморегуляции.

Инфолист: Правила поведения в стрессовой ситуации.

Решение задачи. Принятие группового решения. (Видеосъемка).

Блок информации: Этапы принятия группового решение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Подавляющее большинство родителей во всем мире строит свое поведение на основе ряда идей: "моя обязанность присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя определенным образом, моя обязанность контролировать, руководить, заботиться, выручать, обеспечивать безопасность". И эти идеи действуют, давая возможность огромному количеству людей, воспитанных в соответствии с ними, жить нормально.

Если вас беспокоит какая-то проблема с ребенком, то, скорее всего, вы являетесь именно таким добросовестным родителем, придерживающимся этих идей в воспитании детей.

Трудно объяснить, почему эти идеи работают в большинстве ситуаций и при этом совершенно не действуют в вашем конкретном случае. Их изначальный недостаток заключается в том, что они основаны на ошибочных представлениях о ребенке как о беспомощном существе, не способном проявлять инициативу и самостоятельность, и о том, что вы являетесь хорошим человеком в зависимости от того, насколько вы "хороший" родитель, то есть в зависимости от того, насколько ребенок отвечает вашим ожиданиям. Если стремление контролировать жизнь ребенка в соответствии с этими идеями оказывается безуспешным, родитель чувствует себя несостоятельным. Если же этот контроль успешен, ребенок может упустить возможность освоить самостоятельный образ жизни.

Таким образом, в ситуациях, когда в отношениях между ребенком и родителем не возникает непонимания, функция контроля родителя и инициатива ребенка сочетаются оптимальным образом. Если у родителя возникает с ребенком какая-то проблема с ребенком, вероятно, осуществляя свою функцию контроля, он блокирует возможность проявления инициативы и самостоятельности ребенка. И в таком случае ему стоит пересмотреть свое поведение, искать другие пути взаимодействия.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.

" Эта группа будет работать на протяжении пяти дней и станет своего рода обучающей лабораторией, где каждый сможет расширить свое понимание условий, влияющих не индивилуальное поведение, общение с детьми и отношение в семье.

Такую лабораторию можно определить как времеено размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении.

Материалом для обучения послужит наше собственное поведение, чувства и реакции.Обучение в этой группе является таким образом скорее результатом опыта, нежели восприятия информации.

Акцентов обучении мы ставим на эксперементировании и опрбировании новых форм поведения. Член группы является одновременно и участноком, который может экперементировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результаты этих изменений.

Наша работа имеет, определенный план и предполагает ряд установленных процедур, но проблемы, над которыми мы будем работать, мы определим вместе.

Целью СПТ, во-первых, является повышение способности определенных ее участников осознавать ситуацию. (Группа позволяет определить как можно больше возможности выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами.)

Во вторых, в группе поощряется исследовательское отношение к действительности. ("Что происходит сейчас и почему?"-вопрос, который все время стоит пред участниками.)

В третьих, группа подчеркивает значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. (Аутентичность- умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Необходимо направить свои усилия, чтобы понять разнообразие чувств, порожденных неопределенностью ситуации, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной раскрывающий коммуникации).

В четвертых, группы дают модель поведения, основанного на сотрудничестве.(Поскольку партнеры являются основными источниками обучения, участники группы для получения информции больше опираются друг на друга. Авторитет руководителя основан на специальных знаниях и внимательном отношении к участникам

Моя роль как руководителя состоит в том, чтобы помогать группе учится на ее собственном опыте, помогать в реализации вашего собственного потенциала развития.

Группа поможет повысить индивидуальные коммуникативные умения и концептуальное понимание ситуации. Это ведет к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами, позволяет глубже осознавать свое поведение и лучше понимать себя.

Повышаются ощущение личной адекватности и межличностной компетентности.

ПРИНЯТИЕ ГРУППОВЫХ ПРАВИЛ

 

Информация для тренера.

Это процедура объяснения правил групповой работы, соблюдение которых необходимо для решения целей тренинга. Их необходимо выполнять для того, чтобы группа существовала и возможно было организовать совместную деятельность.

Нормы поведения должны соответствовать целям группы.

Участникам СПТ еще до начала групповых занятий дается описание того, каким должно быть поведение "хорошего участника".

Нормой в группе СПТ является поощрение выразительности, открытости и тепла, высокие уровень самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, принятия собственных чувств. Убежденность в ценности отношений взаимопомощи, внимание к переживаниям других и готовность помочь и вникнуть в их проблемы.

Участникам, приходящим в группу со страхом или амбивалентностью чувств беседа с руководителям может помочь узнать, соответствуют ли их мотивы и ожидания реалиям группового процесса.

 

Информация для участников.

Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности поведению

Групповые нормы определяют, "что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации".

Нормы помогают участникам решать такие вопросы, как: стоит ли выражать свои чувства и как это делать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе их личных качеств или ролевого статуса.

Участники СПТ, не действующие в соответствии с групповыми нормами, могут служить помехой на пути к достижению цели.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

 

Правило доверительного общения. В группе поощряется непосредственное обращение к другому участнику в первом лице; так, как он о себе заявил, избегается разговор об участнике в третьем лице.

Правило "здесь и теперь" означает необходимость и целесообразность работы с общим опытом группы. В группе имеет смысл говорить о том, чему были свидетелями все участники, что происходило "здесь и теперь" и избегать обращений за примерами из своего личного опыта. Это правило помогает освободиться от влияния прошлого опыта и активнее осваивать новые навыки, использовать разнообразные модели поведения.

Правило неотсроченности означает необходимость говорить о своих мыслях и чувствах по поводу происходящего, по поводу общего опыта группы сразу, как только они возникают, тем самым обогащая общий опыт. Соблюдение этого правила позволяет прослеживать изменения, происходящие с участниками. Получить обратную связь на свои поступки. Объединяет участников общим опытом. За осуществление этого правила между участниками идет борьба. Если вы упустили возможность дать непосредственную реакцию на ситуацию, не стоит к ней возвращаться позже, процесс изменения непрерывно идет вперед.

Правило конфиденциальности означает, что все,что происходит во время тренинга, имеет значение только "здесь и теперь". Нецелесообразно выносить этот опыт в реальную жизнь. Если участник испытывает потребность поделиться с кем-либо своими впечатлениями, есть смысл обсудить это с группой. За пределами группы он может говорить только о себе, о том, что он сам делал, что чувствовал, как оценивал свои ощущения, как он воспринимал других людей.

Правило конфиденциальности обеспечивает безопасность участникам.

Правило безоценочности

Не существует такого учебного опыта, который можно оценить однозначно плохо или хорошо. Всякий опыт имеет право быть и может быть полезен либо как опыт положительных изменений, либо, если субъективно вы оцениваете его отрицательно, как опыт, помогающий осознать необходимость таких изменений. Если мы ставим человеку оценку, мы фиксируем это состояние, блокируя тем самым возможность изменения.

Поэтому мы не оцениваем человека, а говорим, что какое-то его конкретное действие вызывает у нас какую-то реакцию. Если вы хотите что-то сказать конкретному участнику, есть смысл говорить это в группу. Это будет полезной информацией как для этого участника, так и для группы в целом.

Правило безоценочности позволяет участнику полнее и непосредственнее проявлять себя, открыться без опасения, что его осудят.

Правило беречь время

Необходимость эффективно использовать временной ресурс выдвигает к участникам требования ценить свое время, время группы и время других участников.

Правило говорить по очереди

Каждому участнику будет предоставлена возможность высказаться. Необходимо максимально ее использовать. Кроме того, если у вас есть что добавить, необходимо сначала дать другому высказаться до конца.

 

Информация для тренера.

После того, как правила оговорены, необходимо уточнить, все ли понятно в их содержании, все ли согласны с ними, не ли дополнений или возражений. Если все участники принимают данные правила, они утверждаются и в дальнейшем тренинге тренер следить за их соблюдением.

 

Первое упражнение.

Одна из реакций взрослого человека на неприятную или стрессовую ситуацию состоит в напряжении мышц. Напряженные мышцы как бы замыкают нас в стрессовой ситуации. Расслабление мышц сделает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку вы уже не сможете реагировать в этой ситуации так,как вы делали это раньше. Как только перед вами будет возникать какая-либо проблема, вы будете расслаблять свои мышцы от излишнего напряжения.

 

Инструкция: "Прямо сейчас, сидя на стуле, напрягите одновременно все мышцы, насколько сможете, и постарайтесь сохранить это напряжение несколько секунд. Сидите настолько напряженно и скованно, насколько сможете. Затем позвольте напряжению постепенно уйти - пусть ваше тело обмякнет. Заметьте при этом, какими ощущениями все это сопровождается, насколько замедлен и глубок вдох после того, как вы начали освобождаться от напряжения, и как затем вы ощущаете уход, утекание напряжения".

"Продолжая спокойно сидеть, проведите несколько минут, углубляя состояние расслабления, мысленно прослеживая каждую часть своего тела и позволяя ей еще больше расслабиться. По мере того, как вы позволяете каждой части вашего тела еще больше расслабиться, дайте возможность чувству внутренней умиротворенности разлиться по всему телу."

"Теперь расслабляются пальцы ног (по мере того, как вы позволяете им еще больше обмякнуть). Теперь расслабляются своды стоп. Теперь - пятки. Теперь расслабляются щиколотки. Теперь еще больше расслабляются мышцы икр и голени."

"Продолжая таким образом - медленно и мягко - мысленно продвигайтесь по всем частям тела, при необходимости возвращайтесь к некоторым из них до тех пор, пока вы не почувствуете, что достигли удовлетворяющего вас уровня расслабления во всем теле".

Второе упражнение

Инструкция: "Сохраняя ощущение расслабления, выполните следующее упражнение. Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень-очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться".

"Ее можно представить в виде образа - пламени свечи, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби поверхностью. Она - глубоко в вас. Представьте теперь, что это пламя, драгоценный камень или это озеро, находящиеся глубоко в самом центре, в самом ядре вас - вы сами."

"Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь там таким спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось бы пройти. Если вы захотите, вы можете в любой момент припоминать, что эта частица там."

И много раз в день вы можете вспомнить об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать больше спокойствия и расслабленности и одновременно больше уверенности и силы в предстоящих взаимодействиях с вашим ребенком.

 

Третье упражнение.

Удерживая ощущение расслабления и внутренней умиротворенности, постепенно расширяйте это состояние на окружающее так, чтобы в создавшемся новом контексте ваша проблема с ребенком как бы сжалась, приобрела обозримые размеры, стала выглядеть вполне решаемой.

Если вы ощущали беспокойство, возмущение, обиду или другие болезненные эмоции, то скорее всего, вы воспринимали ее в слишком узких рамках, которые ограничивали ваши творческие возможности при поиске решений. Вам нужна более широкая перспектива.

 

Инструкция: "Оставаясь в очень расслабленном состоянии, сядьте поудобнее и сконцентрируйтесь на конкретной проблеме с ребенком. Представьте себя с ребенком в этой волнующей и причиняющей вам беспокойство ситуации. Когда вы будете четко представлять ее себе, подумайте о вас обоих и одновременно о доме, в котором вы живете, о тех, кто еще живет с вами.

Включите в эту картину ваших ближайших соседей. Подумайте о кусочке земли, о домах, которые находятся по соседству, всех людях, которые в них живут, чтобы теперь в вашем представлении оказались вы, ваш ребенок и все люди, живущие поблизости от вас.

Когда эта картина станет достаточно четкой, сделайте следующий шаг: подумайте о всем районе, в котором вы живете, о вас, вашем ребенке и тех сотнях и тысячах родителей и детей, а также других людей, живущих, работающих, взаимодействующих, и обо всем этом большом пространстве земли.

Расширяя созданное представление, подумайте обо всей стране, миллионах людей и семей, миллионах квадратных километров земли, о ее многочисленных городах и огромных просторах. Продолжая эту мысль, представьте теперь всю нашу Землю, с ее материками и океанами и всех живущих на ней людей. Подумайте обо всей нашей Солнечной системе - огромном пылающем Солнце, планетах, их спутниках и космической пыли, медленно вращающихся вокруг него. Вообразите себе галактику - скопление солнечных систем, разбросанных друг от друга на такие расстояния, которые невозможно себе представит. И, наконец, попробуйте представить себе Вселенную - миллионы галактик во всех направлениях, конца и предела которой нет.

Теперь, удерживая в уме ощущение всей этой необъятности бытия, вернитесь назад, чтобы вновь подумать о вашей проблеме с ребенком, и определите ее место и значение в системе мироздания".

Ваша проблема является вполне реальной и осязаемой, но, во всей этой огромности и безмерности бытия, вы вполне можете довериться тому, что она как-то разрешится сама, вне зависимости от того, что вы будете делать, причем любое ее решение не приведет к какому-либо реальному и продолжительному ущербу для мира.»

Четвертое упражнение.

Инструкция: "Представьте себе, что вы осматриваете развалины древней Греции. День тихий и солнечный. Вы всюду видите свидетельства прошлого. Сотни лет тому назад люди работали, общались, создавали семьи - все это было здесь, на этом самом месте, согретом сейчас теплыми лучами солнца.

Перед Вами каменная плита, на которой житель этого города записывал события своей жизни. Вы прочли на ней следующую надпись: " Сегодня я поняла, что моя дочь употребляет наркотики".

Обратите внимание на то, сильнее ли забилось ваше сердце при мысли об этой древней родительской проблеме. Вы ощутите, возможно, некоторое сочувствие и даже симпатию по отношению к этому человеку и его ребенку, но практически не испытываете никакой реальной тревоги или обеспокоенности.

"Представляя себя жителем этого города, вообразите, что проблема, начертанная на каменной плите - ваша проблема с вашим ребенком и что с того времени, как это случилось, прошло почти две тысячи лет. Обратите внимание на то, какие ощущения вызывает у вас эта проблема."

Если в стрессовой ситуации вы не сможете воспользоваться предложенными приемами, руководствуйтесь в своем поведении следующими рекомендациями.

Задача.

Если часовая стрелка обычных часов передвинулась на 45 градусов, сколько времени прошло?

Возможные варианты ответа: 15 минут, 30 минут, 45 минут, 60 минут, 90 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.119 с.)