Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика игровой терапии в групповой работе с родителями и детьми

Поиск

Групповые занятия (различные формы) в ГЦСПСиД строятся на игровой технологии. Психологический механизм игры позволяет использовать ее в процессе оказания помощи родителям в их взаимодействии с детьми. В чем особенности игры? Прежде всего, игра обладает уникальными терапевтическими и коррекционными возможностями. Уникальность ее состоит в косвенном воздействии на человека. Она значима и для ребенка и для взрослого, поскольку в игровой коррекции идет сближение родителей и детей. Игра возвращает родителей в детство, а дети принимают родителей как своих сверстников. В групповой коррекции идет обучение и детей, и родителей на понимание, принятие и использование в жизнедеятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых отношений, в которых игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии приводят в конце концов к терапевтическому эффекту», - отмечал Д. Б. Эльконин.

«Новые отношения» и поведение родителей в групповых занятиях обусловлены тем, что игра «форма психологического поведения», т.е. она раскрывает то, что внутренне присуще личности (Д. Б. Узнадзе). Игра сама по себе является особым «полем самовыражения», в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт, а это позволяет родителям и детям стать ближе друг другу.

Игровая терапия в детско-родительских группах представляет собой систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на преодоление трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители-дети».

Игровая терапия способствует развитию эмоционально-личностной, поведенческой и когнитивной сферам личности ребенка и взрослого. Кроме того, игровая терапия выполняет и релаксативную функцию: в процессе занятий снимается или уменьшается эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение.

Избирая форму групповой работы с родителями и детьми по проблеме общения игровую терапию, специалист может ставить следующие организационные цели:

· отбор детей в группу с аналогичной проблемой (например, расторможенные, агрессивные дети), что позволяет сделать занятия более целенаправленными;

· подбор игр и разработка игровой тематики в соответствии с психолого-педагогическими особенностями проблем коммуникативных нарушений в семье;

· разработка правил сотрудничества в группе взрослых и детей, которые формируют стили поведения как детей, так и взрослых.

Правила группы могут быть таковы (они характерны для большинства тренинговых групп):

· доверительный стиль отношений;

· общение по принципу «здесь и теперь»;

· персонификация высказывания;

· искренность общения;

· конфиденциальность всего происходящего в группе;

· опора на позитивные качества личности;

· оценивание поступка, а не личности;

· активное участие в происходящем;

· уважение друг к другу.

Эти правила принимаются в группе взрослых и детей, могут дополняться или изменяться участниками группы.

Однако в совместных детско-родительских игровых занятиях родителям предлагается перечень дополнительных правил, позволяющих реализовать принцип духовного взаимодействия с ребенком, когда родители воспринимаются ребенком не с позиции родителя-воспитателя, а друга, понимающего его проблемы:

· ставить себя на место ребенка;

· стараться понять его точку зрения;

· идти в общении за ребенком;

· говорить на его языке;

· быть гибким, стараться варьировать в поведении с ребенком, адаптироваться к нему;

· показывать ребенку преимущества совместной деятельности;

· не давать оценочных суждений;

· не регулировать поведение ребенка.

Для коррекции нарушений в общении и развитии коммуникативных умений детей используются ситуативно-ролевые игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков конструктивного общения. С этой целью используются различные ситуации общения: общение на прогулке, общение с братьями и сестрами, общение с гостями и т.д. Особую значимость приобретают:

· упражнения на развитие способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние партнера по общению (психологические этюды, ролевые игры, метод пиктограмм (работа с картинками, изображающими эмоциональное состояние человека);

· использование упражнений с элементами психодрамы, позволяющих самовыразить себя и детям и взрослым;

· формирование в ролевых играх знаний и умений адекватного выражения эмоций и саморегуляции их;

· упражнения, способствующие навыкам конструктивного общения в коллективном сотрудничестве (нарисовать картину, построить дом).

В основном вся работа строится на анализе и драматизации конкретных жизненных ситуаций, предлагаемых как участниками семейной группы, так и ведущим группы.

Таким образом, предлагаемые игры и упражнения, этюды на групповых занятиях родителей с детьми помогают взрослым в первую очередь формировать ребенка, который:

· не провоцирует конфликты в общении с родителями, а пытается находить компромисс совместно с родителями;

· умеет свободно высказывать свое мнение, самораскрыться, выражать свои чувства;

· обладает коммуникативностью, умеет общаться с любым человеком (взрослым и ребенком); открыт людям, при этом оставаясь самим собой.

В данных занятиях применяются упражнения диагностического характера и творческие задания, ролевые игры, психогимнастика, групповые дискуссии. Перед началом занятий должны использоваться вводные беседы для родителей, дающие ключ к будущему игровому действию на занятиях. В процессе бесед с родителями доминантой является расширение психолого-педагогических знаний и формирование у них установки на восприятие и понимание ими эмоциональной стороны общения с ребенком, осознания его эмоционального состояния и создания атмосферы социальной и психологической безопасности ребенка.

Стержневым компонентом каждого занятия является какой-либо элемент: воображаемая ситуация, игровое действие, игровые взаимоотношения, игровой материал.

Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания ролевых игр, выполнения заданий и ситуаций творческого характера.

Взрослые и дети сближаются, формируется необходимая эмоциональная связь взрослых и детей. Одновременно осуществляется коррекция как родительской тактики по отношению к ребенку, так и коррекция психических свойств ребенка: памяти, наблюдательности, внимания, координации движений, динамизм, креативность и др.

Широко используются в игровых занятиях и вспомогательные средства: музыка, движение, танец, рисунок.

В игровой терапии доминирующая роль специалиста, поскольку именно грамотный подбор игровой тематики и компетентность специалиста позволяют достигнуть эффективности в работе.

Специалист при составлении игровой терапевтической программы должен учитывать следующие правила:

· соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей; в группу необходимо объединять детей со сходной проблемой (непослушные дети, агрессивные, капризные); игры в последующих занятиях должны подбираться в соответствии с особенностями эмоциональных, коммуникативных и когнитивных проявлений данной группы детей;

· учет уровня психолого-педагогической компетенции родителей, их тактики поведения в общении с детьми, чтобы подбор игр способствовал осознанию ими своих коммуникативных ошибок;

· учет возрастных особенностей детей. Игра как метод групповой коррекции наиболее эффективна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако игра применяется в работе и с подростками и со взрослыми;

· учет психологических особенностей возраста при подборе игр. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо учитывать свойственные им подражательность и суггестивность (внушаемость). В игре обязательно должны присутствовать образец, демонстрация использования упражнения, действия - компонента социального обучения технике. При использовании игры в работе с детьми старших возрастов необходимо наряду с поведенческими элементами использовать аналитические (когнитивные) элементы. Для подростков и взрослых значим внутренний подтекст игры, ее психологический смысл, возможность понять внутреннее «Я» через игру;

· учет задач и целей конкретного этапа занятия, на котором используется игра.

Групповые занятия с детьми и родителями в нашем опыте представлены следующей структурой.

Первый этап - начало занятия, ритуал группового приветствия, введение детей и родителей в атмосферу группового занятия, ознакомление их с темой занятия. Самая главная цель специалиста на этом этапе - установить доверительный контакт с группой, заинтересовать участников.

Второй этап - релаксационный: мышечная релаксация или релаксация по представлению (представлены в программах).

Третий этап - основной коррекционный этап, включающий в себя психогимнастические игры, этюды, упражнения. В процессе этого этапа необходим отдых для детей, представляющий собой блок подвижных игр, игр-развлечений, танцев (у М. Г. Чистяковой этот блок называется «Минутка шалости»).

Четвертый этап - заключительная релаксация - отдых по представлению, и преследующая цель снятия психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения. Часто в релаксации по представлению используется музыка с размеренным ритмическим движением. Это поможет участникам достигнуть психофизического покоя и восстановить силы.

Пятый этап - рефлексия - механизм обратной связи: возможность узнать результат занятий, отношение участников к нему (структура, содержание); к специалисту, ведущему занятия, к самим участникам занятий. Рефлексия имеет различный характер: для взрослых предпочтительно именная или вербальная рефлексия, где анализируется: что особенно понравилось? Почему? Что не принято группой? Что было сложнее? Что не понравилось? Что хотелось сделать по-другому? Какие пожелания, претензии к руководителю? и др. Для младших детей и дошкольников характерна рисуночная и поведенческая рефлексия (если занятие понравилось, потопайте ножками; если занятие не понравилось, похлопайте ручками).

Шестой этап - домашние задания (разные или одинаковые для детей и родителей). Домашнее задание позволяет логически связать между собой отдельные занятия цикла, объединить их общей идеей и достичь внутренней структурности.

Седьмой этап - ритуал прощания.

В игровых занятиях с детьми особое место принадлежит тактике работы специалиста со столь сложной детско-родительской группой. Такая тактика предусматривает следующую специфику действий по отношению к детям: подготовку детей к игре, инструктаж; объяснение и демонстрацию способов выполнения игрового задания; проверка правильности выполнения игрового задания каждым из детей; анализ, рефлексия игры.

По отношению к взрослым важна специфика взаимоотношений руководителя с родителями. Он должен быть компетентен в области андрогогики (обучения взрослых) и помочь родителям войти в роль игры, которая, благодаря своей двуплановости, помогает осознавать себя как родителя и воспитателя и способствует личностным изменениям, выражающимся в снятии стереотипного понимания процесса воспитания и осознания своей неверной тактики.

Самое же главное в игровой терапии детско-родительских отношений для ведущего не стать в позицию морализатора, учителя, ментора. Изменить воспитательные установки родителей по отношению к детям, помочь детям в их саморазвитии, приблизить родителей и детей друг к другу возможно лишь с помощью игры, когда участники игры осознают благодаря ей свои ошибки, проблемы и видят позитивные пути их решения через собственный анализ и осмысление игры.

 

План практических занятий с детско-родительской группой (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.008 с.)