Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, Как бы Он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, Как бы Он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.



Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо понаблюдать за игрой ребенка, обратить внимание на то, какие игры предпочитает ребенок, с кем он любит играть, как он себя ведет во время игры).

Рефлексия.

Рекомендуемая литература: Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

Стимульный материал:

бланки с дискуссионными вопросами (1), (2), (3); карточки с ситуациями конфликтного взаимодействия с ребенком;карточки с ситуациями положительного взаимодействия с ребенком; текст минилекции «Поощрение и наказание»; бланки с правилами «Поощрение», «Наказание»; бланки рефлексии; листы А4; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №7

Тема: игра в жизни ребенка.

Цель: формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком.

Задачи: формирование у родителей представлений об особенностях конструктивных взаимоотношений с ребенком в семье; знакомство родителей с особенностями игровой деятельности ребенка; активизация творческой активности родителей.

Организационная часть.

1. Приветствие родителей.

2. Анализ домашнего задания.

Лекционная часть.

1. Вводное упражнение «Продолжение фразы».

Ведущий придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков в группе), записывает ее на листе бумаги. Затем лист переворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т. д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист переворачивается и фразы сравниваются.

Примечание. Необходимо, чтобы в роли ведущего побывало несколько человек (желательно, чтобы цель данного упражнения и его значимость определили сами участники группы).

2. Дискуссионное обсуждение (в форме мозгового штурма), вопросы:

· Что включает в себя понятие – «игра»?

· Что значит игра в жизни вашего ребенка?

· Каковы потенциальные возможности игры?

3. Упражнение «На что направлена игра».

Каждый родитель получает карточку с инструкцией к какой-нибудь игре, необходимо определить на что направлена данная игра.

4. Минилекция «Игра в жизни ребенка».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое детская игра и каково ее значение в жизни ребенка; 2) особенности игровой деятельности дошкольника и младшешкольника; 3) значимость игры в детско – родительских отношениях.

Активная часть

1.Каждый родитель получает «Набор успешного родителя» (список с играми, которые распределены в соответствии с проблематикой: игры на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативной сферы, на сотрудничество и т.п.).

· Вся группа разбивается на подгруппы. Задача подгруппы определить, на что направлена каждая категория игр, и объяснить, каким образом они сделали подобный вывод.

· Каждый родитель должен определить, какая категория игр необходима для их ребенка.

2.Упражнение «Идеальный ребенок – Идеальный родитель».

Работа проводится в подгруппах. Каждая подгруппа получает одинаковый набор предметов: лист А3, фломастеры, карандаши, ножницы, набор цветной бумаги, клей, скотч, ластик. Задача родителей – проанализировать какими качествами, по их мнению, должен быть наделен идеальный ребенок и идеальный родитель, вспомнить все характеристики, которые они вкладывают в понятие «идеальный», и создать творческую модель идеальных родителя и ребенка, используя все предложенные материалы.

По окончании работы каждая подгруппа представляет свой проект, рассказывает и поясняет его содержание, делится впечатлениями.

Рефлексия

Домашнее задание. Самонаблюдение.

Рекомендуемая литература: Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Стимульный материал:

листы А4; фломастеры; текст минилекции «Игра в жизни ребенка»; список дискуссионных вопросов; подборка игр «Набор успешного родителя»; бланк с таблицей «Что я могу»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №8

Тема: подведение итогов групповой работы, последействие.

Цель: оценка эффективности коррекционного курса.

Задачи: анализ изменений, произошедших во взаимоотношениях с ребенком за последний период; развитие саморефлексии.

Организационная часть

Приветствие родителей.

Анализ домашнего задания.

Основная часть

1. Анкета «Оценка эффективности коррекционного курса» (Приложение 2).

2. Упражнение «Анализ».

Родители получают бланки схемы - плаката «Я - родитель», в которой выделены следующие переменные: Что я хочу. Что я могу. Что мне еще надо.

Примечание. Для того, чтобы стимулировать творческую активность родителей руководителю необходимо подготовить специальный бланк схемы – плаката, который на последнем занятии будет возвращен родителю в качестве напутствия и памятки.

3. Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом занятии, обсуждение изменений произошедших в детско-родительских отношениях за последнее время.

4. Упражнение «Зеркало».

Родители получают бланки, где изображена декоративная рамка, которую они подписывают и передают соседу. Каждый родитель должен написать на полученной рамке те пожелания и напутствия, которые он хотел бы сообщить хозяину «зеркала», а затем рамка передается дальше по кругу.

5. Последействие.

Руководитель договаривается с группой о следующей встрече, на которой родители расскажут о том, как изменились их взаимоотношения с ребенком, с какими трудностями они столкнулись, а какие проблемы стали для них разрешимыми.

Неформальная часть

В дружеской, непринужденной обстановке подведение итогов групповой работы, обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее.

Стимульный материал:

анкета «Оценка эффективности коррекционного курса»; бланки схемы - плаката «Я - родитель»; бланки для упражнения «Зеркало»; сводный проблемный лист; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План практических занятий с детско-родительской группой

Цель занятий — гармонизация межличностных отношений в семьях

Задачи практических занятий:

1) коррекция внутрисемейных отношений;

2) наиболее полное самовыражение личности посредством семейного творчества;

3) усиление сплоченности семьи;

4) повышение социальной адаптации семьи

Продолжительность групповых занятий в детско-родительских группах зависит от возраста детей. Так, для групп детей 4-6 лет занятие длится 45-60 минут, для детей 7-14 лет — 90-120 минут

В каждой группе может участвовать от 12 до 16 человек. Длительность курса практических занятий детско-родительских групп составляет 12 занятий (два раза в неделю)

Коррекционные детско-родительские группы обязательно должны быть закрытыми, то есть после первого занятия новые участники в группу не допускаются

Занятие 1

Цель: знакомство и установление контактов между участниками группы

Участники занятий садятся в круг и в дальнейшем все обсуждения происходят в кругу

1. Процедура первого знакомства: "Написать на карточке свое имя и изобразить свой символ; представиться, пояснить свой символ и выразить цель посещения занятий и ожидание от занятий";

2. Психогимнастическое упражнение "Свободный стул". Цель: повышение активности членов группы, придание занятию игровой формы. Для проведения упражнения один из участников группы, а лучше, если это будет тренер, встанет в центре круга, тогда освободится один стул, необходимы й для проведения упражнен ия. Задача участника группы, около которого с правой стороны окажется свободный стул, — хлопнуть по этому стулу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, приглашая его сесть на этот стул. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили. Соответственно, освободится его стул, и другой участник группы, около кого справа окажется свободный стул, должен пригласить другого участника группы. И так далее. Задача стоящего в центре круга, в случае заминки, занять свободный стул. В этом случае ведущим становится тот участник, который не успел быстро среагировать, хлопнуть по стулу и пригласить участника группы

3. Психогимнастическое упражнение "Поменяйтесь местами... " (см. занятие № 1 с родителями — Знакомство)

4. Психогимнастическое упражнение "Стражники". Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на "первый", "второй". Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допустим, его зовут Коля). Инструкция: "Задача Коли — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, — удержать своих "подопечных". Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Руки стоящих участников упражнения до определенного времени располагаются на спинке стула". Через некоторое время тренер предлагает участникам поменяться местами

5. Обсуждение чувств, возникших в процессе трех психогимнастических упражнений. Ситуация обсуждения используется для лучшего знакомства участников друг с другом

6. Обсуждение правил группы

7. Обсуждение дня занятий. Получение ведущим обратной связи от участников о занятии

8. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней обращать особое внимание на окружающий мир — на природу, на отношения между людьми, и постараться это запомнить или записать

9. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 2

Цель: установление более тесного эмоционального контакта между участниками

1. Приветствие. Участники встают в круг. Инструкция: "Начнем сегодняшний день так. Встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым. И еще одно условие: необходимо при этом встретиться взглядом с тем, с кем здороваетесь, и назвать его по имени, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить". После того как все поздоровались и снова встали в круг, тренер говорит: "Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми ли вы поздоровались?" Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться. Затем все садятся в круг, и тренер задает группе один из вопросов: "Как настроение?", "Как вы себя чувствуете?"

2. Обсуждение домашнего задания

3. Изотерапия: рисунок в круге (мандала). Каждому участнику группы дается лист форматом А3 с нарисованным на нем кругом. Инструкция: "Заполнить круг как захочется, если возникнет желание выйти за рамки круга, то это можно сделать. Когда работа будет закончена, необходимо придумать название работы". Обсуждение этого задания

4. Танцедвигательное упражнение: разминка — расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы — хороводы

5. Изотерапия: изобразить на листе бумаги предыдущее упражнение (танцы). Придумать ему название. Обсуждение рисунка

6. Высказывания участников о своих впечатлениях от занятия

7. Объяснение домашнего задания: "Найти и принести на следующее занятие несколько небольших предметов, имеющих разную фактуру"

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 3

Цель: расширение представлений участников группы о самих себе и о своих детях (родителях), укрепление чувства доверия друг к другу

1. Приветствие. Участники садятся в круг. У ведущего в руках мягкий и легкий мячик. Инструкция: "Начнем наш день с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это Пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить"

2. Обсуждение домашнего задания: по какому принципу подбирались предметы? Инструкция: "Давайте сложим все предметы в мешочек, и затем каждый по очереди, не заглядывая в него, на ощупь выберет какой-нибудь предмет. Попробуйте, не вынимая этого предмета, определить, что это такое". Обсуждение упражнения

3. Упражнение "Роза и чертополох". Тренер приносит два предмета, один из которых будет розой, другой чертополохом. Роза и чертополох нужны для того, чтобы их подарить участнику группы, причем, розу вручают за хорошие качества, а чертополох — за плохие. Инструкция: "Сейчас первый участник группы возьмет розу и чертополох в руки. Встанет и подойдет к другому участнику группы, которому ему захочется вручить эти предметы. Вручая предметы, он должен объяснить, за какие качества он вручает розу, а за какие — чертополох. Затем тот, кому были вручены роза и чертополох, выбирает другого участника и дарит их ему с напутственными словами". Обсуждение упражнения

4. Упражнение "Атомы". Инструкция: "Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоятлицом друг кдругу в кругу, касаясь друг друга предплечьями). Последнее число, которое называет ведущий, будет число два. Таким образом, группа разделилась на пары. Это нужно для следующего упражнения

5. Упражнение "Слепой и поводырь". Участники группы разбиваются на пары. Один участник пары — "слепой", он закрывает глаза, а другой — "поводырь". Задача поводыря — охранять своего напарника, когда тот будет передвигаться по пространству комнаты, подводить к различным предметам и поверхностям для "тактильного знакомства". Через 15 минут участники упражнения меняются ролями. Обсуждение упражнения

6. Изотерапия: "Изобразить на листе бумаги те чувства, которые возникали, когда участник группы был "слепым" и "поводырем". Обсуждение задания. Впечатления участников от занятия

7. Объяснение домашнего задания: "Придумать и написать историю на тему "Волшебная страна""

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 4

Цель: развитие чувства сплоченности (в группе, между родителями и детьми)

1. Приветствие. Все участники группы садятся в круг. Психогимнастическое упражнение. По счету ведущего, на счет три все одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, "выбрасывают" пальцы; это упражнение выполняется до тех пор, пока все участники группы не "выбросят" одинаковое число пальцев. Обсуждение упражнения

2. Обсуждение домашнего задания

3. Музыкотерапия: "Выбрать для себя любой из имеющихся музыкальных инструментов, познакомиться с ним, попробовать на нем поиграть. Объяснить, почему выбран именно этот инструмент"

4. Упражнение "Оркестр". Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся ему музыкальный инструмент. Ведущий говорит: "А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться". Обсуждение упражнения

5. Изотерапия: "Изобразить на листке бумаги, используя любые художественные материалы, чувства, которые возникали в процессе упражнения "Оркестр". Обсуждение упражнения

6. Обмен впечатлениями от занятия

7. Объяснение домашнего задания: "Дома вместе с родителями организовать подобный "Оркестр" и нарисовать ощущения от этого упражнения"

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 5

Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения выражать свои чувства перед собственными детьми (родителями), освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций

1. Приветствие. Группа садится в круг. Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание надень"

2. Обсуждение домашнего задания

3. Просмотр слайд-фильма (специально подобранные слайды с видами природы, зверей, насекомых с музыкальным сопровождением). Слайд-фильм призван пробудить подавленные эмоции, и ведущий должен быть готов к работе, связанной с их отреагиро-ванием (спонтанным выражением и освобождением от давления, которое они оказывают на психику), что приводит к глубокому психотерапевтическому эффекту. Обсуждение ощущений и чувств, возникших при просмотре слайд-фильма

4. Изотерапия. "Изобразить на листе бумаги любого формата, что особенно запомнилось во время просмотра". Обсуждение этого упражнения

5. Обмен впечатлениями от занятия

6. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней представлять себя фотографом и мысленно запечатлеть три самых поразительных момента, таким образом как бы сделать три слайда

7. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 6

Цель: расширение представлений участников о самих себе и своих детях (родителях) как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях

1. Приветствие. Группа садится в круг. Инструкция: "Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь"

2. Обсуждение домашнего задания

3. Упражнение "Полянка". Все участники группы сидят в кругу, по очереди представляют себя на полянке в лесу в виде любого объекта и сообщают об этом другим участникам. Так происходит до тех пор, пока все участники группы не остановятся на каком-то одном персонаже. После этого все члены группы встают и начинают изображать своих персонажей. Когда все закончат "представлять", начинается обсуждение этого упражнения

4. Танцедвигательная терапия. Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка, и участники начинают двигаться. Причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым

5. Обмен впечатлениями от занятия

6. Объяснение домашнего задания: нарисовать свои впечатления от упражнения "Полянка"

7. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 7

Цель: развитие способности выражать свои истинные чувства, коррекция неадекватной "Я-концепции"

1. Приветствие. Группа садится в круг. Инструкция: "Сейчас у каждого из вас будет полторы минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения — помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации "здесь и теперь", полностью включиться в работу группы"

2. Обсуждение домашнего задания

3. Психогимнастическое упражнение "Путаница". Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три". После того как все руки соединены попарно, участникам группы предлагается "распутаться", не разнимая рук. После завершения проводится обсуждение задания

4. Изотерапия. Задание нарисовать свой "Автопортрет". Все участники группы берут лист бумаги форматом A4 в не ведущую руку (левая для правшей, правая для левшей), берут фломастер, закрывают глаза и, не отрывая руки от л иста бумаги, рисуют свой портрет. Затем, когда контуры готовы, участники группы открывают глаза, и теперь их задача — довести до готовности свою работу (необходимо закрасить фломастерами разного цвета замкнутые пространства внутри портрета, получившиеся в процессе рисования). Обсуждение задания

5. Танцедвигательная терапия. Группа встает в круг. Один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец "Какой я есть на самом деле", а затем — танец "Каким бы я хотел быть". По окончании следующий участник выходит в центр круга. Обсуждение задания проводится по следующей схеме:

• Что чувствовали участники-наблюдатели и сами танцующие?

• Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы?

• Каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников?

• Насколько отличаются танец "Я-реальное" от танца "Я-иде-альное"?

• Танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?

6. Обмен впечатлениями от занятия

7. Объяснение домашнего задания: вспомнить свой танец "Какой я есть на самом деле", а затем — танец "Каким бы я хотел быть" и изобразить на бумаге чувства, которые возникают при воспоминаниях об этих танцах

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 8

Цель: повышение компетентности в общении с собственными детьми (родителями) и другими участниками группы

1. Приветствие. Выполняется психогимнастическое упражнение. Группа становится в шеренгу. Одновременно, на счет ведущего, всем участникам группы предлагается прыгнуть на мете с поворотом туловища на 90 градусов, не указывается, в какую сторону. Упражнение считается выполненным тогда, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону

2. Обсуждение домашнего задания

3. Упражнение "Испорченный телефон". Для проведения упражнения необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы. Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие. Проводится обсуждение упражнения

4. Упражнение "Повтори позу". Инструкция: "Двое участников группы становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2—3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну задругой. И вновь пары меняются ролями". Обсуждение упражнения

5. Изотерапия: упражнение "Разговор на листе бумаги". Инструкция: "Участники группы произвольно разбиваются на пары. Каждый участник выбирает один фломастер. Каждая пара выбирает для выполнения упражнения свое место в помещении и берет лист бумаги форматом А3. Затем участники каждой пары начинают свой "разговор", применяя для этого только фломастер и лист бумаги, используя линии, геометрические фигуры, пятна. Разговаривать во время выполнения упражнения запрещается". Обсуждение упражнения

6. Обмен впечатлениями от занятия

7. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней обращать внимание на то, насколько правильно вы понимаете окружающих людей, получая от них обратную связь, и насколько они понимают вас

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 9

Цель: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня групповой и семейной сплоченности

1. Группа садится в круг. Инструкция: "Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения". Обсуждение

2. Обсуждение домашнего задания

3. Изотерапия. Инструкция: "Разбейтесь на две группы — "детей" и "родителей". Изобразите игру родителей и детей. Затем "дети" начинают рисовать под руководством "родителей", а "родители" создают рисунки для "детей". Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей". Обсуждение упражнения

4. Танцедвигательная терапия. Круговые танцы — вся группа делает синхронные движения, держась за руки. Группа танцует под музыку, а затем изображает на рисунке или в скульптуре свои впечатления. Обсуждение упражнения

5. Обмен впечатлениями от занятия

6. Объяснение домашнего задания: дома в течение трех дней прослушивать разнообразные музыкальные произведения и изображать на листе бумаги свои впечатления

7. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 10

Цель: повышение компетентности в общении, развитие сенситивности (чувствительности) по отношению к другим людям

1. Группа садится в круг. Психогимнастическое упражнение "У кого какой цвет?" Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названием цвета, которые повторяются дважды, то есть, если вам досталась карточка с надписью "зеленый", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать имеющие карточки цветов, соответствующих названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями других участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет". Обсуждение упражнения

2. Обсуждение домашнего задания

3. Изотерапия. Инструкция: "Используя большой лист бумаги (можно скрепить скотчем два листа обоев), обведите силуэты друг друга. Затем раскрасьте их и разместите в пространстве помещения, где проводятся занятия. После этого проводится "экскурсия" по выставке получившихся произведений". Обсуждение упражнения

4. Психогимнастическое упражнение "Зеркало". Обсуждение упражнения

5. Обмен впечатлениями от занятия

6. Объяснение домашнего задания: дома нарисовать совместный рисунок "Моя семья"

7. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 11

Цель: осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе работы учебной группы

1. Участники садятся по кругу. Инструкция: "У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, "лампа", "сон", "свет", "веселье" и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально, с помощью жестов будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача — понять, что написано на карточке". Обсуждение упражнения

2. Обсуждение домашнего задания

3. Изотерапия. Инструкция: "Каждый и группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают "разговор цветов" на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнера". Обсуждение задания

4. Психогимнастическое упражнение. Инструкция: "Выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами (с помощью жестов). Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигналу". Обсуждение упражнения

5. Все участники садятся по кругу. Инструкция: "Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя". Обсуждение упражнения

6. Обмен впечатлениями от занятия

7. Объяснение домашнего задания: постараться вспомнить все занятия и записать наиболее запомнившиеся моменты

8. Ритуал завершения занятия — "Колодец"

Занятие 12

Цель: подведение итогов и планирование перспектив

1. Группа садится в круг. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания

2. Изотерапия. Совместный рисунок на листе, состоящем из шести листов ватмана, с использованием всевозможных художественных материалов. Обсуждение работы

3. Обсуждение всего курса занятий

4. Упражнение "Колодец"

5. Совместное чаепитие

Эффективность данной программы подтверждается как результатами повторного тестирования, так и многочисленными отзывами участников о позитивных изменениях, произошедших в их жизни после посещения групп коррекции детско-родительских отношений

При разработке психокоррекцией ных программ использован обширный литературный материал

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.093 с.)