ОТЧЕТ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТЧЕТ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИКИ



В период с 6 февраля по 4 марта 2012 года я проходила комплексную практику на базе комитета по делам молодежи Администрации г.Тамбова. Целью моей практики было формирование умений и навыков профессиональной деятельности по специализации «Социально-педагогическая работа с семьей».

Специалисты комитета по делам молодежи в период практики обеспечивали мне доступное и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков, молодежи, семьи, оказывать им помощь в разрешении проблем самореализации в сфере жизнедеятельности.

В период прохождения комплексной практики я в полном объеме изучила организационную структуру учреждения, нормативно-правовую базу, должностные обязанности специалистов комитета, устав комитета, внешнюю и внутреннюю структуру учреждения, основные виды деятельности специалистов и рабочую документацию.

Хотелось бы отметить, что работа комитета по делам молодежи в целом не связана оказанием психолого-педагогической помощи семьям, но Клуб, как одно из подразделений, работает с молодыми семьями, оказывая им посильную помощь в воспитании ребенка. В связи с вышесказанным, под руководством главного специалиста комитета Фитисовой А.С. И руководителя Клуба молодой семьи Егоровой Т. мы определили основные категории семей, посещающих Клуб, выявили их проблемное поле и предопределили перечень услуг по оказанию помощи семьям. Проанализировав полученные данные, я изучила основные методики и технологии, реализуемые в работе с семьей руководителем Клуба.

На базе Клуба молодой семьи, под чутким руководством Егоровой Т., я разработала и реализовала программу групповой работы с родителями: «Групповой социально-педагогический практикум для родителей». Основными целями данной программы стали нижеследующие:

· Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка;

· Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним;

· Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители - ребенок».

Индивидуальную работу, по итогам беседы с Егоровой Т. и другими специалистами, я провела с семьей N, подопечными Клуба, воспитывающими ребенка 6 лет. Эта семья находится в группе риска, о чем свидетельствует низкая педагогическая культура родителей, неблагоприятный психологический климат в семье. Анализируя полученные с помощью диагностических методик данные поспособствовали постановки социального диагноза, а так же стимулировали к составлению карты семьи, и изучению данной семьи как открытой социальной системы.

Данная практика, по определению имеющая название «комплексная», была направлена не только на изучение специфики работы социального педагога с семьей, но так же являлась заключительным этапом в моем дипломном исследовании. В период практики, на базе комитета я реализовала часть своего социально-педагогического проекта, направленного на профилактику интернет-зависимости подростков. В качестве рабочей группы, специалисты комитета предложили мне участников Агентсва детской прессы. В качестве программы социально-педагогической профилактики интернет-зависимости мною была выбрана программа курса по технике речи, поскольку приоритетной деятельностью подростков в данном Агентсве является журналистика, и у части из них, по итогам проведенных исследований, наблюдалась зависимость от сети Интернет.

В своей работе использовала следующие методы: наблюдение, анализ, изучение опыта социально-педагогической работы, применяла различные анкеты, тесты, опросники, беседы.

Я познакомилась с кругом проблем возникающих в современной семье, с трудностями, с которыми сталкиваются родители в воспитании своих детей.

Прохождение практики в комитете по делам молодежи оказалось интересным, насыщенным разнообразной работой. Я несомненно убедилась в том, что основой успеха социального педагога является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в проблему ребенка или взрослого человека, и оказать ему помощь.

Подведя итог вышесказанному, я полагаю, что мне удалось справиться с поставленными задачами. Я смогла завоевать уважение и доверие детей, освоила навыки ведения документации, овладела методами исследования, изучила практически все направления деятельности социального педагога, в том числе и технологию профессиональной деятельности.

В ходе практики, несомненно, были и трудности, но в какой работе их не бывает? Преодоление этих трудностей – основная цель освоении выбранной мною профессии.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

«Особенности социально-педагогической работы с семьей»

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы.

К профессиональной компетенции социального педагога любого профиля предъявляются высокие требования. Он должен действовать не только педагогически, но и владеть другими формами социальных действий, в зависимости от ситуаций. Главная цель социального педагога в его профессиональной деятельности - защита социальных прав и интересов человека, личности, семьи.

Профессия социального педагога имеет целый ряд специализаций по профилю деятельности: социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-эколог, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-воспитатель, социальный педагог по работе с семьёй и др. Основанием специализации может быть отдельная категория населения (инвалиды, сироты, беженцы). Специализация связана также с местом его работы (различные типы учебных заведений, детский дом, больница, церковь, предприятие, микрорайон, исправительно-трудовые учреждения, центры досуга, социально-психологические службы).

В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные положения концептуальной платформы, разработанной специалистами Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Первое из них отражает превентивный, профилактический характер его деятельности, выраженный в формуле «Болезнь легче предотвратить» и нацеленный на выявление и устранение причин социальных проблем, а не их последствий.

Второе положение «От социальной помощи - к социальной защите, самозащите» означает установку на активизацию усилий самих клиентов (индивида, групп, общин), мобилизацию их потенциальных возможностей на решение собственных проблем.

Третье положение: главным, основным фокусом, приоритетной сферой социальной работы является семья, дом, община. Задача специалиста — содействовать оздоровлению отношений в семье и её микросоциуме по месту жительства.

Четвёртое положение: профессия социального педагога интересна, полиативна,онадолжнаопиратьсянамежведомственнуюсистемувзаимосвязанных служб, государственных учреждений, общественных организаций различного профиля, имеющих специфические возможности для комплексного решения проблем каждого человека, семьи и группы.

И наконец, пятое положение гласит, что социально-педагогической работе нельзя научить; социального педагога надо взрастить. Это связано не только с рядом этических особенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональных и личностных качествах, но и с принципами и специфическими средствами его деликатной работы.

Каждая специализация опирается на определённые принципы, отражающие специфичность той или иной деятельности социального педагога.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Следование вышеизложенным принципам способствует разрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Исходя из этих принципов, ставятся конкретные задачи в работе социального педагога, дающие возможность определить содержание его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействию с семьёй.

Более подробно содержание этого взаимодействия, в контексте деятельности специалиста, отражено в квалификационной характеристике, состоящей из трёх блоков: а) должностные обязанности; б) что должен знать социальный педагог; в) квалификационные требования.

Цель всей педагогической деятельности взрослых, как и социальной деятельности в целом, разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекс требований к человеку, с учётом его природных и духовных возможностей. Структурная цель воспитания гуманной, демократической личности может быть рассмотрена как идеал, как общая стратегическая задача.

В качестве цели-идеала всегда будет сохранять своё значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, её возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация. Цель - явление и категория, которые находятся в постоянном развитии.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические цели и задачи, представляющие собой систему конкретных направлений социально-педагогической деятельности. Назовём наиболее существенные из них; задачи умственного воспитания, эмоционального, нравственного, физического, трудового и политехнического, индивидуально-личностного, духовно-ценностного, гражданско-правового, экологического, культурологического воспитания.

Только социально здоровая, ориентированная на гуманистические ценности, семья может воспитать личность, всесторонне и гармонично развитую. Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социальной поддержке и помощи.

Отсюда вытекают основные направления организации процесса профессиональной деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй. Важнейшим направлением из всего спектра направлений является работа с семьёй как институтом социального воспроизводства человека. Она включает в себя психолого-педагогическую диагностику проблем и трудностей конкретной семьи: семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, семьи, имеющей детей-инвалидов, неполной, студенческой, семьи беженцев, семьи, имеющей в своём составе лиц, для которых характерен криминогенный образ жизни и др. В эту работу также входит оказание помощи семье в установлении в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, психолого-педагогическое просвещение родителей, становление их педагогического сознания, в конечном итоге - формирование семейной психолого-педагогической культуры.

Технология организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи основывается на принципе первичности личности, семьи по отношению к любым общественным институтам. Специалист обеспечивает допустимое и целесообразное «вмешательство» в процесс семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. При этом социальные педагоги идут в семью, конечно, с добровольного согласия клиентов, чтобы иметь возможность наблюдать жизнь семьи и участвовать по мере необходимости в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем. Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающим во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения, что должно рассматриваться как предпосылка для дальнейшей помощи и продолжения действенного взаимодействия.

Направлением в системе деятельностного взаимодействия социального педагога и семьи является оказание помощи трудному ребёнку, подростку в решении проблем адаптации в обществе. В такой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; жертвы жестокого обращения в семье, дети, находящиеся в состоянии длительного конфликта и отчуждения с родителями, друзьями, соседями, сверстниками, ставшими причиной дезадаптации. Эти группы отклонений представляют собой суммарный результат семейно-педагогической запущенности в виде недостаточности общения и саморегулирования поведения. Кроме того, группа причин отклонений у детей вытекает из снижения их психических возможностей вследствие разного рода заболеваний. Свойственные им неустойчивость внимания, раздражительность, слабость, утомление требуют более частого, чем обычно, переключения на иные виды деятельности, игровой разрядки по ходу работы, снятия психического напряжения и щадящего режима отдыха. Сказываются на причинах отклонений замедление общих темпов взросления, инфантилизм, когда потребности и интересы ребёнка отстают от аналогичных у сверстников.

Если учесть, что у некоторых детей указанные причины комбинируются в разнообразных сочетаниях, придавая отклонениям в развитии личности дополнительные нюансы, то в целом группа трудновоспитуемых учащихся предстаёт весьма пёстрой по своему составу. Объединять их будут не столько причины, сколько следствия того невыгодного положения, в котором они оказались.

Совокупность перечисленных признаков обыкновенно обозначает педагогическую запущенность, комплекс внутренней беспомощности или состояние средовой дезадаптации.

Важной составной частью организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи является профилактическая работа. Профилактика трудновоспитуемости это специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования. К этому направлению взаимодействия социального педагога и семьи примыкает организация творческой деятельности детей на базе досуговых центров, центров художественного и технического творчества, природоохранной деятельности, спортивно-оздоровительных комплексов, центров профессиональной ориентации.

Социальный педагог входит в контакт со специалистами и сотрудничает с ними. Вся эта организационная система процесса взаимодействия содействует социальной адаптации детей. Результаты адаптации - это способность к физическому, нравственному, духовному выживанию и в существующем социуме, и в новых обстоятельствах, готовность выбрать адекватные способы существования.

Таким образом, мы выявили основные цели, принципы, направления и содержание организации профессионального взаимодействия социального педагога и семьи. Данный специалист сотрудничает с институтами формирования личности - семьёй и школой, различными центрами и службами по оказанию помощи и поддержки.

Обнаруживаются следующие трудности в организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи, свидетельствующие о состоянии данного вопроса в современной практике: непонимание деятельности социального педагога родителями, нежелание идти на контакт со специалистом, пьянство родителей, бесконтрольность взрослых, большая их занятость бытовыми проблемами, отсутствие интереса у родителей к своим детям, низкий культурный уровень родителей, недостаток специальной литературы, правовых знаний и др.

Если обратиться к причинам трудностей в организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи, то они связаны с целым рядом обстоятельств; недостаточное профессионально-личностное развитие специалиста;слабовыраженнаяпрофессиональнозначимаямотивация;недостаток педагогической рефлексии, проявляющейся в отсутствии самоанализа профессиональной социально-педагогической деятельности на основе объективных критериев; не достаёт также широты взгляда на социальные явления, профессиональной активности, специальных знаний и умений. Имеют место причины, относящиеся к социально-экономическим условиям жизни: смена профессии по необходимости (сокращение на работе), улучшение финансового состояния перед пенсией, недостаток учебной нагрузки в школе и др.

Для теории и практики организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи важно различать не только психолого-педагогические условия этого процесса, а, именно, социальные условия, поддающиеся педагогическому регулированию и причины, которые следует учитывать.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.013 с.)