Формы работы с детьми с ограниченными возможностями в ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы работы с детьми с ограниченными возможностями в ДОУ



В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. Ниже приведены те из них, которые используют специалисты отделения психолого-педагогической помощи реабилитационного центра «Надежда».

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности[9,11].

Фольклор. Современные исследователи фольклора подчеркивают глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно:

- регулировать индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;

- успешно адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;

- снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;

- активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;

- достать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

Авторы, которые занимаются этим видом реабилитации, выделяют пять факторов воздействия на организм занимающегося: движения, положения, управления, эмоционально-мотивационный и физкультурный факторы.

Под фактором движения понимается три вида колебаний, которые возникают при движении лошади: вертикальные, горизонтальные и поперечные. Необходимость сохранения равновесия способствует включению в работу всех основных мышечных групп всадника.

Под фактором положения понимается реабилитационное воздействие на всадника, оказанное посадкой верхом, даже на неподвижной лошади. Положение всадника в седле должно быть симметрично. В другом положении на лошади усидеть очень трудно, вследствие чего мышцы тела всадника вынуждены включаться в работу. Таким образом, постепенно формируется правильная посадка.

Сущность реабилитационного воздействия фактора управления заключается в самостоятельном управлении лошадью. Верховая езда – это искусство, а управление лошадью – это сложный процесс, в котором задействованы все конечности и туловище всадника одновременно. Этот фактор является ключевым воздействием иппотерапии на всадника с нарушением центральной нервной системы. Необходимость и огромное желание управлять лошадью побуждает всадников с физическими нарушениями преодолевать свои дефекты. Эффективное управление возможно только при правильной передаче команд от всадника к лошади. В случае передачи неправильной команды адекватная реакция лошади на неё невозможна. Таким образом, всадник с особенностями развития должен освоить приёмы управления лошадью, в процессе этого освоения он преодолевает свои психические и физические затруднения, что и составляет в конечном итоге реабилитационный эффект фактора управления.

Под физкультурным фактором понимается реабилитационное воздействие гимнастических упражнений, выполняемых всадником во время верховой езды. Гимнастические упражнения сами по себе оказывают реабилитационный эффект, присущий лечебной физкультуре, а в сочетании с нетрадиционной ситуацией, которой является верховая езда, этот эффект усиливается и изменяется.

Под эмоционально-мотивационным фактором понимается формирование позитивного эмоционального фона, возникающего под действием положительных эмоций в процессе занятий. Всадники с различным уровнем психического развития проявляют практически одинаковое желание к общению с лошадью и любят ездить верхом. Детям и взрослым просто нравится кататься на лошади и общаться с ней, им нравится атмосфера, возникающая в процессе занятий. Лошадь является посредником во взаимодействии с внешним миром: верховая езда способствует структурированию личности, приспособлению к реальности, обучает таких людей ориентироваться в пространстве и во времени. Желание управлять таким прекрасным и грациозным животным порой творит чудеса. Радость и положительные эмоции, возникающие во время занятий, сами по себе целебны. А высокий уровень мотивации к достижению поставленных целей способствует преодолению психических, физических ограничений и улучшению психофизического статуса ребёнка-инвалида.

Не смотря на все перечисленные разнообразные формы и методы работы, психологу следует помнить что каждому диагнозу соответствует свои методы и формы работы. Но только в комплексе они принесут максимальную пользу. Например, для детей, чей диагноз ДЦП, целесообразно применять не только иппотерапию, но так же и релаксацию, сказкотерапию и психогимнастику.

 

18. Новые подходы к оценке качества дошкольного образования

Ключевой вопрос модернизации образования – это повышение качества образования, приведения его в соответствие с мировыми стандартами.

Оценить качество образования – это значит установить его соответствие требованиям ФГОС потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Объектами независимой оценки качества образования являются:

1. Образовательные программы, реализуемые образовательной организацией.

2. Условия реализации образовательного процесса.

3. Результаты освоения воспитательно-образовательных программ.

Для оценки 1 и 2 критерия можно использовать информацию на сайте ДОУ (доклады, анализ деятельности, продукты детской деятельности и т.д.), а также тесты, оценочные задания, анкеты.

Критерий 3 оценивается только на локальном уровне (уровне образовательного учреждения)

К осуществлению независимой оценкикачества работы ДОУ могут быть привлечены некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации.

Т.Н. Доронова (автор программы «Радуга») считает, что в управлении учреждением должны принимать участие представители общественности (ГОСУ), что закреплено в нормативных правовых документах. В «Законе об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» впервые был поставлен вопрос о том, что защита прав ребенка на образование и развитие обеспечивается путем взаимодействия ДОУ и правоохранительных органов, учреждений соцзащиты, культуры, медицинских учреждений и т.д.

Привлекать различные организации можно:

- к реализации годового плана;

- к оценке результатов образовательной деятельности.

Все отношения с организациями оформляются договором о сотрудничестве. Привлекая этих людей со стороны, мы используем их потенциал!

ГИБДД, служба пожарной безопасности проводят мероприятия по работе с детьми и родителями по предупреждению детского дорожного травматизма и пожароопасных ситуаций. Методисты этих организаций могут давать детям задания, по которым можно оценить результативность освоения раздела «Безопасность».

ДШИ – может взять на себя обязательства ведения аннотаций (не более 3х предложений) на ребенка, который ходит в школу искусств. Как ребенок освоил образовательную область «Музыка».

Библиотека – дает информацию, как формируется круг чтения того или иного ребенка (запись в библиотеку с родителями). Важно совместно с библиотекарями разработать критерии оценки эффективности работы, т.к. они участвуют в оценке стандарта.

Спортивный отдел ДК – Инструктор по физкультуре может оценить спортивные способности детей.

Поликлиника ведет мониторинг здоровья

Родители выпускников могут быть введены в Совет родителей ДОУ и привлечены к оценке результатов.

Школа. В школе также как и в детском саду оцениваются 2 группы параметров: качество результатов и качество образовательных условий.

Отличие в том, что в школе - внешние оценочные процедуры (ЕГЭ), а в д/с в соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки результатов освоения ООП ДО является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком.

Важно привлечь школьного психолога. Вместе разработать единые критерии к оценке качества. Важно, чтобы при разработке параметров оценки результативности, педагоги школы ориентировались бы не на школьные виды деятельности, а на способности детей, учитывали бы личностные качества: высокая самооценка, вера в свои силы, социальные способности, развитое мышление. Речь идет именно о психологической диагностике, а не проверке школьных умений. Сформировать у дошкольника умения чтения-письма-счета, конечно можно. Но сами по себе они готовности к школе не прибавляют.

При оценке качества результатов освоения программы можно оценить формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий, которые готовят почву для будущего развития у учеников универсальных учебных действий (УУД)

Таким образом, родители плюс специалисты различных смежных областей принимают участие в решении образовательных задач, в оценке качества дошкольного образования.

Весь материал - в документе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.41 (0.01 с.)