Просветительская беседа с родителями на тему: «Адаптация пятиклассников в школе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская беседа с родителями на тему: «Адаптация пятиклассников в школе»



Цель: обратить внимание родителей на проблему адаптации и на те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешной прохождению адаптационного периода.

Пятиклассники

Переход из начального в среднее звено школы являет­ся переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рам­ками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в се­мье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

В переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- интеллектуальное развитие;

-- учебная мотивация;

-- поведенческая саморегуляция;

-- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тре­вожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в со­здании условий для успешного обучения выпускников началь­ной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его даль­нейшее поступательное развитие, его психологическое благо­получие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ре­бенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

Рекомендации родителям:

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удо­вольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Мероприятия в рамках "Недели психологии"

Общешкольная игра «Радуга».

Игра Радуга" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование "Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.

В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?". Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, серый, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь).

На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные диаграммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые", на каждой круговой диаграмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику.

Игра «следопыты».

Задание для участников.

Ваша задача: Ответить правильно на предлагаемые вопросы как можно быстрее.

Победителей ждет приз!

1. Сколько лет нашей школе?______________________

2. Сколько кабинетов на 2 этаже?___________________

3. Сколько всего часов висит в школе?_________________

4. Во сколько приходит на работу школьный повар?_________

5. Сколько женщин по имени Татьяна работает в школе?_________________

6. Какой породы пес у директора школы? __________________________

7. Сколько дверей в школе?____________________

8. Сколько телефонов в кабинете директора?_____________________

9. Любимое место отдыха, учителя географии?________________

10. Где отдыхал прошлым летом «физрук»?_______________________

11. Сколько цветов в горшках в кабинете технологии?_________________

12. Сколько всего компьютеров в школе?_________________

13. Сколько стульев в кабинете психолога?____________________

14. Какого цвета диван в учительской?________________________

15. Сколько парт в кабинете биологии?______________________

16. Чьи портреты висят в кабинете иностранного языка и пения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Сколько фотографий на стенде «Гордость школы?»№_________________

18. Сколько ступеней на главной лестнице?__________________________

19. У кого из мальчиков в школе самая длинная прическа?_______________

20. У кого из девочек сегодня больше всех заколочек в волосах?___________

21. Сколько воздушных шаров висело вчера в фойе?_____________________

Психологическая акция «Тайный друг» - одна из любимейших акций у детей. Почта тайных друзей работала три дня, принимали участие в ней и дети, и взрослые. По условию игры каждый участник выбирает себе «объект» - и в течение оговоренного времени оказывает ему знаки внимания так, чтобы человек («объект») не догадался, кто его тайный друг. Каждое послание обозначается буквами «Т.Д.».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

(7 СЕМЕСТР)

студентки очной формы обучения дневного отделения

факультета психологии 4 курса группы: 88001104

Прядко Ирины Николаевны

сроки прохождения практики:

с 06.10.2014 по 01.11.2014

Руководители:

практики от организации

директор, Никитинский А. В.;

 

групповой руководитель

кандидат психологических наук,

доцент кафедры возрастной и социальной психологии

Овсяникова Е.А.

 

Белгород 2014

 


 

Дата Наименование видов работ Количество отработанных часов в день Содержание деятельности Отметка о выполнении, подпись руководителя
06.10.14   Методическая работа 9:00-11:00   Знакомство с нормативно-правовой документацией педагога-психолога;    
11:00-13:00   Составление плана работы предстоящей практики    
13:00-15:00 Подготовка к проведению психодиагностического исследования в 5-х классах.
07.10.14 Психодиагностика 9:00-10:00   Социально-психологическое изучение коллектива 5 «B» класса, методом социометрии, обработка результатов, оформление в виде характеристики классного коллектива.  
10:00-15:00 Проведение психодиагностического исследования в 5 «B» (по методике Н.Ф. Талызиной «Мотивы учебной деятельности» и экспресс-методике «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» О.Хмельницкой);  
08.10.14 Психодиагностика 9:00-11:30   Обработка полученных результатов, в ходе проведения психодиагностики в 5 «В» классе.  
11:30-15:00 Обсуждение результатов обследования и написание заключения совместно с психологом. Определение уровня адаптации учащихся в 5 «В» классе. Выявление «группы риска».  
09.10.14 Психодиагностика 9:00-11:00   Подготовка рекомендаций к индивидуальному занятию по снятию школьной тревожности;    
11:00-13:00   Помощь в обработке полученных результатов индивидуального обследования учащегося 5го класса (с запросом по снятию тревожности).
13:00-15:00   Обсуждение результатов индивидуально-психологического обследования с психологом.  
10.10.14 Методическая работа 9:00-12:00   Разработка мероприятий в рамках «Недели психологии»  
12:00-15:00 Составление психолого-педагогической характеристики 11классника для ПМПК.
13.10.14 Психодиагностика 9:00-12:00   Психодиагностическое обследование в 9-х классах (по методикам «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В.Синявского и Б.А. Федоришина и «Подростки о родителях» Вассерманом Л.И, Горьковой И А., Ромициной Е.Е.)  
12:00-15:00 Обсуждение результатов обследования, написание заключения совместно с психологом.
14.10.14 Профилактика 9:00-10:00   Подготовка просветительской беседы для обучающихся на тему: «Портфолио старшеклассника «Копилка успеха»», «Правила вступления в контакт».  
10:00-11:00   Подготовка просветительской беседы для преподавателей на тему: «Профилактика эмоционального выгорания», «Психолого-педагогическая помощь выпускникам в подготовке к Единому государственному экзамену».
11:00-15:00   Подготовка просветительской беседы для родителей на тему: «Домашнее задание. Как облегчить выполнение домашнего задания», «Адаптация пятиклассников в школе»
15.10.14 Психодиагностика 9:15-10:00   Индивидуальное психодиагностическое исследование (по запросу: трудности в запоминании).  
10:00-12:00   Обработка полученных результатов
12:00-12:30   Обсуждение результатов индивидуально-психологического обследования, написание заключения совместно с психологом.  
Профилактика 12:30-13:15   Проведение просветительской беседы с обучающимися 8 «Б» класса на тему: «Правила вступления в контакт».  
13:15-15:00   Обсуждение результатов дня совместно с психологом
16.10.14 Коррекционно-развивающая работа 9:00-12:00 Составление и разработка групповой коррекционно-развивающей программы на основе проведенной диагностики по выявлению уровня тревожности («группа риска» 5е классы)  
12:00-15:00   Подготовка рекомендаций по снятию школьной тревожности у учащихся 5х классов
17.10.14 Коррекционно-развивающая работа 9:00-10:00   Проведение группового коррекционно - развивающего занятия в «группе риска» (5 класс) по снятию тревожности.  
10:00-13:00 Обсуждение и подведение итогов хода коррекционно-развивающего занятия
13:00-15:00 Работа с дневником практики
20.10.14 Психопрофилактика 8:30-9:00; 12:50-14:00 В рамках недели психологии - проведение мероприятия «Цвет настроения»;  
14:00-15:00   Обработка и анализ полученных результатов;  
Психодиагностика 9:00-13:20 Подготовка к проведению психодиагностического исследования в 6х классах (выявление уровня школьной мотивации)
13:20-15:00 Психодиагностическое обследование в 9-х классах (по методикам «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В.Синявского и Б.А. Федоришина и «Подростки о родителях» Вассерманом Л.И, Горьковой И А., Ромициной Е.Е.)    
21.10.14 Профилактика 11:30-13:30   Проведение просветительской беседы для преподавателей на тему: «Психолого-педагогическая помощь выпускникам в подготовке к Единому государственному экзамену».  
9:00-15:00   Проведение в рамках недели психологии - психологической акции «Тайный друг»  
Психодиагностика 9:15-12:10 Выявление уровня школьной мотивации у учащихся 6х классов
12:10-15:00 Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе проведения диагностики 9-х классов.
22.10.14 Профилактика 9:00-13:00 Проведение в рамках недели психологии игры «Следопыт» с 6-ми классами  
13:00-15:00   Проведение просветительской беседы для родителей на тему: «Адаптация пятиклассников в школе»
23.10.14 Коррекционно-развивающая работа 9:00-12:00   Составление и разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы на основе проведенной диагностики (по запросу трудности в запоминании).  
12:00-15:00 Подготовка рекомендаций по решению поставленной проблемы в ходе индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
24.10.14 Коррекционно-развивающая работа 9:00-12:00   Проведение итогового группового коррекционно - развивающего занятия в «группе риска» 5х классов по снятию тревожности.  
12:00-15:00   Обсуждение и подведение итогов хода проведения коррекционно-развивающего занятия
Психопрофилактика 9:00-13:00   В рамках недели психологии проведение мероприятия «Цвет настроения»;
14:00-15:00   Обсуждение и подведение итогов «Недели психологии»  
27.10.14 Психодиагностика 9:00-10:30   Оформление заключений по адаптации 5-х классов.  
Коррекционно-развивающая работа 11:00-15:00   Проведение игр с детьми, посещающими школьный лагерь
28.10.14 Психодиагностика 9:00-12:00   Написание заключений по уровню школьной мотивации 6-х классов.    
12:00-15:00 Посещение занятий в детском саду совместно с педагогом-психологом.  
29.10.14 Коррекционно-развивающая работа 9:00-11:00   Проведение итогового индивидуального коррекционно-развивающего занятия в форме тренинга.  
11:00-13:00 Проведение повторной индивидуальной диагностики (по запросу:трудности в запоминании). Проведение обратной связи с клиентом, предоставление рекомендаций по проблеме обращения.  
13:00-15:00   Подведение итогов по проделанной работе
30.10.14 Методическая работа 9:00-15:00   Составление плана работы на следующую четверть совместно с психологом  
31.10.14 Оформление отчетной документации.      

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.068 с.)